Большинство из нас привыкли считать Америку великим реформатором, внесшим позитивные изменения во многие жизненные сферы. Мы продолжаем оглядываться на эту страну при решении многих вопросов. Она остается для многих примером прогрессивности и цивилизации. Мы не пытаемся умалить заслуги Америки в достижении справедливости в каких-то вопросах. Мы лишь хотим обратить ваше внимание на первопроходца во многих тех изменениях, что Америка так тщательно продвигала в последующем.
Этот пост расскажет о том, как ислам положил конец дискриминации по расовой и социальной принадлежности людей.
Источник: Книга Ильдара Аляутдинова «Знай. Веруй. Чти».
По признанию многих мыслителей, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — величайший из великих людей планеты. На основе тех откровений, законов и предписаний, что оставил он после себя, сложились десятки государств, множество цивилизаций пережило блестящую эпоху расцвета. Благодаря наследию Пророка во многих жизненных сферах произошли позитивные изменения.
Его миссия положила конец многим негативным сторонам социального быта того периода, например явно пошатнулись дотоле прочные основы расизма и связанных с ним гонений. Арабское общество времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) состояло из нескольких социальных слоев, значительно различавшихся по своему положению. Люди являлись хозяевами или рабами, правителями или подданными. Первые широко пользовались всеми правами, тогда как у рабов и подданных были лишь обязанности. Люди жили, подвергаясь всевозможным притеснениям, не имея возможности пожаловаться, выразить недовольство царящей несправедливостью.
Похожее положение дел еще до недавнего времени было характерно для государств, претендующих на высокую степень культуры и цивилизованности. К примеру, в США только в 1964 году законодательно была отменена расовая сегрегация, хотя фактически еще некоторое время она сохранялась. А что же такое расовая сегрегация? Это одна из форм расовой дискриминации, политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку. Это дискриминационное разделение общества действовало на законодательной основе в американских школах, библиотеках, театрах, общественном транспорте и т. д.
К сожалению, и по сей день в некоторых, так называемых цивилизованных обществах нередко можно встретить подобное, когда одни видят себя господами других, принижая их достоинства определенными действиями или словами, какими-либо фразами или репликами. И это уже в наши дни, в XXI-м столетии!
Пророк же Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передавал следующие слова Всевышнего, призывая в 13 аяте 49 суры Корана:
И эти истины не остались пустыми словами, они запечатлены конкретными фактами на страницах истории. К примеру, вспомните человека, историю о котором, думаю, знает каждый мусульманин, — первого муэдзина, Биляла ибн Рабаха. Этот худощавый, высокорослый, с кудрявыми волосами человек был темнокожим эфиопом. Судьба распорядилась так, что он оказался рабом у рода Джумах. Он жил жизнью, присущей рабам того периода: без малейших прав на сегодня и надежды на завтра. В то время в Мекке стали распространяться слухи о призыве Муххамада к поклонению Единому Творцу и отвержению иных божеств. И теперь Билял все чаще слышал от своего хозяина и его друзей, когда они собирались в своем кругу, разговоры о Мухаммаде. В их речах, наполненных гневом и негодованием, звучало и то, к чему призывал Мухаммад, а среди этого — признавались высокие человеческие качества и достоинства, что были присущи ему, Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
С каждым днем сердце Биляла наполнялось верой и убежденностью в том, что Мухаммад — Божий посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Не в состоянии больше себя сдерживать, он направился к посланнику Аллаха и подтвердил свою приверженность Исламу.
Весть, что простой раб осмелился на такой шаг, быстро распространилась по Мекке. Господ его она ввергла в безмерное недоумение и негодование. В их понимании этот поступок наложил на их род позор и унижение. Умаййя ибн Халяф зарекся: «Солнце сегодняшнего дня не зайдет, кроме как с заходом веры этого непокорного раба».
Биляла долго истязали и мучили, приговаривая: «Так будет продолжаться, пока ты не умрешь или не откажешься от Мухаммада и не станешь поклоняться аль-Лату и аль-Уззе». Но с уст Биляла лишь сходили слова: «Ахад, Ахад». Все это продолжалось до тех пор, пока Абу Бакр не выкупил его, даровав свободу.
Спустя годы, когда посланник Аллаха и его сподвижники переселятся в Медину, будет построена мечеть и утвержден призыв к молитве, кто же удостоится столь величественной чести — ежедневно призывать к пятикратной молитве? Думаю, каждый сподвижник желал явиться тем глашатаем, что призывает к благоденствию в мирской и вечной жизни. Но выбор Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) пал на Биляла (да будет доволен им Аллах). На того, чья кожа была темной, как черный уголь. На того, кто в прошлом был простым рабом, не имеющим никаких прав. И ведь он даже был не арабом, а чужеземецем из далекой Эфиопии. Упоминается также, что им искажалось произнесение одной буквы.
Сделав такой выбор, Посланник тем самым в очередной раз хотел показать, что нужно искоренить слепые предрассудки, ввергающие одних в унижение другими из-за принадлежности к определенному роду, социальному положению, из-за другого цвета кожи или черт лица.
Пройдут еще годы, и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернется с огромным числом своих последователей обратно в Мекку. Кааба и ее окрестности будут очищены от идолов и истуканов. Пророк повелит Билялу подняться на Каабу и воззвать к молитве. Десятки тысяч людей обратят свой взор к нему и с трепетом начнут повторять за ним слова азана. Однако лицемеры, склонившиеся перед силой, но не уверовавшие сердцем скажут: «Это великое горе, что наступило время, когда раб из рода Джумах кричит, призывая к молитве, с этого священного строения». Кто-то скажет: «Ах, лучше б я умер, чтобы не видеть Биляля на Каабе».
Но своим решением Пророк фактически закреплял произнесенные им слова:
Билял (да будет доволен им Аллах) продолжал пять раз в день призывать к молитве. В день, когда душа Пророка устремилась в иной мир, и его благословенное тело еще не было предано земле, наступило время молитвы. Билял вновь встал, чтобы исполнить свой священный долг, но при словах«ашхаду анна мухаммадан расулюллах», комок подкатил у него к горлу, его душили слезы. Все мусульмане разразились плачем и рыданием. В течение трех последующих дней Билял пытался произнести азан, но каждый раз на словах«ашхаду анна мухаммадан расулюллах» плакал и рыдал, что вызывало слезы и у других. Тогда он попросил освободить его от этой обязанности .
Можно долго рассказывать об этом сподвижнике, которого даже Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), второй праведный халиф, называл «наш господин». Немногие в истории человечества удостоились чести обрести такую славу и почет среди миллионов, миллиардов людей, как этот эфиопский раб Билял ибн Рабах.
Пусть же задумаются те, кто заявляет о своей «цивилизованности», но отрицает величие пророка Мухаммада, над этим — одним из многих — историческим фактом, который послужил изменению хода истории человечества.