«Нависший над уммой интеллектуальный кризис не обошел стороной и семьи, приведя в итоге к тому, что в большинстве случаев они стали ограничиваться внешними атрибутами религиозности, забывая об их истинной сущности».
Абдулазиз Кахиль. «Качества богобоязненной мусульманской семьи»
В Кыргызстане с каждым годом прибавляется число тех, кто старается выстраивать свою семейную жизнь согласно исламу и следовать его принципам.Начиная с выбора верующей невесты, создания быта, отношений друг с другом в семейной жизни, верующие стараются построить идеальную исламскую семью.
Приходя к исламу, молодые люди обычно узнают о семейных отношениях через разные источники: знакомых, друзей, Интернет или книги. И даже несмотря на обилие разных источников информации и советов, некоторые мусульманские семьи зачастую поверхностно понимают исламский идеал семейных отношений,создания тонкой атмосферы взаимопонимания и интеллектуального развития.Между тем Аллах, описывая основы семьи в Коране, говорит: «Мы создали между вами любовь и милосердие». То есть на пути к Аллаху подразумевается милосердие в отношениях на основе взаимопрощения, уступок, мягкости и любви друг к другу.
От внешней атрибутики к реальным ценностям
Согласно требованиям ислама, многие религиозные мусульманские семьи очищают дом от картин, фотографий, вешают на стены аяты Корана, ставят громко аудиозаписи с чтением Корана и т.д. Кроме этого, детям дают арабские имена, приобщают их к арабскому языку, мужчины не носят галстук, в семьях не отмечают светские праздники, не ходят в кино, театр, в речи часто используют термины на арабском языке и т. д.
Все перечисленное выше имеет большое значение в психологии верующего, это подчеркивает его принадлежность к миру ислама, к мировой мусульманской умме (общине). Иногда мы думаем, что таким образом создается настоящий образ семейной жизни в исламе.
Однако надо понимать, что все это является только внешним атрибутом и в большей степени стереотипом в понимании самой сути исламской семьи.Ведь, согласитесь, наличия внешней атрибутики недостаточно, чтобы говорить о внутренней духовной культуре, интеллектуальном развитии, поведении мусульман как в семье, так и в обществе согласно принципам и целям ислама.Зачастую люди ограничиваются лишь внешней атрибутикой или ритуальными действиями, которые часто со стороны могут расцениваться как показатели глубокой религиозности, того, что исламские нормы выполняются, а нравственные принципы практикуются. В то же самое время в семье, на работе или на улице поведение некоторых верующих не совсем соответствует внешнему образу и заявленной атрибутике. Агрессивность и неприятие другого мнения,отсутствие тяги к самообразованию, интеллектуальному развитию, социальная пассивность, невыполнение обещаний, грубость, иногда и недостаток в культуре поведения − все это сегодня становится предметом критики в отношении мусульман.
Употребление в семьях оскорбительных эпитетов в адрес тех, кто еще не пришел в ислам, прерывание отношений с недостаточно религиозными родственниками и друзьями, грубое отношение к детям или невнимание к их воспитанию… А ведь дети в мусульманских семьях наблюдают за поведением своих родителей,отношением к себе, затем повторяют их действия, слова, принимая это за ислам.
Проблемы и их решение(советы для молодых семей)
Жениться или выйти замуж сегодня очень легко, но построить полноценную и счастливую семью не так уж просто. Несмотря на рост численности браков в Кыргызстане, растет и число разводов. Эта проблема не обошла стороной и религиозные семьи. В последнее время получил распространение развод (талак), который объявляется по сотовому телефону (в том числе при помощиsms-сообщения), по Интернету, причины могут быть самые разные, а зачастую и сомнительные. Но почему так происходит? Ведь исламские семьи должны быть крепкими. Откуда в мусульманских семьях иногда появляется непонимание,напряженность в отношениях?
Чтобы понять, что же на самом деле происходит с нами, нужно разобраться в процессах, которые происходят в обществе, и их влиянии на семейные отношения. Наверняка причина кроется в нас самих, вернее в восприятии института мусульманского брака, в понимании сути ответственности друг перед другом, перед Аллахом, гармоничных отношений между супругами на основах взаимоуважения и богобоязненности.
Сложились определенные типы поведения, построенные на ценностях,преобладающих в нашем обществе, − на культуре, традициях, обычаях, и, к сожалению, на стереотипах религиозного мышления. Именно эти ценности продиктованы мнением, будто так должно быть, потому что этого придерживается большинство или так принято в религиозной мусульманской семье.
Проблема 1. В современном обществе очень много проявлений крайности, что ведет к агрессивности, поспешности суждений о других, созданию атмосферы конфликта. Все эти крайности, особенно в религии, очень опасны для семейных отношений, поскольку зачастую агрессия переносится в семью. Муж иногда в грубой форме принуждает жену и детей к выполнению религиозных требований.
Совет: Важно избегать крайностей в любых ситуациях, так как крайность ведет к конфликту. Основа ислама − это умеренность и срединность пути, так как проявление перегибов в религии осуждается и запрещается. Чрезмерная жесткость или крайняя распущенность ведет к искажению сути ислама,отторжению его норм.
В ведении семейного бюджета мусульманская семья также придерживается умеренности, не впадая в чрезмерную экономию или в расточительство.
Также очень важно уделять внимание созданию в семье атмосферы взаимоуважения, уважения достоинства других, воздерживаться от обсуждения недостатков окружающих. Нужно стремиться к совместному выполнению религиозной практики в семье и культивированию свободы и совещательного принципа (шура). В данном случае каждый член семьи, будь то ребенок, мужчина или женщина, должны иметь возможность свободно выражать собственное мнение, без пренебрежительного отношения к своему мнению, так как важные семейные вопросы решаются в ходе совместного обсуждения.
Проблема 2. В нашем обществе очень сложно практиковать нормы ислама в полной мере, еще очень сильно влияние обычаев, традиций, мнения родственников и т. д. Можно с этим и согласиться, но закрытость некоторых мусульманских семей от общества не является выходом. Создание стены недоверия и недопонимания ведет к разделению на «мы» и «они», созданию мусульманского «гетто» в обществе, агрессивности восприятия другого мира.Совет: С целью выхода из сложившейся ситуации примером для подражания в первую очередь должен быть пророк ислама Мухаммад (мир ему!). Изучая личность пророка Мухаммада (мир ему!), его отношение к семье, поведение среди верующих, можно открыть для себя, что пророк ислама часто улыбался,был мягок к окружающим, великодушным, сострадательным и чутким.
Проблема 3. Обилие негативной информации в СМИ, мысли о плохом – это и многое другое ведет к проецированию негативной картинки в голове и, как следствие, к депрессии, страху, создает атмосферу нервозности в семье, что часто приводит к скандалам, к недовольству своим положением, семейным бытом, мужем или женой и, наконец, к подсознательному недовольству тем, что Аллах посылает испытания.
Совет: Нужно избегать плохих мыслей, не забивать ими голову, не думать постоянно о бытовых проблемах, так как в верующей семье супруги должны полагаться на Аллаха, не терять надежды, поддерживать друг друга. Создание исламской атмосферы в семье также предусматривает уважение прав всех ее членов, в особенности это касается отношений между мужем и женой. Какой бы богобоязненной и благочестивой (судя по внешним проявлениям) не считала себя та или иная мусульманская семья, она не является исламской, если в ней нарушаются базовые права и свободы ее членов, распространяются сплетни,оскорбления, практикуется насилие и тирания.
Проблема 4. Сегодня не всегда много времени и внимания уделяется интеллектуальному саморазвитию, иногда и вовсе не уделяется, это ведет к деградации человека. Мало внимания также уделяется воспитанию детей. Есть случаи, когда в семье ревниво исполняются частные нормы этики за столом(например, потребление пищи правой рукой, упоминание имени Аллаха и т. д.),но при этом допускается излишество и расточительство (исраф) − выкидывается хлеб, недоеденная пища и т. д., оставление мусора на природе. Это также является примером для детей в отношении поведения за столом, приема пищи,чистоты.
Совет: Очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию и самообразованию, читать полезные книги, развивающие интеллект и расширяющие кругозор. Важно уделять время чтению и изучению толкования Корана в кругу семьи, сунны и жизнеописания пророка Мухаммада (мир ему!),а также культуры и истории других народов. Что касается воспитания детей, то важно прививать умеренность во всем, свободу мышления, уважение иного мнения, понимание справедливости, честности, необходимо развивать у детей чувство ответственности, а также ощущение гармонии через творчество (путем посещения различных кружков, занятий искусством, рукоделием и т. д.). К сожалению, в некоторых семьях не уделяется внимание проведению досуга, дни отдыха проходят однообразно и скучно, все сводится к приготовлению пищи и беседам на религиозную тему. Между тем нужно разнообразить семейный досуг− выходить всей семьей на прогулки, выезжать за город, изучать новые места,путешествовать, заниматься спортом, продумывать совместную культурную программу, например − посещение выставки или музея.
Конечно же, здесь важно понимать, что не все мусульмане схожи в характере,поведении и понимании религиозных норм. Но следует отметить, что очень много мусульманских семей, которые могут служить примером для остальных. В них мужчина и женщина играют одинаково важную роль. Мужчина показывает пример поведения для остальных членов семьи, и от его правильного понимания семейных ценностей зависит крепость семьи. Женщина воспитывает детей,формирует жизненные ценности, отношение к окружающему миру, создает атмосферу гармонии. Ведь в одном из хадисов пророк Мухаммад (мир ему!)сказал: «Если испортится мужчина, испортится женщина, но если испортится женщина, испортится все общество»