Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

15 удивительных фактов из жизни сподвижника Усмана ибн Аффана

Автор: Умма / Фотографии: Умма / Опубликовано: 6 марта 2018

Есть известный хадис, в котором упоминаются имена 10 сподвижников, которым был обещан рай еще при их жизни. Мы продолжаем серию статей, в которых рассказываем самые интересные факты из жизни этих благородных сподвижников. И сегодня нашим героев является один из самых красивых, щедрых, справедливых, храбрых, терпеливых, мягких и стыдливых сподвижников, о котором Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Разве не следует мне стесняться человека, которого стесняются ангелы?» И этим человеком является один из праведных халифов Усман ибн Аффан.

%article_title%

1) Усман ибн Аффан даже до прихода ислама никогда не поклонялся идолам, не совершал ничего мерзкого и непристойного и никогда не пил вино. Он также никогда не прелюбодействовал и даже не смотрел на части тела, которые должны быть закрыты от чужих взоров.

Он говорил о себе: «... я не пил вино ни во времена невежества, ни в исламе. Я не совершал прелюбодеяния ни во времена невежества, ни в исламе».

2) Усман ибн Аффан принял ислам в возрасте 34 лет. Он без всяких колебаний ответил на призыв Абу Бакра. Таким образом он оказался в числе первых мусульман.

3) Усман ибн Аффан был одним из уважаемых и богатых жителей Мекки. Он унаследовал от отца 30 миллионов дирхамов и искусно приумножил их в торговле. С приходом ислама, он щедро жертвовал своим имуществом на пути Аллаха. Приведем лишь несколько примеров его благотворительности.

Когда Усман совершил переселение в Медину, он узнал, что мусульмане там испытывают затруднения с водой. Вода во всех колодцах Медины была горькой и соленой. И лишь в колодце Рума, принадлежавшем одному иудею, вода была пресной и приятной на вкус. Иудей добывал средства к существованию, продавая воду из этого колодца. Усман немедленно купил колодец и подарил его мусульманам.

Во время похода на Табук, когда мусульмане испытывали засуху и голодное время, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призвал мусульман сделать пожертвования на снаряжения войска. Усман ибн Аффан удивил всех, пожертвовав войску 940 верблюдов и 60 коней, то есть в общей сложности тысячу верховых животных. Также он принес тысячу динаров

Посланником Аллаха тогда сказал: «После этого дня ничто не повредит Усману, что бы он ни делал», повторив эти слова дважды.

Во время правления Абу Бакра мусульман настигло очень тяжелое время засухи и голода. Тогда Усман, приехавший в город с огромным караваном, груженным разным добром, и обнаруживший плачевное состояние мусульман, отдал целый караван в качестве милостыни.

Также передают, что каждую пятницу с тех пор, как Усман принял ислам, он отпускал на волю одного раба. Всего он освободил примерно 2 400 невольников.

Усман ибн Аффан никогда не хвастался своими пожертвованиями, а, напротив, всегда старался помогать так, чтобы правая рука не знала о том, что дает левая. Об этом свидетельствует следующая история. Однажды к нему подошел мальчик в мечети. Благородный сподвижник сразу понял, что у него тяжелое положение. Он решил подарить мальчику рубашку и пока заворачивал ее, положил в карман 10 тыс. дирхамов. Мальчик пришел домой и показал своим родителям рубашку и только тогда родители обнаружили в кармане 10 тыс дирхамов.

4) Исключительным качеством Усмана ибн Аффана была стыдливость.

Скромность и стыдливость Усмана ибн Аффана проявлялась не только в благотворительности, но и в повседневной жизни.

Есть известный хадис, в котором говорится о том, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал на кровати, прикрывшись одеялом, к нему постучались и попросили разрешения войти. Это был Абу Бакр. Посланник Аллах принял его лежа, затем к нему зашел Умар ибн Аль-Хаттаб. Посланник Аллаха не изменил своего положения и также побеседовал с ним. Когда разрешения войти попросил Усман ибн Аффан, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал с постели и поправился. Когда мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) позже спросила, почему он так поступил, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине, 'Усман — человек стыдливый, и я опасался, что, если дам ему разрешение войти, находясь в таком положении, он не попросит о том, ради чего пришёл».

Есть другой аналогичный хадис, где пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал поправлять одежду, когда в комнату зашел Усман. Тогда он сказал: «Разве не следует мне стесняться человека, которого стесняются ангелы?»

Аль-Хасан аль-Басри упомянул об Усмане и его стыдливости и сказал: «Даже в своём доме за закрытой дверью он не раздевался полностью во время совершения полного омовения, ибо стыдливость мешала ему встать в полный рост без одежды»
.

