Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Время намазов
19 октября 2017г.
Фаджр
05:45
Шурук
07:19
Зухр
12:47
Аср
16:30
Магриб
18:19
Иша
19:34
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов


Хадж (паломничества) в Мекку и его символы
Автор: Кадыр Маликов / Фотографии: Саид Ибраимов / Опубликовано: 7 августа 2017

В достоверном хадисе, переданном от пророка Мухаммада (мир ему и благословение!), сказано: «Построен ислам на пяти (столпах): на свидетельстве, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад − его посланник, совершении пятикратной молитвы, уплате милостыни, посте в месяц Рамадан и паломничестве – хадже к священному дому − Каабе (кто сможет это сделать по состоянию)».

null

Что же касается хаджа, то это поклонение возлагается на верующего один раз за его жизнь, и только в том случае, если он будет в состоянии его совершить. Это не всем, конечно, удается, но у некоторых все же получается. Хадж занимает лишь одну неделю в жизни верующего.

Наверняка многие наши читатели задаются вопросами: в чем смысл этого ритуала? зачем человеку нужно так далеко ехать, чтобы выполнить религиозный обряд? почему же Всевышний избрал этот, случайно приходящий в жизни верующего, вид поклонения как один из основных?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, следует сначала рассказать о хадже и его символах. Хадж − это своего рода намерение выйти в путь, оставив все свои суетные дела, чтобы посетить Каабу − «дом» Создателя. Хадж − это также символ, своего рода аллегория человеческой жизни на земле, символ внутреннего путешествия к истине, пути с целью приобретения духовного возрождения, новой жизни. Мы все в этой жизни путники, но хадж дает нам смысл и цель нашего пути − поклонение и стремление к Творцу.

Ведь с помощью паломничества человек пытается приобщиться к конечной реальности, обрести спокойствие и гармонию в отношениях с самим собой и окружающим миром. На этот аспект паломничества указывает большинство религиозных традиций в индуизме, буддизме, иудаизме и христианстве, что делает этот ритуал одним из центральных в любой религии.

Паломничество (хадж) в исламе

null

История обрядов хаджа, согласно исламу, восходит к самому пророку Адаму и Хаве (Еве) (мир им!), после их изгнания из Рая они встретились на горе Арафат (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов хаджа). Ритуалы предписанного паломничества в исламе ведут начало от пророка Ибрахима (мир ему!). И именно Ибрахим (мир ему!) установил обряды хаджа, которые являются поминанием событий и деяний его жизни, жизни его супруги Хаджар и сына Исмаила.

«Вот Мы поселили Ибрахима в Доме (Каабе) и велели: "Не поклоняйся наряду со Мной ничему, содержи Мой дом в чистоте для тех, кто (совершает обряд), обходя его, отправляет молитву, делает поклоны и падает ниц. Провозгласи людям обязанность совершать хадж, чтобы они прибывали к тебе и пешком, и на верблюдах из самых отдаленных поселений"» (Коран, сура «Хадж», 26−27).

Хадж – обязательное паломничество, предписанное Всемогущим Аллахом каждому физически здоровому мусульманину, тогда как в других религиях паломничество осуществляется по желанию верующего.

Хадж стал одним из пяти обязательных столпов ислама в десятом году от хиджры (переселения мусульман из Мекки в Медину). Хотя до этого пророк (мир ему и благословение Аллаха!) совершил хадж три раза. Но именно в десятом году от хижры пророк (мир ему и благословение Аллаха!) совершил большой хадж − «прощальный». Всевышний довел до пророка (мир ему и благословение Аллаха!), что приближается время покинуть этот бренный мир. Этот хадж стал называться прощальным потому, что он был последним в земной жизни нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха!). В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха. Со слов Джабира передается: «Когда верблюдица пророка достигла аль-Байда, я обратил взор вперед − повсюду были люди: пешие и верхом; посмотрел по правую, левую стороны − также, взглянул назад − не было видно ни конца ни края собравшимся людям».

Паломничество в христианстве

Паломничество в христианстве связано с посещением мест, связанных с жизнью Иисуса, сына Марии. Поэтому с самого начала паломники приходили в Палестину с единственной целью – собственными глазами увидеть места, где происходили различные библейские события.

Паломничество в иудаизме

Ежегодно у евреев отмечается три праздника, в которых положено участвовать иудеям (Второзаконие, 16: 16). На эти праздники иудеям предписано паломничество в Иерусалим: это Песах, или «праздник мацы» (в память об исходе из Египта), Шавуот (отмечается через семь недель после Песаха) и Суккот, или «праздник кущей». Эти три праздника посвящены важным событиям иудейской истории (Исход, 34: 18−23).

Песах отмечается в память об исходе из Египта и освобождении израильтян от рабства. Кстати, для мусульман сунной пророка (мир ему и благословение!) является держать в эту дату пост в честь исхода Мусы (мир ему!) и его народа из египетского плена. Через семь недель после Песаха иудеи празднуют Шавуот, когда по преданию евреям были дарованы десять заповедей.

Суккот празднуется в течение девяти дней и посвящен 40-летнему блужданию евреев по Синайской пустыне, во время которого они жили в шатрах (кущах).

В исторической части Иерусалима сохранилась Западная стена храма, известная как Стена Плача. Иудеи из многих стран мира периодически совершают паломничество к иерусалимским святыням.

null

Прощальная проповедь пророка по время Хаджа

В день Арафат при огромном скоплении людей пророк (мир ему и благословение Аллаха!) прочитал всеобъемлющую проповедь-завещание:

«О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года. Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.

Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено.

Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу!

Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место быть между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берете в долг. Не посягайте на права и свободы других, и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и, поистине, все проценты с долгов, причитавшиеся моему родному дяде Аббасу ибн Абдуль Мутталибу, отменяются.

Поистине, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, − это месть за кровь Ибн Раби‘ бин аль-Хариса.

О люди! Воистину, дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле (Аравийском полуострове). Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что, на ваш взгляд, незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию!

О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной − укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же − делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.

Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

Я завещаю вам страшиться гнева Аллаха, соблюдая права и свободы женщин! Поистине, у мужей есть права на своих жен, и у жен есть права на своих мужей. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (кого-либо, не испросив вашего согласия), а также на то, чтобы они не переходили границ приличия. Если же они будут так поступать, то вы вправе покинуть их ложе и выказать укор. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам, словно пленницы, и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак.

Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем, вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это − Священное Писание и жизненный путь пророка!

О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин − брат мусульманину и что все мусульмане − братья. И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя!

О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.

О Господи, донес ли я возложенное на меня? Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям! Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.

О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после, так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в рай.

Завтра (в Судный день) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?»

Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха!) ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас».

После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха!), указав на присутствующих людей, трижды воскликнул: «Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!»

После того как пророк (мир ему и благословение Аллаха!) завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующий аят: «Сегодня Я довел до совершенства для вас религию, и довел до конца милость Свою, и одобрил для вас ислам в качестве религии» (Коран, 5: 3).

Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха!) поднял в небо свой указательный палец, направил его к людям и трижды повторил: «О, Аллах, засвидетельствуй это». (Ты этому свидетель). До захода солнца пророк (мир ему и благословение Аллаха!) остался на горе Арафат. Затем отправился на Муздалифа.

В совершении пророком (мир ему и благословение Аллаха!) прощального хаджа было очень много мудрости и значения, касающегося распространения ислама, жизни самого пророка (мир ему и благословение Аллаха!) и совершенства самой религии ислам.

До этого паломничества от посланника (мир ему и благословение Аллаха!) мусульмане изучили порядок совершения намаза, поста, выплаты закята и другие шариатские решения, связанные с жизнедеятельностью мусульман. Неизученным оставался только пятый столп ислама − хадж.

К тому времени как пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) получил божественный призыв, многие изначальные ритуалы хаджа уже были замутнены языческими обрядами. Пророк, как предписал ему Аллах, восстановил ритуалы хаджа до их первоначальной чистоты и продолжил истинную традицию паломничества.

Более того, пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) обучал верующих ритуалам хаджа на своем собственном примере или давал оценку ритуалам, совершаемым его сподвижниками.

Перед тем как отправиться в путь, паломник должен исправить и возместить все нанесенные обиды, выплатить долги, распределить средства, так чтобы ему хватило на дорогу и осталось на проживание семье, и подготовиться к тому, чтобы безупречно вести себя во время хаджа.

Перед совершением ритуалов хаджа паломники входят в состояние запрета и посвящения, которое называется «ихрам». Для мужчин ихрам означает бесшовную одежду из двух кусков белого полотна – один закрывает нижнюю часть туловища и ноги ниже колен, другой накидывается на плечи. Мужчины не должны покрывать голову, но и женщинам, и мужчинам разрешается пользоваться зонтиком.

Ихрам является символом чистоты, отказа от мирских забот. Он также указывает на равенство всех людей в глазах Аллаха. Когда паломник надевает свои белые одежды, он входит в состояние чистоты, которое запрещает ссоры, причинение вреда человеку или животному, супружеские отношения. Надев ихрам, паломник не может бриться, стричь ногти, носить украшения. В этой одежде он должен оставаться до окончания хаджа.

Для паломника, если он уже находится в Мекке, хадж начинается с того момента, когда он облачается в ихрам. Паломники издалека могут прибыть в Мекку заранее и сразу в ихраме. Надевание ихрама сопровождается произнесением тальбийи – первого дуа хаджа:

«Я откликнулся на твой призыв, о Аллах, я откликнулся на твой призыв. Я откликнулся на твой призыв, нет подобного Тебе, я откликнулся на твой призыв. Воистину, Ты достоин всякой хвалы, милость и власть принадлежат Тебе, нет подобного Тебе».

В число особых ритуалов хаджа входят семикратный обход Каабы таваф, ходьба между холмами Сафа и Марва (сай), стояние на горе Милости (Арафат), бросание камешков в каменные столбы аль-Джамарат, жертвоприношение животного (овцы, козы, коровы или верблюда) и раздача мяса нуждающимся.

Паломники приезжают из разных уголков мира. Это люди разных культур, национальностей, цвета кожи. Но это ни в коем случае не является препятствием, ибо все они взывают к Единому Богу, который объединил их всех под Своим руководством и защитой.

На проповеди во время хаджа пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!) разъяснил всем мусульманам, что превосходство человека заключается не в цвете кожи, национальности или языке. Единственное мерило превосходства и добродетельности в исламе − это благочестие и богобоязненность.

null

Как раньше совершали паломничество

В наши дни паломники добираются до Мекки на самолете за считанные часы, на автотранспорте − за считанные дни. Однако до XIX века, чтобы отправиться в Мекку, нужно было присоединиться к каравану, состоящему из верблюдов, мулов и лошадей. Тогда было три основных караванных пути: египетский (который начинался из Каира), иракский (отправлявшийся из Багдада) и сирийский (после 1453 года караван отправлялся из Стамбула, собирая по дороге паломников, и через Дамаск добирался до Мекки).

Так как путешествие длилось в лучшем случае несколько месяцев, иногда от 1 года до 2 лет, паломники брали с собой все необходимое. Дороги были небезопасны из-за разбойников. Приходилось преодолевать столь трудные и опасные участки пути, что многие гибли от стихийных бедствий, тяжелых природных условий и болезней. Поэтому благополучное возвращение к семье было настоящей радостью и праздником, а также поводом возносить благодарности Всевышнему за избавление от всех бедствий.

Да примет Всевышний Аллах хадж от наших братьев и сестер и благие дела от тех, кому не удалось совершить его! Аминь.



Другие статьи
Показать еще
Новая центральная мечеть будет названа в честь имама Сарахси
Просвещение / 5 октября 2017 / Айкол Болотбекова
Разбудить сердце
Просвещение / 13 сентября 2017 / Айкол Болотбекова
Фотоотчет: Как город Ош встретил праздник Курман айт
Это интересно / 6 сентября 2017 / Айдай Амангелдиева, Айкол Болотбекоыв