Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
20 августа 2017г.
Фаджр
04:23
Шурук
06:08
Зухр
13:05
Аср
17:23
Магриб
20:02
Иша
21:23

Не грусти! Нет депрессии!
Автор: Гүлнара-Салима Молдожанова / Опубликовано: 3 августа 2017

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам еще больше, но, если вы будете неблагодарны, знайте ‒ Мое наказание, воистину, сурово». (Коран, сура «Ибрахим», аят 7)

Депрессия – явление, с которым сталкиваются миллионы людей самого разного происхождения, возраста, культуры и вероисповедания. В психологии депрессию определяют как «эмоциональное состояние человека, в котором он переживает тоску, отчаяние, подавленность (от латинского слова depressio ‒ подавление)».

null

Это состояние может быть вызвано проблемами, потерями или всякого рода невзгодами в жизни самого человека или близких ему людей, сожалением о совершенном или несовершенном поступке. Зачастую люди испытывают тревогу и переживания по поводу еще не случившейся беды и не находят покоя от негативных мыслей, которые одна за другой появляются в голове, создавая все более ужасающую картину ожидаемого хода событий. Моральную (душевную) боль тяжелее перенести, нежели физическую. Она оказывает сверхсильное и разрушительное воздействие на человеческий организм.

Депрессия является главной причиной целого спектра психосоматических болезней (от греч. слов psyche ‒ душа и soma ‒ тело), иными словами, когда психические расстройства становятся причиной физиологических заболеваний, поражающих самые разные части организма ‒ от желудочно-кишечного тракта (язвы, гастриты), нервной и сердечнососудистой системы вплоть до дыхательных путей (астма) и мышечной системы (мышечный ревматизм).

Существует многомиллионная индустрия антидепрессантов, однако людей, страдающих от депрессии, по всему миру становится только больше. Да и среди огромного количества побочных эффектов этих «чудо-таблеток», как ни парадоксально, нередко встречается «возрастающий риск самоубийства». В чем же тогда искать исцеление от этого недуга? В этой статье с благословения Всевышнего и с руководством доблестных ученых (да будет доволен ими Аллах!) мы с вами постараемся найти ответ на этот вопрос в аятах Священного Корана и изречениях пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Мусульманин не может быть в депрессии!

null

«Мусульманин не может быть в депрессии!» ‒ часто можно услышать среди верующих. Для начала хотелось бы опровергнуть этот миф, поскольку Аллах сотворил жизнь и смерть для того, чтобы испытать нас, кто из нас будет лучшим в делах (Коран, 67: 2). Эта жизнь полна испытаний, и человеку не раз приходится пройти через ситуации, причиняющие ему боль и страдания. Ввиду своей слабой натуры человеку свойственно опечаливаться. Печаль ‒ это одно из основных человеческих чувств и эмоций, такое же, как радость, гнев или страх. Это абсолютно нормально, если, к примеру, человек, потерявший своего ребенка, будет чувствовать моральную опустошенность и глубокую печаль. Ведь даже образец «прекрасного терпения» Якуб (мир ему!) после исчезновения его любимого сына Юсуфа (мир ему!) горевал и плакал, что его «глаза помутнели от скорби [он заплакал до такой степени, что ослеп]» (Коран, 12: 84).

Но это не говорит о том, что ислам учит нас отчаянию, тем более нытью. Ученые ассоциируют нытье и жалобы с неблагодарностью по отношению к Аллаху, что несвойственно верующему человеку. Обратимся вновь к урокам, которые Аллах преподает нам через истории пророков и посланников (мир им!). В Коране приводятся примеры, когда пророки под тяжестью испытаний (а их испытания были гораздо более велики по сравнению с нашими) взывают к Господу и жалуются Ему.

Отметим, что ученые делят жалобы на два вида: первый – когда жалоба несет в себе возмущение, недовольство по отношению к объекту или предмету жалобы (кстати, пророки (мир им!) никогда и ни при каких обстоятельствах не высказывали такого рода жалобы по отношению ко Всевышнему). Второй вид жалоб ‒ это жалоба ребенка матери или, например, пациента доктору, где неуместна возмущенность, когда жалуются на свою беспомощность тому, кто в силах помочь. Именно таковыми были жалобы пророков, они жаловались Тому, под Чьим контролем всё и вся, Кому достаточно просто сказать «Будь!», и это непременно и незамедлительным образом произойдет (Коран, 36: 82).

Пророк Йусуф (мир ему!) говорил:

«Я жалуюсь только Аллаху о своем горе и печали» (Коран, 12: 86), пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) тоже жаловался Господу, после того как отправился в город Тайф в довольно сложный период его жизни с надеждой, что хотя бы там прислушаются к его призыву. Но к нему мало того что не прислушались, разъяренная толпа изгнала его из города, нанеся многочисленные телесные раны. Покинув Тайф, пророк с кровоточащими ранами на ногах, обессиленный морально и физически, приложив всевозможные усилия, но, не достигнув результата, жалуется Господу. Однако жаловался он не на отсутствие результата, не на сложность испытаний, он жаловался на свою слабость. «Тебе я жалуюсь на свою слабость, Ты – Господь слабых, Ты – мой Господь, ‒ обращался он к Аллаху в своей мольбе. ‒ Если Ты на меня не гневаешься, то остальное не имеет для меня значения, та жизненная сила, которую Ты даешь, ‒ она шире для меня», ‒ продолжил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) в том своем состоянии, когда, казалось бы, все валится из рук".

Важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся! «И может быть, вам не нравится что-нибудь, а оно (в действительности) для вас благо, и, может быть, вы любите что-нибудь (от чего вы получаете короткое удовлетворение и наслаждение), а оно для вас зло, поистине, (только один) Аллах знает (что является для вас благом), а вы не знаете!» ‒ говорится в 216-м аяте суры «Бакара». Действительно, то, что кажется для нас потерей (неудачей), может привести нас к более прекрасному приобретению, чем то, что мы потеряли вначале. А ситуация, которая казалась нам полным крахом, может оказаться предвещанием чего-то великолепного.

Аллах приводит нам в суре «Та-Ха» пример из жизни Мусы (мир ему!), когда он со своей семьей отправился в Египет. Они заблудились ночью посреди пустыни. Становилось холодно, и путники начали замерзать. В один момент Муса (мир ему!) разглядел огонь на склоне горы и «сказал родным: “Остановитесь (подождите), я заметил огонь. Надеюсь, что смогу принести горящий уголь (головню), а может, узнаю там верный путь”» (Коран, 20: 10). Было темно, холодно, он собирался взобраться на гору и вполне мог бы потерять путь обратно к тому месту, где его родные оставались ждать. Вдобавок на них мог бы напасть какой-нибудь зверь, на кону была не только его жизнь, но и жизнь всех членов его семьи. В такой, казалось бы, безвыходной ситуации, когда страх и ужас охватывают сознание, случается самое знаменательное событие для Мусы (мир ему!). Он поднимается на гору, и ему приходит знамение от Господа: «Я избрал тебя [для выполнения пророческой миссии]. Прислушайся же к тому, что будет внушено тебе Божественным Откровением» (Коран, 20:13). Всевышний показывает нам: насколько бы тяжелой не была ситуация – это не значит, что все потеряно или что Аллах бросил нас.

Аллах всегда с нами!

null

«Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел [Он не бросил тебя после того, как окружил своей заботой, и не предал забвению после того, как воспитал и уберег]», ‒ обращается Аллах к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) и ко всем нам (Коран, 93: 3). «Он с вами, где бы вы ни были», ‒ говорится в другом аяте (Коран, 57: 4). Аллах всегда с нами, несмотря ни на что, Он «ближе, чем яремная (шейная) артерия» (Коран, 50: 16). Он рядом, Он наблюдает, Он оберегает, Он любит нас! Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил своим сподвижникам, глядя на женщину с ребенком, что любовь Всевышнего во много крат сильнее, чем любовь матери к ребенку. Нам тяжело вообразить, насколько сильно любит мать свое дитя, так представьте же, насколько велика любовь Всевышнего ко всем нам! Не случайна аналогия, приведенная пророком (с.а.в.), – любовь, ласка и забота матери по отношению к ребенку подобны любви и заботе Творца к нам.

Одно из прекраснейших имен Аллаха ар-Рахман, с которым мы взываем к нему каждый день в молитве, когда начинаем читать Коран, когда начинаем есть или пить, когда начинаем какое-либо дело (говоря бисмилляхир Рахмаанир Рахиим). Ар-Рахман означает «милостивый из всех милостивейших, тот, чья милость не имеет границ» и происходит от слова رحمة (рахма), что означает «материнская утроба». Милость Аллаха охватывает нас подобно утробе матери. Плод находится под полной опекой матери: пропитание, кислород, тепло, защита – абсолютно все, в чем нуждается ребенок, предоставляется матерью. Более того, несмотря на все трудности в период беременности, на невообразимые боли при родах, взяв на руки родившегося младенца, мать, истекая кровью и едва будучи в сознании, скажет, что это того стоило. И единственное, что испытывает мать к своему ребенку, – это любовь! И даже если ребенок, когда вырастет, будет расстраивать ее или (не дай Аллах кому-либо) отвернется от нее, мать все равно будет так же любить свое чадо и беспокоиться за него. Так и мы окружены милостью Всемилостивого всегда и везде. Он не перестает нас любить, даже если мы забываем о Нем, даже если отдаляемся и отворачиваемся от Него…

За тяжестью ‒ облегчение!

null

В большинстве случаев наши внутренние беспокойства или неудовлетворенности являются следствием нашей отдаленности от Господа, потому что мы все сотворены Им, и независимо от того, следуем мы религиозным предписаниям или нет, наши души находят полный покой только когда связь с Творцом установлена. Он говорит с нами каждый день, просто надо прислушаться, Он оберегает нас от всего плохого, что минует нас, посылает нам определенных людей, учит уроки, дарит подарки. В каждом слове, написанном в Священном Писании, Аллахом вложен смысл, руководство для нас, каждая ситуация из жизни пророков учит нас жить, правильно воспринимать происходящее и оставаться благодарным Господу миров.

Хотелось бы привести ключевой для данной статьи аят из Корана, с которым вы, возможно, не раз сталкивались, который вы видели в эпилоге статьи. Вначале будет полезным упомянуть исторический контекст аята. Это были времена Мусы (мир ему!), когда он с Божьей помощью помог своему народу покинуть Египет. Этим людям пришлось пройти через тяжкие испытания и мучения со стороны народа Фараона, и Всевышний ниспосылает знамение. «Мы, ‒ говорит Аллах пророку Мусе (а.с.), – низвели эту Книгу, дабы ты, с Нашего на то благословения, вывел людей из многослойной тьмы к свету ‒ на путь Всемогущего и бесконечно Восхваляемого» (Коран, 14: 1).

Тьма, мрак часто ассоциируются с печалью, трудностями, тогда как свет – с облегчением и радостью. Аллах не раз напоминает в Коране, что за мраком ‒ просвет, за тяжестью ‒ облегчение. Как бы мрачно ни было наше положение, нужно всегда доверять Аллаху и верить, что Он выведет к свету. Также мы узнаем, что ислам (путь Аллаха) отождествляется со светом. Значит, нам следует держаться за нашу религию, слышать слово Божье, и Аллах облегчит наше положение.

Если перейти к самому аяту, в нем говорится следующее:

«Оповестил вас Господь: “Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам еще больше”» (Коран, 14: 7).
Муса (а.с.) процитировал данный аят тем людям, понесшим тяжелейшие потери, дети которых были жестоко убиты у них на глазах, их (душевные) раны, казалось, никогда не заживут… Они, возможно, ожидали услышать от Господа что-то вроде «если будете терпеливы…», но нет же, им говорилось о благодарности. С грамматической точки зрения в аяте употреблен глагол (быть благодарным) не в настоящем времени, что подразумевает в арабском языке продолжительность, а в прошедшем времени, то есть действие происходит однажды, чего нельзя сказать о втором глаголе: «Если бы вы только проявили благодарность (хоть раз), то дам (буду продолжать давать снова и снова) Я вам еще больше».

Удивительное в этом аяте и то, что Всевышний называет слово, которое обычно употребляется с дополнением (приумножить знания, терпение, богатство и т. д.), без дополнения. То есть Аллах говорит: «Я вам приумножу» или «дам еще больше», но не говорит чего, не ограничиваясь чем-то конкретно в качестве награды. Хвала и слава Наищедрейшему! Он ждет от нас одного проявления благодарности и обещает воздаяние, которому не дал ограничения.

Именно БЛАГОДАРНОСТЬ и есть ключевое лекарство от печали, депрессии, безнадежности. Потому что человек не может проявлять терпение без благодарности. Ученые называют терпение и благодарность двумя крыльями одной птицы. А разве может птица летать без одного крыла?! Как бы нам ни было тяжело, Аллах учит нас не фокусироваться на плохом, а суметь вспомнить о том хорошем, чем Он одарил нас. Не нужно ждать, когда настанет чудо, чтобы уверовать или почувствовать Его милость, Его помощь. Чудо – оно рядом! Оно в тех людях, кого Аллах послал нам на жизненном пути. Чудо – оно в каждом аяте, в каждом слове внутри аята, через которые Аллах говорит с нами, учит нас, опекает нас. Чудо – оно в глазах родителей, в улыбке детей, в прохладе ветра, в капельке дождя, в лепестке дерева, что производит кислород, чтобы мы дышали. Чудо в каждом вдохе и выдохе. Если Аллах позволил вам проснуться утром, значит у вас бессчетное количество причин улыбаться, причин благодарить Аллаха, причин спешить творить благое! Просто услышьте Аллаха – Он говорит с Вами! Обращайтесь к Нему ‒ Он слышит!

«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…» (Коран, 40: 60).



Другие статьи
Показать еще