Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
24 июня 2017г.
Фаджр
03:23
Шурук
05:23
Зухр
13:05
Аср
18:22
Магриб
21:07
Иша
22:23

От чего зависит успешный стартап?
Автор: Айкол Болотбекова / Фотографии: личный архив, интернет / Опубликовано: 17 марта 2017

Зачастую, как и все гениальное, будущие проекты рождаются в дружеской беседе. Маркетолог Айзада Джапарова и экономист Айкерим Усупкожоева - подруги и коллеги - любили обсуждать за чашкой чая экономическую ситуацию Кыргызстана, пути ее развития и причины кризиса и массовой безработицы. За этими дружескими разговорами появилась идея создания площадки для молодых, на которых они могли бы учиться генерировать идеи, создавать бизнес-проекты, проверять ее на устойчивость и конкурентоспособность. Словом, место, которое позволило бы молодым людям на практике почувствовать, что значит вести свое дело. Айзада и Айкерим поделились идеей со своими коллегами профессором Ведат Кырайем, энергетиком Кубаном Толомбек уулу и специалистом Международного Университета Ата-Тюрк Жылдызбеком Жакшылыковым. С их поддержки они открыли проект Incubation Center SAB (Support Alumni Business - Поддержка бизнеса выпускников) при Международном Университете Ататюрк-Алатоо, направленный на развитие предпринимательства и стартап проектов. О первых шагах в бизнесе, о подводных камнях предпринимательского бизнеса мы поговорили с основателями SAB.

%article_title%

Журнал Умма: Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о деятельности SAB? Какова ее цель?

Айзада Джапарова: Идея SAB заключается в том, чтобы интегрировать образование и бизнес-структуру. Предприниматели жалуются, что университеты не дают им тех специалистов, которые им нужны. Образование в университете должно больше соответствовать реальности, практике. Сама я закончила университет на Тайване. Вокруг университета было много инкубационных центров, и все они очень эффективно работали. По истории развития Тайвани, они всего за 50 лет добились очень высоких показателей. У них ВВП на душу населения 16-18 тыс. долларов. Этот опыт хотели начать здесь. Наши идеи совпали с целями и с будущей стратегией университета Ататюрк-Алатоо. Таким образом, мы открыли первый креолаб, который будет заниматься развитием предпринимательства, стартап проектов.

%article_title%
Рабочий процесс

Кубан Толомбек уулу: В рамках этого центра ребята научатся генерировать идеи, самостоятельно развивать их. Специальные тренеры будут обучать методам и формам развития бизнеса, различным путям поиска инвестиции. И самое главное - тестирование на рынке. В нашей программе мы уделяем особое внимание этому. До того, как вкладываться в реализацию идеи, люди должны получить обратную связь с рынка, узнать, нужна ли эта идея. Зачастую, 98 процентов стартап идей – провальные. Потому что это больше основано на своих домыслах, предположениях. Люди начинают вкладываться в свою идею, а в итоге, получается, что она никому не нужна.

Помимо этого будут устраиваться хакатоны и инвест-шоу, где можно найти потенциальных бизнес-партнеров и инвесторов.

Айкерим Усупкожоева: Словом, в нашем центре с ребятами будут работать профессионалы, начиная от генерации идеи, и, заканчивая разработкой бизнес модели, ее пилотированием, регистраций бизнеса, юридической консультацией, знакомством с успешными предпринимателями и бизнес-наставниками. В отличие от других проектов, работающих с действующим бизнесом, мы будем вкладываться в стартапы.

Хакатон термин, получившийся от сочетания двух слов: хакер и марафон. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто «марафон программистов», где дизайнеры, разработчики и другие специалисты собираются вместе для того, чтобы поработать над созданием какого-нибудь проекта. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

Инвест-шоу – это новый формат открытого диалога между бизнес сообществом и инвесторами.

Журнал «Умма»: В каком формате все это будет проходить?

Айзада Джапарова: Учебная программа продлится примерно от трех до пяти месяцев. И за один период обучение пройдут более 30 человек. В качестве тренеров выступят профессиональные юристы, маркетологи, бухгалтеры и другие специалисты. Мы будем работать с инкубаторами других стран, с инвесторами. Если будут действительно хорошие проекты, мы постараемся дать им возможность съездить в Силиконовую долину, чтобы они смогли увидеть, как все происходит в мире. Будем отправлять на стартап сборы зарубежом. У нас будет свой инвестиционный фонд, около 20 000 долларов. Данную сумму нам предоставляет КЖ инвест групп. Каждый проект будет выбираться членами наблюдательного совета.

Журнал «Умма»: Как можно стать участником вашего проекта?

Кубан Толомбек уулу: Нужно будет подать заявку на конкурс. Для нерезидентов Международного Университета Ататюрк-Алатоо будет определенная оплата за регистрацию. В конце мая проведем инвест-шоу, до этого будем отбирать хорошие проекты.

%article_title%
Первый креолаб с здании Университета Ататюрк-Алатоо

Айкерим Усупкожоева: Также время от времени мы будем устраивать различного рода мероприятия, на которых молодые люди смогут представить свои бизнес-идеи. Самые успешные получат денежный приз и прямой билет на инвест-шоу. Так, на днях мы провели мероприятие "Make mistakes to succeed", на котором нужно было рассказать о своих неудачах и ошибках на пути к достижению успеха. На эту встречу мы пригласили основателя ДоДо пицца в Кыргызстане Есена Джуманова. На этом же мероприятии прошел первый конкурс Business Idea Contest, где студенты Ататюрк-Алатоо выступили со своими бизнес идеями. Участвовали 13 команд и победила Надирова Зухра с проектом Svetobot. Она стала первой участницей нашего проекта.

Журнал «Умма»: Кто может стать участником проекта?

Айзада Джапарова: Креативный, идейный, умеющий работать в команде. Умение работать в команде – одна из важных качеств. В людей редко кто вкладывается, многие вкладываются в команду. Стартап – тяжкая вещь, не сразу выстреливает. Люди должны быть готовы к пробам и ошибкам. Поэтому важное качество - страсть, желание, любовь. Им должно это нравиться.

Журнал «Умма»: Вы заинтересованы в привлечении молодежи из регионов?

Кубан Толомбек уулу: По концепции, мы хотим быть открыты для всех. И зачастую люди из регионов более талантливые, потому что им тяжелее и становятся более креативными. Мы можем постараться передавать наши программы через интернет. Мы будем выкладывать свои встречи в ютубе. Но, все же придется приехать на 3-5 месяцев, дистанционно очень сложно работать. Кроме того, в рамках программы Эрасмус + в регионах открываются креолабы. Мы можем с ними работать.

%article_title%
Жылдызбек Жакшылыков - один из основателей проекта

Журнал «Умма»: Какие области предпринимательства перспективны в Кыргызстане?

%article_title%
Айкерим Усупкожоева
Айкерим Усупкожоева: Нужно исходить от возможностей нашей страны. Предпринимательство

– как спорт. Им нужно заниматься по мере своих сил. Если наши предприниматели выйдут на

глобальный рынок, им будет тяжело. Нужно начать с традиционных секторов. Что у нас есть? У нас есть сельское хозяйство. Но у нас нет экспорта. Мы не сделали достаточно исследований по поиску нишы. Наши предприниматели не знают, что производить, не знают, что ценится. Мы сейчас все продаем в сыром виде. Нет добавленной стоимости, нет рабочих мест. Для поднятия экономики должна быть добавленная стоимость. Если мы делали бы хотя бы первичную переработку, то это создало бы рабочие места и продавалось бы по чуть высокой цене.

Журнал «Умма»: С какими проблемами сталкивается начинающий предприниматель?

Айзада Джапарова: Многие думают, что это налогообложение. Я не согласна с этим, ведь это уже последующие шаги. Самая первая проблема – проблема в конкурентноспособной идее. Когда мы начинаем что-то производить, никто не проверяет, насколько есть спрос на это. Мы начинаем что-то, лишь полагаясь на свои наблюдения, или же пробуем опробированные идеи. Кто-то открыл комок - я тоже сделаю. Нет такого обдуманного подхода. Все делается на уровне интуиции. Необходимо проводить исследования. Идти на рынок и спрашивать что нужно потребителю.

Журнал «Умма»: Как преодолеть конкуренцию в век, когда все копируют бизнес-идеи друг друга?

Айзада Джапарова: Необходимо грамотное позиционирование себя. Надо понимать, что вы продаете не только товар, но и идею, образ жизни и мышления. Например, фирма «Найк» продает не только спортивную одежду, но и идею, что все возможно, нужно лишь делать. Apple отличается от других производителей планшетов и компьютеров тем, что он всегда предлагает новаторские идеи. Он предлагает что-то свое, другое, новое. Он мотивирует и своих потребителей к этому, через свой лозунг «Думай иначе».

Когда вы начнете продавать не просто товар, но и образ мышления, то ваш бизнес-план невозможно будет скопировать. Также, основной ресурс бизнеса – это люди. Если вы сможете выстроить грамотную команду, то другие конкуренты вам будут ни по чем. Они смогут скопировать вашу идею, но заглянуть в головы ваших людей – нет. И надо всегда помнить, что копия всегда хуже оригинала.

Журнал «Умма»: Многие Азиатские страны за четверть века преобразились в передовые страны. Возможно, ли Кыргызстану выйти на такой уровень?

Айзада Джапарова: Это вполне возможно. Самый большой минус наших людей – ленивость. Мы очень безответственны, ленивы и не стрессоустойчивы. Мы хотим всего быстро и сразу. Для того, чтобы наша страна развивалась нужна хорошая программа. На частном уровне идет развитие, но для нашей страны нужна политическая воля. Надо изучать опыт других стран. Нам не надо изобретать новый велосипед, а необходимо изучать опыт других стран и адаптировать их под нас. Для начала нам надо определиться со стратегическими продуктами. Какие продукты производить и экспортировать? Если страна будет работать на экспорт – будет развитие. Тем более, что наш внутренний рынок очень маленький, всего 5 миллионов. То, что мы вошли в ЕврАзЭС – это хорошо. Теперь надо делать ставку на конкурентноспособную продукцию, которая создаст рабочие места.

%article_title%
Айзада Джапарова в иновационном центре "Сколково" (Москва)

Мы говорим, что у нас развито сельское хозяйство. Однако, мы не смогли добиться в этом больших результатов. В то время как специалисты из Турции, Норвегии из одного гектара получают 50 тонн продукции, мы получаем лишь полтонны. Надо обучаться у них, повышать продуктивность. И, конечно же, производить то, что стоит намного дороже в других странах.

Журнал «Умма»: Спасибо большое за интервью. Желаем вам успехов и реализацию всех задуманных планов.