Что такое курбан (жертвоприношение)? Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе» к Аллаху за счет пожертвования − приношения в жертву животного. Курбан в исламе является одним из видов поклонений.
Жертвоприношение стало обязательным обрядом во втором году по хиджре, то есть после переселения пророка.(мир ему и благословение Аллаха!) из Мекки в Медину. Курбан (жертвоприношение) является сунной пророка Ибрахима (мир ему!). Всевышний Аллах возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного Ибрахиму (мир ему!), заменившего на жертвеннике Исмаила.
Мы не должны забывать, что Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:
Для кого курбан обязателен?
В наши дни совершеннолетний мусульманин должен обладать честно заработанными средствами для выплаты садака фитр (то есть быть чуть выше среднего достатка, чтобы купить барана). Если у семьи или человека нет таких средств (или есть затруднения), то курбан для него не обязателен и он попадает в разряд тех, кто получает мясо от жертвенного животного как нуждающийся.
Как выбрать животное для жертвоприношения?
Жертвенное животное должно быть здоровым. Помните, что вы приносите жертву самому Аллаху, поэтому должны выбрать самое лучшее животное.
Особое внимание следует обратить на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животного, предназначенного для курбана.
За сколько человек приносится жертвоприношение?
Один баран приносится в жертву от всей семьи. Каждой состоятельной семье следует приносить в жертву одного барана, даже если эта семья состоит из ста человек. Ата ибн Ясар рассказывал: «Однажды Абу Айуба спроси- ли: “Как совершалось жертвоприношение во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!)?” Он ответил: “Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздава- ли некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите”» (Ибн Маджах 3147, ат-Тирмизи 1541).
Жертвоприношение делается только бараном, коровой, яком, верблюдом, быком, козой, то есть копытными животными (исключение составляют лошади). Птицу (курицу, гуся или утку) в курбан не приносят!
О поминании Аллаха перед жертвоприношением
Перед тем как зарезать жертвенное животное, следует иметь намерение на курбан для Аллаха и упомянуть имя Аллаха.
В соответствии с Сунной следует перед жертвоприношением произнести следующие слова: «С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, прими от меня!» (Бисми-Ллях, уа- Ллаху Акбар. Аллахумма такъаббаль-минни). Это же можно говорить и на любом языке. Мусульманин во время обращения к Всевышнему может упомянуть членов своей семьи, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха!), говоривший: « О Аллах, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада!»
В таком случае во время заклания животного следует сказать: «О Аллах! Это от меня и членов моей семьи» (Аллахумма, хаза 'анни уа 'ан аль байти).
Как правильно распределить мясо жертвенного животного?
Наилучшим же распределением жертвенного животного является то, что передается в хадисе от Ибн 'Аббаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Треть мяса следует оставить себе, треть в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся». Одна часть раздается соседям и родным, или хозяин может приготовить для них угощение из этой части.
Вторая часть отдается бедным и нищим.
Третья часть оставляется своей семье.
Ученые единогласны в том, что мясо жертвенно- го животного нельзя продавать, также обстоит дело и со шкурой, головой, копытами, внутренностями, жиром и т.д. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «У того, кто продал шкуру жертвенного животного, нет жертвоприношения». Однако некоторые ученые говорили, что если человек желает продать, например, шкуру, то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдал эти деньги в качестве садака (не оставил себе, а пожертвовал ради Аллаха как милостыню).
И после того как вы зарезали животное, желательно отведать мяса своего жертвенного животно- го. Тому, кто намерен совершить жертвоприношение, желательно (сунна) ничего не есть в этот день, пока он не поест мяса принесенного им в жертву животного, если есть такая возможность. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) не выходил на молитву разговения, не поев, и не ел перед выходом на молитву жертвоприношения, пока не возвращался.