С каждым годом растет спрос на халал продукцию. Недобросовестные производители на волне этого тренда не боятся наклеить на свой товар поддельные этикетки. Покупателям приходится на слово верить им и потреблять то, что было убедительно продано им как халал, пусть даже мертвечину или свинину. Но теперь у потребителей будет уникальная возможность не только самим удостовериться в халальности продукта, но и узнать все мельчайшие детали его производства. Как это сделать? Совершенно легко с новой системой сертификации и маркировки продукции со стороны государства.
Сегодня надпись "Халал" можно встретить на самых разных товарах, которые продаются в Кыргызстане. Однако это вовсе не означает, что продукт соответствует исламским стандартам. Дело в том, что в Кыргызстане большинство производителей, выпускающих продукцию под брендом «Халал», получают сертификаты сомнительного происхождения без соответсвующих проверок, а некоторые и вовсе сами наносят этикетку на упаковку. Проконтролировать этот большой рынок на соответствие исламским стандартам невозможно, поэтому и государство решило унифицировать «халал» сертификацию под брендом “Адал” и создать уникальные маркировки.
Для получения государственной сертификации и маркировки предприниматель должен будет пройти ряд проверок на соответствие его продукции правилам шариата, а также санитарным и техническим регламентам международных стандартов пищевой безопасности. При прохождении данной проверки производитель получает доступ к уникальной электронной системе, куда он должен будет вводить все мельчайшие сведения о своей продукции. Координировать систему будет центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономического развития и торговли Кыргызстана.
Этой непростой задачей сертификации и маркировки государство в лице Министерства экономического развития и торговли, Министерства сельского хозяйства и Гос. ком. по делам религий занимается вместе с Духовным управлением мусульман Кыргызстана и отечественной компанией «Юнитехникс». Задачей последнего является разработка электронной системы, самой маркировки и дальнейшая техническая поддержка.
В чем преимущество этой маркировки?
1) Позволит потребителям на месте проверить продукцию на соответствие халал.
После того, как продукт будет промаркирован, кыргызстанцы смогут самостоятельно проверить его на соответствие халал. Есть несколько способов, как сделать это:
1) Если у вас есть смартфон, вы можете проверить код на маркировке через программу помогающую считывать QR – код. На вашем экране появится все информация об этом продукте, вплоть до страны происхождения, адреса производства, даты изготовления, срока годности, состава продукции, номера и даты выдачи сертификата на соответствие стандартам "Халал" и т.д.
2) Если у вас обычный кнопочный телефон, вы можете отправить СМС и получить ответ.
3) Или же зайти на сайт adal.kg и ввести двенадцатизначный код в проверочное поле на сайте.
«Юнитехникс» уверяет, что данная маркировка не сильно отразится на ценовой политике продукции.
2) Создание равных условий для конкуренции
По словам заведующего сектором «Адал» индустрии при Министерстве экономического развития и торговли КР, производители часто жаловались на то, что не могут конкурировать с недобросовестными производителями, которые продают мертвечину под брендом “Халал”.
3) Экспорт продукции
Рынок “Халал” продукции растет с каждым годом. Согласно открытым источникам в интернете оборот халал продукции в России составляет 46 миллиардов рублей, в Казахстане - 19 миллиардов, а в мире – более двух триллионов долларов. По словам Алмаза Кайырбекова, халал рынок - это мощная свободная ниша, который Кыргызстан должен занять.
При считывании кода, информация о продукте будет выходить на 4х языках: русский, кыргызский, английский и арабский.
4) Выявит всех нечестных предпринимателей
По словам представителя «Юнитехникс», данная маркировка – лакмусовая бумажка. Она выведет наружу всех недобросовестных предпринимателей, так как получить маркировку смогут лишь те, кто на все 100% сможет доказать халальность своего продукта.
По его словам успех внедрения маркировки будет зависеть от потребителей. Если они начнут требовать действительно халальную продукцию и покупать лишь ту, что с маркировкой, то другие компании включатся и начнут приводить свои производственные цеха в соответствие с требованиями государственной сертификации «Халал».
Глобальная цель - создание мирового бренда «Адал».
В Кыргызстане есть три узнаваемых бренда: Чынгыз Айтматов, Иссык-Куль и Игры кочевников. Разработчики данной маркировки теперь хотят создать национальный бренд – «Адал».
Как проект по маркировке будет реализовываться?
Сейчас данный проект как пилотный будет реализовываться в Чуйской области. Для этого есть все: лаборатории, предприятия, которые уже соответствуют требованиям сертификата “Халал” и необходимые специалисты. Со временем маркировка будет внедряться во всех областях, что, по словам заведующего сектором «Адал» индустрии при Минэконом развития и торговли КР, не составит особого труда.
По его словам маркировку могут получить не только отечественные производители, но и импортеры. Им также необходимо будет пройти проверку на соответствие халал.
Стандартизация «Халал» со стороны государства и маркировка – это новый виток развития экономики. Это не только выход на соседние страны, но и 100% уверенность потребителей в знаке халал – в высшем стандарте качества.
Аллах регулирует отношения человека во всех сферах жизни халалом и харамом. Халал с арабского означает разрешенное, а харам – запретное. Наиболее часто эти понятия используются для обозначения дозволенной мусульманам еды, так как пищевая промышленность наиболее развитая и востребованная отрасль. Мусульмане должны четко следить за тем, что потребляют, ведь Аллах говорит в Коране: