Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Вера и трудолюбие — залог успеха

Автор: Жамиля Карымбаева / Фотографии: Хамсия Кулинова / Опубликовано: 31 августа 2015

1944 год. Война. В поселке только дети, женщины да старики. Стук в дверь посреди ночи навсегда изменит их судьбу. «Депортация…». Это слово, сухо и равнодушно произнесенное кем-то в тишине,

принесет так много страданий и слез в жизнь месхетинских турок

Госкомитетом обороны СССР было решено депортировать турок-месхетинцев с их исхонных земель в Грузии. Жамал-ханым рассказывает, что смогла прихватить с собой лишь одеяло, а ее снохе удалось взять книгу с жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему!). Домочадцы показали нам ту самую книгу, которой, по подсчетам, должно быть больше трех столетий. Книга, являющаяся семенным достоянием, бережно хранится в доме у Жамал-ханым. Эта книга так же, как и ее хозяева, прошла много испытаний. Жамал-ханым не любит вспоминать о том сложном времени, лишь говорит вздыхая: «Не дай бог кому-либо пережить то, через что прошли мы».

Происхождение

Месхетия – область Южного Кавказа, большая часть которой входит в состав Республики Грузия. О точном происхождении этноса спорят даже ученые, но турки-месхетинцы уже давно определились с этим вопросом и считают себя истинными турками.

Начало их долгого пути

Депортации подверглись более 100 тысяч турок-месхетинцев: из них 40 тысяч − в Казахстан, 30 − в Узбекистан и 16 тысяч − в Кыргызстан. «Мы были в дороге 15 дней без еды. Затем нас высадили в Маргелане (соврем. Узбекистан). Многие умерли по дороге. Человек, который отвечал за нас во время переезда, разрешил моему отцу набирать молоко в единственный чайник, который был у нас с собой. Так мы и выжили», − рассказывает Жамал-ханым.

О переезде

Семья Жамал-ханым оказалась в Узбекской ССР. Там пришлось начинать все с нуля. Был введен комендантский час, даже выйти в соседнее поселение не разрешалось. Тотальный контроль касался и таких вопросов, как создание семьи. Без позволения нельзя было и шагу ступить. Но все же в 1956 году комендантский час был отменен и с турок-месхетинцев снят статус спецпереселенцев. В эти годы семья Жамал-ханым решила переехать в Киргизскую ССР, чтобы воссоединиться с родственниками. Во время депортации многие солдаты, вернувшись с войны, с ужасом обнаруживали свои дома пустыми. Конечно же, многие из них отправлялись искать своих близких. «Все, что нажили за 12 лет, пришлось собрать и привезти сюда. Я помню, как здесь был построен дом-мазанка, а в середине была вырыта яма, в которой мы разжигали огонь, чтобы согреться», − вспоминает Жамал-ханым.

Мурафаддин Сакимов вспоминает Максуда Изатова – депутата легендарного парламента, который был депортирован в город Токмок и с благодарностью рассказывал о кыргызах, которые, сами испытывая большие трудности, делились последним, в том числе и козьим молоком.

И уже в который раз им пришлось начинать все с начала. Но трудности лишь закалили характер этих сильных и мужественных людей. Село Степное тоже подготовило для турок-месхетинцев свои испытания. Земля оказалась болотистой и не пригодной для земледелия. Было приложены неимоверные усилия и старания, труд и упорство, чтобы земля, в конце концов, покорилась.

Об исламе в Советское время

Мурафаддин Сакимов, ранее возглавлявший общественное объединение турок и являвшийся депутатом местного айыл окмоту, говорит, что даже при Советском Союзе они, будучи детьми, держали пост, собирались тайно в домах и читали молитву «Таравих».

Зять Жамал-ханым, Салим, добавляет: «Мы еще не умели читать, но уже наизусть знали некоторые суры из Корана, которым нас обучали наши бабушки и дедушки. Потом мы переписывали их на кириллице, так как еще не знали арабского алфавита. Старшее поколение изучало религию по книгам, которые удалось привезти сюда. Они собирались друг у друга в домах на ифтары и таравих-намазы. Я помню, как наши бабушки читали намаз, и я, будучи тогда ребенком, не ощущал, что живу в атеистическом государстве. Уже сейчас, познавая свою религию глубже, я понимаю, что в те времена сам образ жизни у нас был исламским».

О чуде

Ибрагим Расулов, сын Жамал-ханым, вспомнил один случай из детства: «Шел дождь. Учительница на уроке сказала мне: “Попроси своего Бога, чтоб вышло солнце”. Я помолился, прошло примерно 30 секунд − и облако рассеялось. Я сказал: “Смотрите, Наталья Павловна!”, а она мне в ответ: “Выйди из класса!”»

О вере

Мурафаддин Сакимов говорит, что, несмотря на идеологию атеизма, сами люди в душе были верующими.

В конце 80-х, вопреки запретам, сельчане построили мечеть, которую потом еще трижды перестраивали, так как с каждым разом прихожан становилось все больше и больше. