Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
15 декабря 2017г.
Фаджр
06:43
Шурук
08:25
Зухр
12:57
Аср
15:46
Магриб
17:33
Иша
18:48

История Каабы
Автор: Алишер Исмаилов / Опубликовано: 23 августа 2017

Мусульмане пять раз в день совершают намаз в одном направлении − в сторону Мекки, где находится священная Кааба (сооружение, высотой около пяти метров в виде куба, покрытое черной тканью). Это − кубическое сооружение, стороны которого точно обращены в направлении полюсов компаса: север, юг, запад и восток. Итак, что же такое Кааба? В народе бытуют разные версии, связанные с чудесами черного камня в Мекке, который висит в воздухе. Для начала нужно рассказать нашим читателям об истории Каабы.

null

Итак, ее построил первый человек Адам (мир ему!). Это − первое сооружение человека на земле, первый дом, воздвигнутый с целью поклонения Единому Богу!

«Воистину, первый Дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], – это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Коран, 3: 96−97).

Достоверно известно о том, что Каабу восстановил после всемирного потопа Ибрахим (мир ему!) со своим сыном Исмаилом. На то время в ее окрестностях жили сын его Исмаил и племя Джурхума (родом из Йемена). Сооружение Ибрахима (мир ему!) оставалось нетронутым вплоть до времени его перестройки племенем аль-Амалика и позже племенем Джурхума.

Когда во втором столетии до хиджры управление Каабой перешло в руки Кусая ибн Килаба – предка пророка (мир ему и благословение!), он разобрал ее и заново отстроил на твердом фундаменте, соорудив крышу из пальмовых стволов. На одной из сторон им был также построен «Дару-н-Надва» (Дом собрания) – место, с которого он осуществлял правление и где держал совет со своими сподвижниками.

Позже он разделил все стороны Каабы среди различных родов Курайшитов, каждый из которых строил дома на отведенной ему стороне. Двери их открывались в направлении Каабы.

За пять лет до начала миссии пророка (мир ему и благословение!) случившееся наводнение разрушило строение. Обязанности, связанные с ее отстройкой, Курайшиты поделили между собой. Для ее постройки они наняли римского строителя и египетского плотника, который должен был помогать в столярных работах.

Когда пришло время установления черного камня (по преданию, спущенного из рая вместе с Адамом и Евой), возник спор о том, какой род должен быть удостоен чести установления камня на его место. Тогда они обратились к Мухаммаду (мир ему и благословение!), которому на то время исполнилось тридцать пять лет, с просьбой разрешить их спор, ибо глубоко верили в его мудрость и рассудительность.

Взяв плащ, он поместил на него черный камень, после чего велел взяться всем за края плаща и вместе поднять его. Когда камень принесли обратно и подняли на необходимую высоту (по восточному углу), он взял его и собственноручно установил на место.

К тому времени средства Курайшитов были истощены, и они решили уменьшить одну из сторон Каабы – именно так она и выглядит в наше время, поскольку часть первоначального строения была исключена. Это место носит название «хиджр Исмаил» («запретное место Исмаила»).

Конструкция Каабы

По форме Кааба является почти кубическим строением, в которое вмонтированы тяжелые темные синевато-серые камни. Сейчас в высоту она достигает шестнадцати метров. Во времена пророка (мир ему и благословение!) она была значительно ниже, что можно заключить из следующего факта: в день открытия Мекки пророк (мир ему и благословение!) поднял себе на плечи Али ибн Абу Талиба, чтобы тот смог сбросить идолов, расположенных на крыше Каабы.

Северная стена (обращенная к хиджр Исмаил), через которую подается вода, и противоположная ей (южная) достигают в длину десять метров и десять сантиметров, тогда как восточная, в которой встроена дверь, и западная имеют двенадцать метров в длину. Дверь находится на высоте двух метров над землей.

Черный камень установлен в восточном углу, поэтому для входящего в двери он оказывается слева. Камень установлен на высоте полутора метров от земли (то есть над уровнем места обхода). Во время обряда таваф (кружения) вокруг Каабы паломники стараются притронуться или поцеловать камень как дань тому, что делал пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) во время хаджа. В исламе данный обряд имеет лишь символическое значение, то есть камень воспринимается верующими просто как камень.

Хаджар аль-Асвад (черный камень) представляет собой твердую массу (не известного пока науке происхождения), похожую на скалу. Черный камень не висит в воздухе, а вставлен в один из углов Каабы. Черный камень имеет неправильную овальную форму черного цвета с алым оттенком, на нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии, появляющиеся в местах соединения отколовшихся частей. Его диаметр составляет около тридцати сантиметров.

