На днях я посетила дом престарелых в селе Серафимовка. У всех пожилых людей были свои истории: у кого-то погибли дети, кто-то в молодости сам оставил свою семья, кого-то вынудило состояние здоровья, а кого-то бросили дети. И больнее всего было слушать истории стариков, от которых отказались дети. Их глаза были полны горечи и обиды, и когда речь заходила о детях, они лишь отмахивались со словами «Сын? Пусть он будет здоров”. Мы не знаем, что вынудило детей привезти отца в дом престарелых, и не будем брать на себя тяжелую ношу судейства. Но наша обязанность напомнить о том, что довольство Аллаха спрятано в довольстве родителей, а Его гнев - в их гневе.
В Коране многочисленные аяты требуют почитания родителей и совершения по отношению к ним добрых деяний. Аллах ставит родителей сразу же после послушания и поклонения Ему.
Необходимо отметить, что в этом аяте, используется слово «ихсан», который многие толкователи Корана переводят как «доброе отношение». Исламский ученый Науман Али Кхан говорит, что это не просто доброе отношение, а наилучшее отношение, которое человек может проявить в силу своих возможностей. Он также обращает внимание на то, в каком контексте был использован один из таких аятов. В суре «Ан-Намль», Аллах приказывает пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) зачитать людям список дел, которые Аллах запретил.
Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете. (Св. Коран, 6:151)
Среди этих «не» есть и приказ: «делайте добро к родителям (наилучшим образом относитесь к родителям)». Науман Али Кхан, объясняя этот аят, говорит, что Аллах, поставив приказ об отношении к родителям среди списка запрещенных дел, установил минимальное требование по отношению к ним – наилучшее отношение. Таким образом, чтобы не стать одними из тех, кто совершает запретное, мы всегда должны наилучшим образом относиться к родителям.
Мы должны проявлять наилучшее и красивое отношение к родителям во всем: в своих поступках, речах, терпении и так далее.
С родителями необходимо говорить мягко, вежливо, смиренно и стоять перед ними с чувством милосердия.
Мы должны всячески стараться помогать родителям, облегчая их ношу, всегда помня о том, с каким трудом они нас выносили и вырастили.
Мы не выбираем родителей. Родители – это такие же рабы Аллаха, поэтому среди них есть верующие, и не верующие, праведные и грешники. Но вне зависимости от того, какие они, мы должны наилучшим образом, в силу своих возможностей, относиться к ним и слушаться их во всем, кроме того, что противоречит исламу.
Мы должны также контролировать свой взгляд при общении с родителями.
Хорошее отношение детей к отцу и матери не заканчивается со смертью родителей; оно непрерывно длится и продолжается.
Мы должны всегда помнить о об их заботе, любви, милости по отношению к нам и неустанно делать за них дуа.
Словом, мы должны делать все зависящее от себя, чтобы проявлять наилучшее отношение к родителям, ведь здесь нет минимальных требований, есть лишь максимум.
Хотелось бы подчеркнуть, что нужно проявлять почтение и заботу не только о своих родителях, но и о пожилых родственниках, соседях и даже знакомых, особенно если они одиноки и часто болеют. Ислам уделяет этой проблеме очень большое внимание, Никто так не нуждается в посещении и внимании как пожилой или больной человек. Посещение таких людей показывает, что о них не забыли и что они еще являются полноценной частью общества. В одном из хадисов говорится:
Призываем всех вас посетить в это воскресенье, 22-го апреля, дом престарелых в Бишкеке. Давайте вместе подарим уют и тепло нашим пожилым людям, которые так сильно нуждаются в нашем внимании.