Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Время намазов
20 августа 2017г.
Фаджр
04:23
Шурук
06:08
Зухр
13:05
Аср
17:23
Магриб
20:02
Иша
21:23
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов


Волшебное эбру
Автор: Марьям Айткулуева / Опубликовано: 2 августа 2017

Высшая цель, которой может служить искусство – способствовать тому, чтобы люди глубже понимали Аллаха и больше любили Его. (Неджеп Фазыл Кысакурек)

null

В Коране сказано: "Когда не было на земле ни одной живой души, вода была ниспослана с небес и стала она источником всего живого. «Разве не видят безбожники, что небеса и земля были единым целым, а Мы их разъединили. Все живое Мы сделали из воды. Не пришло ли время уверовать?!» (21: 30).

«И Он тот, Кто сотворил человека из воды и сделал это началом мужчин и женщин. Господь твой в состоянии сделать все» (25: 54).

«Если б они шли по верному пути, тогда Мы непременно напоили бы их водою в изобилии» (72: 16).

От этимологии слова «эбру» веет романтикой и неопределенностью. Мнений несколько: одни считают, что «ab-ru» переводится с арабского как «вода для лица», другие полагают, что «ebre» – чагатайское слово, обозначающее «волнообразный». Наиболее популярная версия гласит: слово «ebri» придумали персы, и означает оно «облако». Подвижные рисунки на воде на самом деле напоминают плывущие вдаль облака.

Точных данных о том, где возникло искусство, нет, но все те же исследователи сошлись во мнении, что «турецкое мраморирование» (как его еще принято называть эбру) породил Восток. Считается, что пробудилось рисование на воде в городе Бухара в Узбекистане, после чего медленно и уверенно захватило внимание Ирана. Но самые интересные работы в профессиональном исполнении появились уже на территории солнечной Турции, в Стамбуле, и датируются они одиннадцатым веком. Поэтому принято полагать, что «танец красок» – заслуга турецких мастеров, таинственных личностей, которые чтили традиции нанесения красок на водное полотно и хранили их в строжайшем секрете.

В Европе необычное искусство стало известным в пятнадцатом веке благодаря вездесущим торговцам и путешественникам. Они привозили из Турции необычные рисунки, а также книги с обложками, выполненными виртуозными умельцами в технике эбру. Такого рода изображения на протяжении долгого времени европейцы называли «турецкой бумагой». Самое впечатляющее ‒ это то, что каждая такая картинка была неповторимой и единственной. О подделках или копиях картин не было и речи.

Эбру – таинственный язык, которым владели избранные мастера в Турции, держа технологию мраморированной живописи под грифом «секретно». Ценные знания передавались из поколения в поколение самым достойным последователям, поскольку для создания потрясающих рисунков нужен не только талант, но и терпение, а также полная концентрация на творческом процессе. На «плавучем» фоне художники вырисовывали величественные мечети, изящные тюльпаны, замысловатые узоры… Приступая к работе, сам художник не знал, каким будет конечный результат, ведь своенравные краски и холст из воды – это полная противоположность статичному полотну и «ручному» маслу. В конце концов, из бесконечного потока метаморфоз были вычленены закономерные движения красок, которые даже получили свои собственные названия: «Отлив и прилив», «Цветок», «Фейерверк», «Шаль соловья» и «Зигзагообразность».

Гуру эбру привыкли использовать в работе только природные материалы, например нектар гевена – смолу горного растения. Именно благодаря этому веществу, добавленному в воду, бесформенные капли краски не растворялись, а держались на поверхности, подчиняясь руке мастера. В этот момент кистями из конского волоса художник выводил причудливый узор, а тонким шилом добавлял загогулинам нужные очертания. После того как сюжет был готов и, казалось, вот-вот в нем заиграет жизнь, к нему прикладывали специальную бумагу, которая буквально вытягивала картину из воды. Так рождалось волшебное эбру – искусство созерцания.

null

История каждого изображения подвластна исключительно воображению его хозяина, но есть и традиционные символы, популярные среди турецких мастеров. Так, изображая дерево, художник приманивал семейное счастье, тюльпан отождествлял с грацией, священной любовью, созданная с помощью жидких красок гвоздика означала веру и мужество. Согласно исламу, тюльпан, родиной которого является Турция, а не Голландия, как принято считать, – символ Аллаха, а пышная роза – символ Мухаммеда.

Старинная техника эбру могла бы исчезнуть вместе с последними мастерами – хранителями этого особенного искусства и непостижимого дара. Но за последние десять лет в турецкое мраморирование вдохнули новую жизнь: жители родины тюльпанов не только организовывают выставки «живописи на воде», но и проводят мастер-классы по созданию картин, используя эбру в работе с тканями, керамикой, стеклом, кожей и деревом.

Эбру завораживает, дарит душевный покой, помогает обрести гармонию с собой, погружая с головой в глубины воды и цвета. Кто знает, возможно, однажды прикоснувшись к этому искусству, вы откроете его сокровенные тайны.



Другие статьи
Показать еще