Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Волшебное эбру

Автор: Марьям Айткулуева / Опубликовано: 2 августа 2017

Высшая цель, которой может служить искусство – способствовать тому, чтобы люди глубже понимали Аллаха и больше любили Его. (Неджеп Фазыл Кысакурек)

null

В Коране сказано: "Когда не было на земле ни одной живой души, вода была ниспослана с небес и стала она источником всего живого. «Разве не видят безбожники, что небеса и земля были единым целым, а Мы их разъединили. Все живое Мы сделали из воды. Не пришло ли время уверовать?!» (21: 30).

«И Он тот, Кто сотворил человека из воды и сделал это началом мужчин и женщин. Господь твой в состоянии сделать все» (25: 54).

«Если б они шли по верному пути, тогда Мы непременно напоили бы их водою в изобилии» (72: 16).

От этимологии слова «эбру» веет романтикой и неопределенностью. Мнений несколько: одни считают, что «ab-ru» переводится с арабского как «вода для лица», другие полагают, что «ebre» – чагатайское слово, обозначающее «волнообразный». Наиболее популярная версия гласит: слово «ebri» придумали персы, и означает оно «облако». Подвижные рисунки на воде на самом деле напоминают плывущие вдаль облака.

Точных данных о том, где возникло искусство, нет, но все те же исследователи сошлись во мнении, что «турецкое мраморирование» (как его еще принято называть эбру) породил Восток. Считается, что пробудилось рисование на воде в городе Бухара в Узбекистане, после чего медленно и уверенно захватило внимание Ирана. Но самые интересные работы в профессиональном исполнении появились уже на территории солнечной Турции, в Стамбуле, и датируются они одиннадцатым веком. Поэтому принято полагать, что «танец красок» – заслуга турецких мастеров, таинственных личностей, которые чтили традиции нанесения красок на водное полотно и хранили их в строжайшем секрете.

В Европе необычное искусство стало известным в пятнадцатом веке благодаря вездесущим торговцам и путешественникам. Они привозили из Турции необычные рисунки, а также книги с обложками, выполненными виртуозными умельцами в технике эбру. Такого рода изображения на протяжении долгого времени европейцы называли «турецкой бумагой». Самое впечатляющее ‒ это то, что каждая такая картинка была неповторимой и единственной. О подделках или копиях картин не было и речи.

Эбру – таинственный язык, которым владели избранные мастера в Турции, держа технологию мраморированной живописи под грифом «секретно». Ценные знания передавались из поколения в поколение самым достойным последователям, поскольку для создания потрясающих рисунков нужен не только талант, но и терпение, а также полная концентрация на творческом процессе. На «плавучем» фоне художники вырисовывали величественные мечети, изящные тюльпаны, замысловатые узоры… Приступая к работе, сам художник не знал, каким будет конечный результат, ведь своенравные краски и холст из воды – это полная противоположность статичному полотну и «ручному» маслу. В конце концов, из бесконечного потока метаморфоз были вычленены закономерные движения красок, которые даже получили свои собственные названия: «Отлив и прилив», «Цветок», «Фейерверк», «Шаль соловья» и «Зигзагообразность».

Гуру эбру привыкли использовать в работе только природные материалы, например нектар гевена – смолу горного растения. Именно благодаря этому веществу, добавленному в воду, бесформенные капли краски не растворялись, а держались на поверхности, подчиняясь руке мастера. В этот момент кистями из конского волоса художник выводил причудливый узор, а тонким шилом добавлял загогулинам нужные очертания. После того как сюжет был готов и, казалось, вот-вот в нем заиграет жизнь, к нему прикладывали специальную бумагу, которая буквально вытягивала картину из воды. Так рождалось волшебное эбру – искусство созерцания.

null

История каждого изображения подвластна исключительно воображению его хозяина, но есть и традиционные символы, популярные среди турецких мастеров. Так, изображая дерево, художник приманивал семейное счастье, тюльпан отождествлял с грацией, священной любовью, созданная с помощью жидких красок гвоздика означала веру и мужество. Согласно исламу, тюльпан, родиной которого является Турция, а не Голландия, как принято считать, – символ Аллаха, а пышная роза – символ Мухаммеда.

Старинная техника эбру могла бы исчезнуть вместе с последними мастерами – хранителями этого особенного искусства и непостижимого дара. Но за последние десять лет в турецкое мраморирование вдохнули новую жизнь: жители родины тюльпанов не только организовывают выставки «живописи на воде», но и проводят мастер-классы по созданию картин, используя эбру в работе с тканями, керамикой, стеклом, кожей и деревом.

Эбру завораживает, дарит душевный покой, помогает обрести гармонию с собой, погружая с головой в глубины воды и цвета. Кто знает, возможно, однажды прикоснувшись к этому искусству, вы откроете его сокровенные тайны.



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
24 июня 2018г.
Фаджр
03:23
Шурук
05:23
Зухр
13:05
Аср
18:22
Магриб
21:07
Иша
22:23