С древних времен углы Каабы именуются «аль-Аркан» (множественное число от «ар-Рукн», столб). Северный − Ираки Рукн (иракский), западный – Сирийский, южный – Йеменский и восточный (в нем установлен черный камень). Место между дверью и черным камнем называется «аль-Мультазам» (буквально место, которому он остается верным), поскольку совершающий обход твердо держится его, молясь и взывая к Аллаху.

Желоб, встроенный в северной стене и называемый желобом милосердия, впервые был вмонтирован аль-Хаджаджем ибн Юсуфом. В 954 году турецкий Султан Сулейман заменил его на серебряный, который, в свою очередь, в 1021 году был заменен Султаном Ахмадом на серебряный с позолотой. В 1273 году хиджры турецкий Султан Абдул-Маджид сменил его на золотой, таким он остается и поныне.

Покрывало Каабы

null

Относительно покрывала Каабы известно, что Тубба (титул королей Йемена) Абу Бакр Асад первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем. Его преемники следовали данному обычаю.

Пророк (мир ему и благословение!) покрыл Каабу йеменскими тканями. Эта традиция была продолжена, и покрывало называется по-арабски «кисва». Когда халиф Аббасидов приехал для совершения паломничества, смотрители дома пожаловались ему на большое число покрывал, которые накопились на крыше, подвергая ее тем самым опасности обрушения. Халифом был отдан приказ об их устранении. С тех пор каждый год старое покрывало должно было сменяться новым, на котором вышиты аяты из Священного Корана. Этой традиции следуют и по сей день. А фрагменты ткани «кисвы» с вышитыми аятами Священного Корана преподносят в дар разным странам от имени короля Саудовской Аравии, так как он имеет титул хранителя двух святынь (Мекки и Медины).

Забота (попечительство) о Каабе

Попечительство над Каабой оставалось за родом Хузаа вплоть до времени Халиля аль-Хузаи. Он назначил свою дочь (которая вышла замуж за Кусая ибн Килаба) своей преемницей и наделил человека из своего рода – Абу Габшана аль-Хузаи − правом открывать и закрывать двери. Абу Габшан продал свое право Кусаю ибн Килабу за одного верблюда и полный мех вина.

Право заботы о Каабе впоследствии было передано Курайшитам. Положение дел сохранялось до тех пор, пока пророк (мир ему и благословение!) не вступил в Мекку и, войдя в Каабу, не приказал выбросить все изображения и разрушить всех идолов.

Место стояния Ибрахима (мир ему!) – камень, на котором остались отпечатки его ног во время его молитвы. Над ним на четырех столбах был построен купол. В этом месте после совершения обхода люди часто выстаивают молитвы.

Значение Каабы

Каабу высоко чтили многие народы и племена, жившие на Аравийском полуострове. Евреи чтили Каабу и поклонялись там Богу согласно религии Авраама (Ибрахима) (мир ему!). В Каабе раньше находилось много рисунков и изображений, в том числе Ибрахима и Исмаила (мир им!) с пророческими стрелами в руках. В ней находились также образы Девы Марии и Исы, сына Марии (мир им!), это свидетельствует о том, что христиане также, подобно евреям, почитали Каабу.

Арабы всегда относились к Каабе с наивысшим уважением. С самых ранних времен они веровали, что Кааба – дом Аллаха, и совершали паломничество к ней со всех уголков своих земель. Они знали, что Каабу построил Ибрахим (мир ему!) и что паломничество к ней является частью религии, унаследованной ими от него.

Забота о Каабе была поручена Исмаилу (сыну Ибрахима), и он передал это право своим потомкам. Со временем численность и мощь Исмаилитов значительно возросли. Вождем Исмаилитов в то время был Амр ибн Лахий, глава одного из родов Хузаа. Он стал владыкой Мекки и взял в свои руки попечительство над Каабой. Именно он отошел от религии ханифа (единобожия), установил идолов в Каабе и призвал людей поклоняться им. Первым идолом, который он поставил, был Хубал, привезенный им из Сирии, позже появились и другие.

Постепенно в Каабе было собрано множество идолов, и среди арабов распространилось идолопоклонничество. Первоначальная религия единобожия предка арабов Ибрахима (мир ему!) была искажена и забыта, пока Аллах не послал Своего пророка и посланника Мухаммада (мир ему и благословение!) с миссией призыва к единобожию.



Другие статьи
Показать еще