Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
15 декабря 2017г.
Фаджр
06:43
Шурук
08:25
Зухр
12:57
Аср
15:46
Магриб
17:33
Иша
18:48

Ислам – религия умеренности и золотой середины
Автор: Бекболот Турдалиев / Опубликовано: 22 августа 2017

Абдуллах бин Амр (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Однажды к нам вышел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), державший в своих руках две книги, и спросил: “Знаете ли вы, что это за книги?” Мы ответили: “Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам”. Тогда о той книге, что была у него в правой руке, он сказал: “Это – книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей Рая, и имена их отцов, и названия их племен, и были они перечислены там до последнего, и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится”.

null

А потом он сказал о той книге, что была у него в левой руке: “Это – книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей Ада и имена их отцов, и названия их племен, и были они перечислены там до последнего, и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится”. Услышав эти слова, его сподвижники спросили:

“О посланник Аллаха, если все уже решено, зачем же тогда стараться совершать благие дела?!” Он сказал: “Старайтесь придерживаться правильного, избегая крайностей, и приближайтесь, ибо, поистине, тот, кто попадет в Рай, в конце концов, станет совершать дела обитателей Рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в Аду, в конце концов, станет совершать дела обитателей Ада, что бы он ни делал раньше”.
А потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сделал знак руками и отбросил их , после чего сказал: “Господь ваш уже решил судьбы Своих рабов: часть их попадет в Рай, а часть – в Ад” .

В этом хадисе, указывающем на изначальную предопределенность всей нашей жизни, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) предписал нам путь, который приведет нас к успеху в обоих мирах, а именно придерживаться правильности слов и действий в религии, а также золотой середины в делах поклонения и в религии в целом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) предостерег нас от крайностей, так как смысл слов «саддиду ва коорибуу» означает, что в делах религии следует держаться, как можно ближе к золотой середине и «проявлять умеренность во всем, не допуская чрезмерности и в то же время не делая упущений» . Нельзя пытаться делать то, что нам не под силу, так как за этим неизбежно последует спад и человек станет делать меньше, чем прежде, или вообще перестанет делать что бы то ни было.

Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (сура «ат-Тагабун», 64: 16).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда я велю вам [делать] что-либо, выполняйте из этого то, что будет вам по силам» , а также: «Поистине, эта религия крепка. Так углубляйся же в нее постепенно, с мягкостью и не вызывай отвращение в своей душе в поклонении Аллаху, ибо тот, кто не рассчитает тяжесть своего груза, не уйдет далеко и погубит свое верховое животное» ; «Не поступайте по отношению к себе сурово, ибо тогда и [Аллах] будет к вам суров!» .

Тот, кто навязывает себе и другим непосильные религиозные обязанности, тот поступает наперекор религии Аллаха и сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), который сказал: «Погибли проявляющие чрезмерность (аль-мутанаттиъун)!», – повторив это трижды» (аль-мутанаттиъун ‒ это люди, углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно).

«О люди! Остерегайтесь чрезмерности в религии, потому что ваших предшественников погубила именно чрезмерность в религии» . Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) велел избегать чрезмерности в религии, будь то в вероубеждении или в делах, так как именно это качество погубило предыдущие религиозные общины.

Проблемы и бедствия, которые возникают из-за чрезмерной религиозности, затруднительны для людей и отвращают их от религии, так как они требуют от человека долгого терпения трудностей и лишений. Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (сура «ан-Ниса», 4: 28).

Человек по своей слабости может перейти от чрезмерности в религии к оставлению религиозных обязанностей. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) наставлял своих сподвижников:

«Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения [к религии]...» В другой версии этого хадиса посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «…и соглашайтесь друг с другом, а не будьте в разногласии...» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) также сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы посланы только для облегчения, а не для усложнения!» .

У людей, проявляющих чрезмерность в религии, велика степень ошибочности и опасности, которой они подвергают себя и других. Крайности и чрезмерности противоречат основам нашей религии. Наша религия – это религия золотой середины и справедливости, и это ее основная отличительная черта.

Аллах Всевышний сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а посланник свидетельствовал о вас самих» (сура «аль-Бакара», 2: 143).

Чтобы сбить верующего с истинного пути, проклятый Иблис использует две крайности, и об этом очень хорошо сказал Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах!): «Поистине, [сначала] Сатана подкрадывается к сердцу раба Аллаха и оценивает его.

Если он видит в нем безволие, нерадивость и склонность к послаблениям, то использует это и всячески препятствует ему, удерживая его (от выполнения повелений Аллаха), поражая его ленью, небрежностью, апатией, внушает ему ложные понятия, увлекает призрачными надеждами, и, возможно даже, раб по этой причине полностью откажется от выполнения повеления Господа.

Если же он видит в нем рассудительность, старательность, способность и желание действовать [в соответствии с повелением Аллаха] и не может найти ничего, что можно было бы использовать против него, то побуждает его к еще большему усердию(!). И он внушает ему: “Не останавливайся на достигнутом, ты способен на большее, превзойди остальных [в выполнении повелений твоего Господа], не отдыхай, когда остальные отдыхают, продолжай поститься, когда остальные разговляются, и не слабей, когда другие слабеют. Если кто-то моет руки три раза, ты мой семь раз, если он делает малое омовение для молитвы, то ты полностью искупайся…”, и другие тому подобные акты преувеличения. [Так] он побуждает второго вдаваться в крайности и переходить границы [истины], и точно так же первого он не допускает (к истине), чтобы он не приблизился [к нему].

И в обоих случаях его целью является совращение человека с истины. В первом случае не давая ему приблизиться к прямому пути, а во втором ‒ побуждая его перейти границы истины, не останавливаясь на ней. И большинство творений было совращено одним из этих способов. И нет спасения от этого, кроме как с помощью глубокого [религиозного] знания, веры, способности сопротивляться наущениям Сатаны и следовании среднему пути» .

Ислам – это религия умеренности и религия золотой середины, но многие сбиты с этого пути, придерживающихся его мало, а противящихся ему много. Это путь нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников. Об этом прекрасно выразился Хасан аль-Басри:

«Сунна – это, клянусь Аллахом, кроме которого нет божества, между впадением в болото крайности и полным оставлением. Терпите на пути сунны, да смилостивится над вами Аллах, поскольку и в прежние времена людей сунны было мало. И после этого их будет мало. Они такие люди, которые не пошли в распутство с распутниками. Они не окунулись в новшества (бидъа) вместе с людьми нововведения. Они терпели на пути сунны до тех пор, пока не встретились со своим Господом. Вы тоже будьте такими» .

Мы просим Аллаха сохранить нас от этих двух крайностей – от радикализма в религии и от оставления сунны!

Также о методах сбивания Иблисом рабов Аллаха с истинного пути очень хорошо сказал шейх Вахиид Абдус-Салам Баали в книге «Оберегание человека от джиннов и Шайтана»: «Шайтан позволяет рабу заниматься второстепенными делами, отвлекая его от основных; Шайтан позволяет ему совершать хорошие второстепенные дела, стремясь отвлечь его от основных религиозных дел. И мало кто из людей понимает это. Когда кто-либо стремится совершить какое-либо дело, ему и в голову не приходит, что это может быть от Шайтана, и он про себя говорит, что это от Аллаха. Его можно простить, если он не знает, что Шайтан открывает перед рабом семьдесят дверей добра, либо для того чтобы через эти двери привести его к одной из дверей зла, либо для того чтобы отвлечь его от добра, которое превосходит все семьдесят дверей добра.

Это можно узнать только через свет Всевышнего, который Он посылает в сердце раба, который, оставив все пути, последовал по пути пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), изучил степени превосходства дел у Аллаха, отличив основные дела от второстепенных. Узнать это может тот, кто является наследником пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). А наследником пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) является только тот, кто изучил его путь и пошел по нему. Основная масса людей изолирована, им такое и в голову не приходит, а Аллах проявляет Свою милость тому, кому Он захочет из рабов Своих».

Ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха начертил рукой линию, потом сказал: “Эта правильная дорога Аллаха”, – после начертил от этой линии направо и налево линии и сказал: “На каждом из этих путей сидит призывающий Шайтан”, – после прочитал аят: “Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями…”» (сура «аль-Анъам», 6: 153) .

Мужахид сказал: «…не следуйте другими путями… Это значит – новшество и страсть».

Это наставление пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) приобретает особую актуальность в наши дни, когда мы живем в преддверии Судного дня и многие малые признаки Судного дня уже состоялись, когда смута в религии, предсказанная пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), уже проявилась открыто и угрожает основам религии.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Придет время, когда будет таять сердце верующего, как тает соль в воде». Его спросили: «О, посланник Аллаха, а от чего это будет?». Он ответил: «Из-за того, что он видит порицаемое, но не может его изменить!» .

«Ислам будет разрушаться петелька за петелькой, и по мере разрушения люди будут цепляться за следующие петельки; первыми разрушатся (нормы) шариата, а в конце намаз» .

«Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа; не настанет Судный час, пока Аллах не пошлет… нечестивых чтецов Корана, физиономия их наподобие монахов, но сердца их самые зловонные, хуже, чем у падали; страсти у них разные, вот тогда приоткроет им Аллах искушение, серое, темное, и будут они в нем блуждать…» .

«…появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: “Кто лучше нас читает и знает наизусть [Коран]? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в вопросах мусульманского права (фикха)?” Затем он спросил своих сподвижников: “Есть ли в этих людях хоть что-нибудь благое?” Они ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Он сказал: “Будут они из вашей среды и из числа (членов) этой общины, и это они послужат топливом для огня”» .

«“Придут обманчивые годы, в которые будут верить лжецу и не будут верить говорящему правду; будут доверять предателю и не доверять достойному доверия; и заговорит ар-Рувайбида”. [Его] спросили: “А что значит ар-Рувайбида?” Пророк ответил: “Невежественный (никчемный) человек, обсуждающий вопросы, затрагивающие интересы всего общества”».

Это люди, не имеющие глубокого понимания ислама и идущие на поводу у своих страстей, так как Аллах Всевышний сказал: «Поистине, многие вводят других в заблуждение своими собственными желаниями, без всякого знания. Поистине, твоему Господу лучше знать преступающих [границы Аллаха]» (сура «аль-Анъам», 6: 119).

Аллах Всевышний, знающий сердца людей, оставляет без Своей помощи тех из Своих рабов, кто следует за своими страстями, в чьих сердцах болезнь, и, более того, Он поражает их искаженным пониманием религии в соответствии с их грехами; а тех Своих рабов, в чьих сердцах благо и искренность, Аллах наставляет в религии, то есть Он делает их правильно понимающими и разбирающимися в религии Аллаха. А кого Аллах наставил в религии, и сделал его понимающим религию, и одарил искренностью, тот добивается успеха в обоих мирах! По мнению ученых, правильное понимание религии – это признак счастливой судьбы!

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага» , а также:

«О люди! Учитесь! Поистине, знание [приходит] благодаря изучению, а понимание [приходит] благодаря стремлению постичь его. И того, кому Аллах желает блага, Он делает понимающим религию».

В обществе, где нет основы религии, где отсутствуют обязательные и основные столпы религии, призыв к второстепенным, спорным и тонким вопросам религии, к которым общество не готово, – это губительная смута для людей и для развития религии в целом. Как правило, «проповедование» таких вопросов приводит ко всякого рода крайностям. В таком обществе призыв должен вестись только к вере во Всевышнего Аллаха и к поклонению Ему Одному, к вере в загробный мир и к другим основам ислама, а также нужно предостерегать людей от губящих грехов, в которых они погрязли, так как состояние общества зависит от уровня ее праведности или греховности. Здесь важнее всего единство общества, и мы не должны забывать наставления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):

«…углубляйся же в нее постепенно, с мягкостью…» ; «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения [к религии]...» . В другой версии этого хадиса посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «…и соглашайтесь друг с другом, а не будьте в разногласии...».

В хадисе, приведенном в сборнике «ат-Тирмизи», пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!), разъясняя предопределенность всей нашей жизни, указал на путь правильного осуществления свободы выбора – придерживаться правильности слов и дел, а также придерживаться золотой середины в религии. Но в плане научного постижения и религиозной практики наибольшую трудность представляет собой именно видение среднего пути и способность удержаться на нем, так как это предполагает борьбу с Иблисом, со своими страстями и со своей душой в глубоком и беспристрастном изучении религии. Как сказал Ибн аль-Кайим, «кроме как с помощью глубокого [религиозного] знания, веры, способности сопротивляться наущениям Сатаны и следовании среднему пути», у нас нет другой дороги для правильного осуществления свободы выбора. В противном случае, из-за невежества и из-за следования за своими страстями, мы можем отклониться от прямого пути и встать на путь оставления сунны, объясняя это «современным исламом», или же встать на путь чрезмерности и радикализма, что и наблюдаем сейчас. Главное лекарство от всех этих бед и спасение от этой смуты – глубокое знание и понимание религии. Только беспристрастное и глубокое изучение религии приведет к правильному пониманию религии и к богобоязненности!

Одной из основных причин отклонения от прямого пути является поверхностный подход в постижении знаний и увлечение внешней формой знания, и в наше время это становится всеобщим бедствием в религии! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) предрек: «Придет такое время на мою общину, когда в ней будет обилие образованных, но нехватка тех, кто понимает [религию] и будет отнято знание…» .

Ибн аль-Джаузи еще несколько веков назад писал об этом бедствии:

«Я увидел, что многие ученые занимаются изучением внешней формы знания, не вникая в его суть и заложенный в нем смысл… Таковыми являются большинство людей. Заниматься постижением форм знания – для них ремесло, которое придает им гордыни и глупости. Такие люди не смогли понять смысла знания, ведь знание – это не словесная форма, а лишь постижение его сути, что приводит к богобоязненности и страху перед Аллахом, и человек благодаря знанию видит оказанную Аллахом милость…» .

Аллах Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать …» (сура «аль-Анфаль», 8: 29).

И в заключении: хвала Аллаху – Господу миров,

мир и благословение пророку Мухаммаду, его семейству, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними до самого Судного дня!