5) Усман ибн Аффан был очень красивым мужчиной и был похож на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк говорил своей дочке Рукая, что никто не похож на ее отца и дедушку так, как ее муж. Своей красотой, как внешней, так и внутренней, Усман ибн Аффан завоевал любовь курайшитов. Передают, что в Мекке можно было услышать, как женщина поёт своему ребёнку колыбельную примерно такого содержания:

Люблю я тебя, клянусь Милосердным,

Как курайшиты любят 'Усмана...

6) У Усмана ибн Аффана было прозвище “обладатель двух светочей”. Это связано с тем, что он женился на двух дочерях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). История их брака такова. В своё время Посланник Аллаха выдал своих дочерей Рукайю и Умм Кульсум за сыновей Абу Ляхаба, а после того, как Всевышний Аллах ниспослал суру, где проклинал Абу Ляхаба и его жену, они велели своим сыновьям немедленно развестись с дочерьми пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). И они исполнили веление родителей до того, как начали супружескую жизнь со своими жёнами. Узнав о том, что Рукайя получила развод, Усман очень обрадовался и поспешил попросить у Посланника Аллаха её руки. Посланник Аллаха дал согласие на их брак, об их брачном союзе говорили:

Никто не видел пары прекрасней

Рукайи с мужем её 'Усманом

У них родился сын Абдуллах. К сожалению, счастье их длилось не долго. Рукайя умерла от тяжелой болезни в день победы битвы при Бадре. Их сын Абдуллах тоже вскоре скончался. Петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и маленький Абдуллах умер от инфекций. Усман очень тяжело переживал смерть своей жены и сына. Он ходил подавленным и на протяжении двух лет не принимал активного участия в социальных и общественных делах. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его о том, что печалит его. Тогда он ответил: «Я скорблю о Рукайе, и еще о чем-то». Пророк спросил: «О чем же?". Тогда он ответил, что с момента смерти Рукайи, его родственные связи с пророком разорвались. Пророк увидев искренность в глазах Усмана, выдал за него свою вторую дочь – Умм Кульсум. Когда умерла Умм Кульсум, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы у нас была третья, мы бы выдали её за тебя».

7) Усман очень любил читать Коран. Его учителем был сам посланник Аллаха. Усман ибн Аффан был одним из тех сподвижников, о которых говорили: “выучив десять аятов, они не переходили к следующим до тех пор, пока не приобретали знание, которое заключалось в них, и не начинали поступать согласно этому знанию”.

Жена Усмана передавала, что порой он читал Коран всю ночь напролёт, прочитывая его полностью в одном рак'ате.

Сам Усман ибн Аффан говорил: «Три дела в этом мире полюбились мне: насыщение голодного, обеспечение одеждой нагого и чтение Корана».

8) Усман был очень храбрым и мужественным. Он был готов отдать свою жизнь на пути ислама. Он участвовал во всех военных походах Посланника Аллаха, за исключением битвы при Бадре, во время которой его жена Рукайя сильно болела и по просьбе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он решил остаться рядом с женой. О храбрости Усмана свидетельствует тот факт, что во время заключения договора Худайбийи, он не побоялся пойти к курайшитам в качестве посла от имени Пророка, хотя был большой риск быть убитым. После того, как Усмани ибн Аффан отправился в Мекку, до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дошёл слух о том, что Усман убит. Тогда он призвал своих сподвижников принести ему клятву сражаться с язычниками. Сподвижники вняли его призыву и поклялись ему стоять насмерть. Посланник Аллаха поднял свою правую руку и сказал: «Это рука 'Усмана» — и ударил ею по своей второй руке, поклявшись таким образом от имени 'Усмана. Клятву под деревом, или клятву довольства, принесли в общей сложности тысяча четыреста сподвижников.

9) Во времена правления Абу Бакра Ас-Сиддика и Умара ибн Аль-Хаттаба, Усман ибн Аффан был их советчиком. Именно по его совету Умар создал канцелярию, а также установил мусульманское летоисчисление. Было решено вести летоисчесление от истории от хиджры Пророка, потому что она провела разделительную черту между истиной и ложью, и когда люди разошлись во мнениях относительно того, какой месяц следует считать первым в году. Усман сказал: «Начинайте с мухаррама, ибо это заповедный месяц, и он первый по счёту, и это месяц возвращения людей из хаджа».

10)Решением большинства Усман ибн Аффан был выбран третьим халифом. Умар ибн Аль Хаттаб, когда умирал, в отличие от Абу Бакра, не стал назначать определенного человека после себя, он лишь указала на шесть достойных людей и предложил им выбрать среди самих себя. Ответственность за проведение выборов взял Абдурахман ибн Ауф, сняв предварительно свою кандидатуру. Посоветовавшись с кандидатами, с ансарами, мухажирами и простыми мусульманами, выслушав мнение каждого, он, по большинству голосов, принял решение в сторону Усмана ибн Аффана.

11) Усман был очень справедливым. Однажды он, разгневавшись на своего слугу, оттрепал его за ухо, причинив ему боль. Всю ночь он не мог уснуть из-за своего поступка и наконец позвал слугу и велел тому воздать ему равным за причинённую боль. Слуга сначала отказался делать это, однако потом, видя, что 'Усман настаивает, покорился и исполнил его веление.

12) В эпоху правления Усмана ибн Аффана было завоевано много государств (Армения, Азербайджан, Тунис и др.) и основан военно-морской флот. Исламское государство стало морской державой.

13) Усман был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Два его предшественника-халифа, как известно, осуществляли судопроизводство в мечети .Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию ( начальник стражи порядка). На эту должность первым был назначен благородный сподвижник Ибн Кунфуз ибн 'Умайр аль-Кураши.

14) Одно из великих деяний Усмана - сведение способов чтения Корана к одному

Запись Корана велась уже в Мекке. Таким образом, на момент кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Коран был полностью зафиксирован письменно, однако записи были разрозненны и не были собраны в единую книгу. Во времена правления Абу Бакра, по совету Умара ибн Аль-Хатаба, Абу Бакр приказал одному из лучших знатоков Корана, Зайду ибн Сабиту, собрать все суры и аяты, записанные на кусках кожи, костях и других предметах, а также всё, что сподвижники хранили в своей памяти. Такой шаг был предпринят после битвы при Ямаме, где погибло много чтецов Корана и была угроза в том, что многое из Корана может потеряться. После того как Зайд ибн Сабит завершил это тяжелое дело, список Корана в том порядке, в котором мы его сейчас знаем, хранился у Абу Бакра ас-Сыддика до самой его смерти, а потом — у Умара до самой его смерти, а потом — у Хафсы бинт 'Умар.

Усман же приказал установить единое правило чтение Корана. Этот шаг был принят после того, как Хузайфа ибн аль-Яман приехал к нему и сообщил о том, что люди начали спорить о том, кто красивее и правильнее читает Коран.

Аль-Харис аль-Мухасаби сказал: «Бытует мнение, что Коран собрал Усман, однако в действительности это не так. Он лишь ввёл единый способ чтения Корана, выбранный им вместе с мухаджирами и ансарами, находившимися при нём, когда стал опасаться, что между жителями Ирака и жителями Шама возникнет конфликт из-за различий в чтении. До 'Усмана списки Корана допускали чтение всеми семью способами, которыми Коран был ниспослан».

Когда собирание Корана было завершено, 'Усман велел отправить по одному списку в каждую область, а любые записи, не совпадавшие с этим списком, сжечь.

15) Усман ибн Аффан умер шахидом. В последние годы правления Усмана ибн Аффана появились смутьяны, которые начали наговаривать на правителя мусульман и пытались силой отобрать власть. Они даже осадили дом Усмана и начали требовать отставку наместников и самого халифа. Усман им ответил прекрасным терпением. Он не стал воевать с ними, чтобы не пролилась кровь мусульман, и не стал идти на их поводу, чтобы власть не оказалась в руках кучки людей, отстранявшей от власти кого хотела, назначавшей на его место кого желала и считавшей, что вправе сместить халифа, избранного общиной. Он показал мусульманам прекрасный пример терпения и жертвенности. Он понял, что бунтовщикам нужна лишь его смерть, поэтому приказал всем мусульманам, которые хотели встать на его защиту, опустить мечи. Смутьяны в течение нескольких недель окружали дом Усмана, и в конце-концов, вошли в него и убили его в то время, когда он читал Коран.

Передается следующее описание его смерти:

«К нему вошёл один из бунтовщиков. Увидев его, 'Усман сказал: «Между мной и тобой — Книга Аллаха». И тот человек вышел, не тронув его. Тогда вошёл другой человек по прозвищу аль-Маут аль-Асвад (Чёрная смерть). Он стал душить 'Усмана, прежде чем ударить его мечом. А потом он ударил его мечом, и 'Усман выставил вперёд руку, защищаясь от удара, и злодей отрубил ему руку. 'Усман вздохнул: «Это первая рука, писавшая короткие суры Корана».

Усман был убит во время чтения Корана, в возрасте 82 лет. Когда он умирал, кровь из раны на его руке пролилась на лежавший перед ним список Корана на слова Всевышнего:

«Аллах избавит тебя от них, ибо Он — Слышащий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 137).

О том, что третий халиф мусульман, благородный сподвижник, зять пророка Мухаммада Усман ибн Аффан станет шахидом, ранее говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Анас передаёт, что однажды Пророк поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, 'Умаром и 'Усманом и гора задрожала. Он сказал:

«Утихни, о Ухуд! Ибо на тебе только пророк, правдивый и два шахида».

_________________________

Использованные источники:

"Усман ибн Аффан. Третий праведный халиф", Али Мухаммад Ас-Салляби, Москва, Умма, 2012

Видео лекция исламского ученого Омара Сулеймана



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
12 декабря 2018г.
Фаджр
06:41
Шурук
08:23
Зухр
12:55
Аср
15:46
Магриб
17:32
Иша
18:47