Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Вера и трудолюбие — залог успеха

Автор: Жамиля Карымбаева / Фотографии: Хамсия Кулинова / Опубликовано: 31 августа 2015

1944 год. Война. В поселке только дети, женщины да старики. Стук в дверь посреди ночи навсегда изменит их судьбу. «Депортация…». Это слово, сухо и равнодушно произнесенное кем-то в тишине,

принесет так много страданий и слез в жизнь месхетинских турок

Госкомитетом обороны СССР было решено депортировать турок-месхетинцев с их исхонных земель в Грузии. Жамал-ханым рассказывает, что смогла прихватить с собой лишь одеяло, а ее снохе удалось взять книгу с жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему!). Домочадцы показали нам ту самую книгу, которой, по подсчетам, должно быть больше трех столетий. Книга, являющаяся семенным достоянием, бережно хранится в доме у Жамал-ханым. Эта книга так же, как и ее хозяева, прошла много испытаний. Жамал-ханым не любит вспоминать о том сложном времени, лишь говорит вздыхая: «Не дай бог кому-либо пережить то, через что прошли мы».

Происхождение

Месхетия – область Южного Кавказа, большая часть которой входит в состав Республики Грузия. О точном происхождении этноса спорят даже ученые, но турки-месхетинцы уже давно определились с этим вопросом и считают себя истинными турками.

Начало их долгого пути

Депортации подверглись более 100 тысяч турок-месхетинцев: из них 40 тысяч − в Казахстан, 30 − в Узбекистан и 16 тысяч − в Кыргызстан. «Мы были в дороге 15 дней без еды. Затем нас высадили в Маргелане (соврем. Узбекистан). Многие умерли по дороге. Человек, который отвечал за нас во время переезда, разрешил моему отцу набирать молоко в единственный чайник, который был у нас с собой. Так мы и выжили», − рассказывает Жамал-ханым.

О переезде

Семья Жамал-ханым оказалась в Узбекской ССР. Там пришлось начинать все с нуля. Был введен комендантский час, даже выйти в соседнее поселение не разрешалось. Тотальный контроль касался и таких вопросов, как создание семьи. Без позволения нельзя было и шагу ступить. Но все же в 1956 году комендантский час был отменен и с турок-месхетинцев снят статус спецпереселенцев. В эти годы семья Жамал-ханым решила переехать в Киргизскую ССР, чтобы воссоединиться с родственниками. Во время депортации многие солдаты, вернувшись с войны, с ужасом обнаруживали свои дома пустыми. Конечно же, многие из них отправлялись искать своих близких. «Все, что нажили за 12 лет, пришлось собрать и привезти сюда. Я помню, как здесь был построен дом-мазанка, а в середине была вырыта яма, в которой мы разжигали огонь, чтобы согреться», − вспоминает Жамал-ханым.

Мурафаддин Сакимов вспоминает Максуда Изатова – депутата легендарного парламента, который был депортирован в город Токмок и с благодарностью рассказывал о кыргызах, которые, сами испытывая большие трудности, делились последним, в том числе и козьим молоком.

И уже в который раз им пришлось начинать все с начала. Но трудности лишь закалили характер этих сильных и мужественных людей. Село Степное тоже подготовило для турок-месхетинцев свои испытания. Земля оказалась болотистой и не пригодной для земледелия. Было приложены неимоверные усилия и старания, труд и упорство, чтобы земля, в конце концов, покорилась.

Об исламе в Советское время

Мурафаддин Сакимов, ранее возглавлявший общественное объединение турок и являвшийся депутатом местного айыл окмоту, говорит, что даже при Советском Союзе они, будучи детьми, держали пост, собирались тайно в домах и читали молитву «Таравих».

Зять Жамал-ханым, Салим, добавляет: «Мы еще не умели читать, но уже наизусть знали некоторые суры из Корана, которым нас обучали наши бабушки и дедушки. Потом мы переписывали их на кириллице, так как еще не знали арабского алфавита. Старшее поколение изучало религию по книгам, которые удалось привезти сюда. Они собирались друг у друга в домах на ифтары и таравих-намазы. Я помню, как наши бабушки читали намаз, и я, будучи тогда ребенком, не ощущал, что живу в атеистическом государстве. Уже сейчас, познавая свою религию глубже, я понимаю, что в те времена сам образ жизни у нас был исламским».

О чуде

Ибрагим Расулов, сын Жамал-ханым, вспомнил один случай из детства: «Шел дождь. Учительница на уроке сказала мне: “Попроси своего Бога, чтоб вышло солнце”. Я помолился, прошло примерно 30 секунд − и облако рассеялось. Я сказал: “Смотрите, Наталья Павловна!”, а она мне в ответ: “Выйди из класса!”»

О вере

Мурафаддин Сакимов говорит, что, несмотря на идеологию атеизма, сами люди в душе были верующими.

В конце 80-х, вопреки запретам, сельчане построили мечеть, которую потом еще трижды перестраивали, так как с каждым разом прихожан становилось все больше и больше. Теперь мечеть – это место встреч, общения и объединения сельчан, которые также делают пожертвования на ее процветание. «Я помню, как в 60−70-х годах на месте нынешней центральной мечети был маленький домик, детьми вместе с покойным отцом мы ездили на Курбан-байрам именно туда. Прихожан было очень мало. Религию мы познавали втайне. Среди нас были образованные люди, которые и обучали нас основам ислама. Сегодня же радует, что стало много верующей молодежи», − рассказывает Мурафаддин Сакимов.

О торговле и труде

Турки издавна славились своим умением торговать, которое очень помогло им в трудные времена. Салим говорит, что успех в торговле зависит от богобоязненности продавца. «Лучше дать товара сверх нормы, чем отвечать перед Всевышним за недовес. Очень важно быть честным в торговле».

Именно труд помогал туркам-месхетинцам выживать в любых, даже самых сложных условиях. Они были воспитаны в труде, для них это было естественным. Салим вспоминает: «Мы возвращались из школы, сначала нам нужно было напоить десять голов скотины, прополоть огород, наш рабочий день длился до 10−11 вечера. При этом родители, работавшие в госструктурах, приходя домой, также принимались за работу. И мы относились к этому нормально. Вера и трудолюбие – залог нашего успеха. Зато я, будучи 12-летним мальчишкой, зарабатывал больше моей учительницы (смеется)!».

О Рамадане

Мурафаддин Сакимов считает, что Рамадан – это, в первую очередь, духовное самоочищение. Он с волнением в сердце замечает, что в это благословенное время чувствует себя другим человеком. «В течение всего месяца Рамадан мы ходим друг к другу в гости на вечернюю трапезу. Тот, кто хочет принять у себя гостей, может объявить об этом в мечети. Садака также сдается в мечеть», − рассказывает Мурафаддин Сакимов.

О Родине

«Кыргызстан давно уже стал нашей Родиной, даже находясь в Турции, через некоторое время начинаешь скучать по Кыргызстану. Я два раза избирался председателем айыл окмоту, это говорит о том, что никакого притеснения здесь нет», − говорит Мурафаддин Сакимов. Он считает, что на пятничных хутбах нужно говорить о патриотизме, о Родине и о том, что ее нужно любить. «Быть гражданином – это святое дело каждого, мы должны делать все, чтобы наша родина процветала».

В 1989 году вопреки давлению КГБ была основана ассоциация «Озтурк», объединяющая местных турок-месхетинцев, которую возглавил Максуд Изатов. А уже в 1994 году турки-месхетинцы были инициаторами создания Ассамблеи народа Кыргызстана вместе с дунганами, уйгурами. На сегодняшний день в состав Ассамблеи входит 28 этнических общественных объединений, ее целью является объединение всех народностей в единый народ Кыргызстана.

Заключение

В настоящее время в селе Степное проживает около трех тысяч человек. Все они необыкновенно дружны и всегда готовы прийти друг к другу на помощь. Турки-месхетинцы обладают железным терпением и невероятной силой воли, они трудолюбивы и честны, а самое главное − удивительно жизнелюбивы, вопреки всем трудностям и невзгодам. И даже после стольких бед, выпавших на их долю, их не хочется жалеть. Да они и не потерпят жалости к себе, ведь они привыкли быть сильными. Это страшное слово «депортация» еще не раз прозвучит в семейных воспоминаниях. Но старшее поколение надеется, что у их правнуков жизнь будет намного легче и что они никогда больше не лишатся своей Родины!



Время намазов
11 сентября 2024г.
Фаджр
5:00
Шурук
6:37
Зухр
12:58
Аср
17:27
Магриб
19:23
Иша
20:57
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов