Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

15 удивительных фактов из жизни сподвижника Усмана ибн Аффана

Автор: Умма / Фотографии: Умма / Опубликовано: 6 марта 2018

Есть известный хадис, в котором упоминаются имена 10 сподвижников, которым был обещан рай еще при их жизни. Мы продолжаем серию статей, в которых рассказываем самые интересные факты из жизни этих благородных сподвижников. И сегодня нашим героев является один из самых красивых, щедрых, справедливых, храбрых, терпеливых, мягких и стыдливых сподвижников, о котором Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Разве не следует мне стесняться человека, которого стесняются ангелы?» И этим человеком является один из праведных халифов Усман ибн Аффан.

%article_title%

1) Усман ибн Аффан даже до прихода ислама никогда не поклонялся идолам, не совершал ничего мерзкого и непристойного и никогда не пил вино. Он также никогда не прелюбодействовал и даже не смотрел на части тела, которые должны быть закрыты от чужих взоров.

Он говорил о себе: «... я не пил вино ни во времена невежества, ни в исламе. Я не совершал прелюбодеяния ни во времена невежества, ни в исламе».

2) Усман ибн Аффан принял ислам в возрасте 34 лет. Он без всяких колебаний ответил на призыв Абу Бакра. Таким образом он оказался в числе первых мусульман.

3) Усман ибн Аффан был одним из уважаемых и богатых жителей Мекки. Он унаследовал от отца 30 миллионов дирхамов и искусно приумножил их в торговле. С приходом ислама, он щедро жертвовал своим имуществом на пути Аллаха. Приведем лишь несколько примеров его благотворительности.

Когда Усман совершил переселение в Медину, он узнал, что мусульмане там испытывают затруднения с водой. Вода во всех колодцах Медины была горькой и соленой. И лишь в колодце Рума, принадлежавшем одному иудею, вода была пресной и приятной на вкус. Иудей добывал средства к существованию, продавая воду из этого колодца. Усман немедленно купил колодец и подарил его мусульманам.

Во время похода на Табук, когда мусульмане испытывали засуху и голодное время, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призвал мусульман сделать пожертвования на снаряжения войска. Усман ибн Аффан удивил всех, пожертвовав войску 940 верблюдов и 60 коней, то есть в общей сложности тысячу верховых животных. Также он принес тысячу динаров

Посланником Аллаха тогда сказал: «После этого дня ничто не повредит Усману, что бы он ни делал», повторив эти слова дважды.

Во время правления Абу Бакра мусульман настигло очень тяжелое время засухи и голода. Тогда Усман, приехавший в город с огромным караваном, груженным разным добром, и обнаруживший плачевное состояние мусульман, отдал целый караван в качестве милостыни.

Также передают, что каждую пятницу с тех пор, как Усман принял ислам, он отпускал на волю одного раба. Всего он освободил примерно 2 400 невольников.

Усман ибн Аффан никогда не хвастался своими пожертвованиями, а, напротив, всегда старался помогать так, чтобы правая рука не знала о том, что дает левая. Об этом свидетельствует следующая история. Однажды к нему подошел мальчик в мечети. Благородный сподвижник сразу понял, что у него тяжелое положение. Он решил подарить мальчику рубашку и пока заворачивал ее, положил в карман 10 тыс. дирхамов. Мальчик пришел домой и показал своим родителям рубашку и только тогда родители обнаружили в кармане 10 тыс дирхамов.

4) Исключительным качеством Усмана ибн Аффана была стыдливость.

Скромность и стыдливость Усмана ибн Аффана проявлялась не только в благотворительности, но и в повседневной жизни.

Есть известный хадис, в котором говорится о том, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал на кровати, прикрывшись одеялом, к нему постучались и попросили разрешения войти. Это был Абу Бакр. Посланник Аллах принял его лежа, затем к нему зашел Умар ибн Аль-Хаттаб. Посланник Аллаха не изменил своего положения и также побеседовал с ним. Когда разрешения войти попросил Усман ибн Аффан, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал с постели и поправился. Когда мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) позже спросила, почему он так поступил, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине, 'Усман — человек стыдливый, и я опасался, что, если дам ему разрешение войти, находясь в таком положении, он не попросит о том, ради чего пришёл».

Есть другой аналогичный хадис, где пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал поправлять одежду, когда в комнату зашел Усман. Тогда он сказал: «Разве не следует мне стесняться человека, которого стесняются ангелы?»

Аль-Хасан аль-Басри упомянул об Усмане и его стыдливости и сказал: «Даже в своём доме за закрытой дверью он не раздевался полностью во время совершения полного омовения, ибо стыдливость мешала ему встать в полный рост без одежды»
.

5) Усман ибн Аффан был очень красивым мужчиной и был похож на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк говорил своей дочке Рукая, что никто не похож на ее отца и дедушку так, как ее муж. Своей красотой, как внешней, так и внутренней, Усман ибн Аффан завоевал любовь курайшитов. Передают, что в Мекке можно было услышать, как женщина поёт своему ребёнку колыбельную примерно такого содержания:

Люблю я тебя, клянусь Милосердным,

Как курайшиты любят 'Усмана...

6) У Усмана ибн Аффана было прозвище “обладатель двух светочей”. Это связано с тем, что он женился на двух дочерях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). История их брака такова. В своё время Посланник Аллаха выдал своих дочерей Рукайю и Умм Кульсум за сыновей Абу Ляхаба, а после того, как Всевышний Аллах ниспослал суру, где проклинал Абу Ляхаба и его жену, они велели своим сыновьям немедленно развестись с дочерьми пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). И они исполнили веление родителей до того, как начали супружескую жизнь со своими жёнами. Узнав о том, что Рукайя получила развод, Усман очень обрадовался и поспешил попросить у Посланника Аллаха её руки. Посланник Аллаха дал согласие на их брак, об их брачном союзе говорили:

Никто не видел пары прекрасней

Рукайи с мужем её 'Усманом

У них родился сын Абдуллах. К сожалению, счастье их длилось не долго. Рукайя умерла от тяжелой болезни в день победы битвы при Бадре. Их сын Абдуллах тоже вскоре скончался. Петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и маленький Абдуллах умер от инфекций. Усман очень тяжело переживал смерть своей жены и сына. Он ходил подавленным и на протяжении двух лет не принимал активного участия в социальных и общественных делах. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его о том, что печалит его. Тогда он ответил: «Я скорблю о Рукайе, и еще о чем-то». Пророк спросил: «О чем же?". Тогда он ответил, что с момента смерти Рукайи, его родственные связи с пророком разорвались. Пророк увидев искренность в глазах Усмана, выдал за него свою вторую дочь – Умм Кульсум. Когда умерла Умм Кульсум, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы у нас была третья, мы бы выдали её за тебя».

7) Усман очень любил читать Коран. Его учителем был сам посланник Аллаха. Усман ибн Аффан был одним из тех сподвижников, о которых говорили: “выучив десять аятов, они не переходили к следующим до тех пор, пока не приобретали знание, которое заключалось в них, и не начинали поступать согласно этому знанию”.

Жена Усмана передавала, что порой он читал Коран всю ночь напролёт, прочитывая его полностью в одном рак'ате.

Сам Усман ибн Аффан говорил: «Три дела в этом мире полюбились мне: насыщение голодного, обеспечение одеждой нагого и чтение Корана».

8) Усман был очень храбрым и мужественным. Он был готов отдать свою жизнь на пути ислама. Он участвовал во всех военных походах Посланника Аллаха, за исключением битвы при Бадре, во время которой его жена Рукайя сильно болела и по просьбе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он решил остаться рядом с женой. О храбрости Усмана свидетельствует тот факт, что во время заключения договора Худайбийи, он не побоялся пойти к курайшитам в качестве посла от имени Пророка, хотя был большой риск быть убитым. После того, как Усмани ибн Аффан отправился в Мекку, до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дошёл слух о том, что Усман убит. Тогда он призвал своих сподвижников принести ему клятву сражаться с язычниками. Сподвижники вняли его призыву и поклялись ему стоять насмерть. Посланник Аллаха поднял свою правую руку и сказал: «Это рука 'Усмана» — и ударил ею по своей второй руке, поклявшись таким образом от имени 'Усмана. Клятву под деревом, или клятву довольства, принесли в общей сложности тысяча четыреста сподвижников.

9) Во времена правления Абу Бакра Ас-Сиддика и Умара ибн Аль-Хаттаба, Усман ибн Аффан был их советчиком. Именно по его совету Умар создал канцелярию, а также установил мусульманское летоисчисление. Было решено вести летоисчесление от истории от хиджры Пророка, потому что она провела разделительную черту между истиной и ложью, и когда люди разошлись во мнениях относительно того, какой месяц следует считать первым в году. Усман сказал: «Начинайте с мухаррама, ибо это заповедный месяц, и он первый по счёту, и это месяц возвращения людей из хаджа».

10)Решением большинства Усман ибн Аффан был выбран третьим халифом. Умар ибн Аль Хаттаб, когда умирал, в отличие от Абу Бакра, не стал назначать определенного человека после себя, он лишь указала на шесть достойных людей и предложил им выбрать среди самих себя. Ответственность за проведение выборов взял Абдурахман ибн Ауф, сняв предварительно свою кандидатуру. Посоветовавшись с кандидатами, с ансарами, мухажирами и простыми мусульманами, выслушав мнение каждого, он, по большинству голосов, принял решение в сторону Усмана ибн Аффана.

11) Усман был очень справедливым. Однажды он, разгневавшись на своего слугу, оттрепал его за ухо, причинив ему боль. Всю ночь он не мог уснуть из-за своего поступка и наконец позвал слугу и велел тому воздать ему равным за причинённую боль. Слуга сначала отказался делать это, однако потом, видя, что 'Усман настаивает, покорился и исполнил его веление.

12) В эпоху правления Усмана ибн Аффана было завоевано много государств (Армения, Азербайджан, Тунис и др.) и основан военно-морской флот. Исламское государство стало морской державой.

13) Усман был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Два его предшественника-халифа, как известно, осуществляли судопроизводство в мечети .Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию ( начальник стражи порядка). На эту должность первым был назначен благородный сподвижник Ибн Кунфуз ибн 'Умайр аль-Кураши.

14) Одно из великих деяний Усмана - сведение способов чтения Корана к одному

Запись Корана велась уже в Мекке. Таким образом, на момент кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Коран был полностью зафиксирован письменно, однако записи были разрозненны и не были собраны в единую книгу. Во времена правления Абу Бакра, по совету Умара ибн Аль-Хатаба, Абу Бакр приказал одному из лучших знатоков Корана, Зайду ибн Сабиту, собрать все суры и аяты, записанные на кусках кожи, костях и других предметах, а также всё, что сподвижники хранили в своей памяти. Такой шаг был предпринят после битвы при Ямаме, где погибло много чтецов Корана и была угроза в том, что многое из Корана может потеряться. После того как Зайд ибн Сабит завершил это тяжелое дело, список Корана в том порядке, в котором мы его сейчас знаем, хранился у Абу Бакра ас-Сыддика до самой его смерти, а потом — у Умара до самой его смерти, а потом — у Хафсы бинт 'Умар.

Усман же приказал установить единое правило чтение Корана. Этот шаг был принят после того, как Хузайфа ибн аль-Яман приехал к нему и сообщил о том, что люди начали спорить о том, кто красивее и правильнее читает Коран.

Аль-Харис аль-Мухасаби сказал: «Бытует мнение, что Коран собрал Усман, однако в действительности это не так. Он лишь ввёл единый способ чтения Корана, выбранный им вместе с мухаджирами и ансарами, находившимися при нём, когда стал опасаться, что между жителями Ирака и жителями Шама возникнет конфликт из-за различий в чтении. До 'Усмана списки Корана допускали чтение всеми семью способами, которыми Коран был ниспослан».

Когда собирание Корана было завершено, 'Усман велел отправить по одному списку в каждую область, а любые записи, не совпадавшие с этим списком, сжечь.

15) Усман ибн Аффан умер шахидом. В последние годы правления Усмана ибн Аффана появились смутьяны, которые начали наговаривать на правителя мусульман и пытались силой отобрать власть. Они даже осадили дом Усмана и начали требовать отставку наместников и самого халифа. Усман им ответил прекрасным терпением. Он не стал воевать с ними, чтобы не пролилась кровь мусульман, и не стал идти на их поводу, чтобы власть не оказалась в руках кучки людей, отстранявшей от власти кого хотела, назначавшей на его место кого желала и считавшей, что вправе сместить халифа, избранного общиной. Он показал мусульманам прекрасный пример терпения и жертвенности. Он понял, что бунтовщикам нужна лишь его смерть, поэтому приказал всем мусульманам, которые хотели встать на его защиту, опустить мечи. Смутьяны в течение нескольких недель окружали дом Усмана, и в конце-концов, вошли в него и убили его в то время, когда он читал Коран.

Передается следующее описание его смерти:

«К нему вошёл один из бунтовщиков. Увидев его, 'Усман сказал: «Между мной и тобой — Книга Аллаха». И тот человек вышел, не тронув его. Тогда вошёл другой человек по прозвищу аль-Маут аль-Асвад (Чёрная смерть). Он стал душить 'Усмана, прежде чем ударить его мечом. А потом он ударил его мечом, и 'Усман выставил вперёд руку, защищаясь от удара, и злодей отрубил ему руку. 'Усман вздохнул: «Это первая рука, писавшая короткие суры Корана».

Усман был убит во время чтения Корана, в возрасте 82 лет. Когда он умирал, кровь из раны на его руке пролилась на лежавший перед ним список Корана на слова Всевышнего:

«Аллах избавит тебя от них, ибо Он — Слышащий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 137).

О том, что третий халиф мусульман, благородный сподвижник, зять пророка Мухаммада Усман ибн Аффан станет шахидом, ранее говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Анас передаёт, что однажды Пророк поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, 'Умаром и 'Усманом и гора задрожала. Он сказал:

«Утихни, о Ухуд! Ибо на тебе только пророк, правдивый и два шахида».

_________________________

Использованные источники:

"Усман ибн Аффан. Третий праведный халиф", Али Мухаммад Ас-Салляби, Москва, Умма, 2012

Видео лекция исламского ученого Омара Сулеймана



Другие статьи
Показать еще
Время намазов
21 октября 2018г.
Фаджр
05:47
Шурук
07:22
Зухр
12:46
Аср
16:27
Магриб
18:16
Иша
19:31
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов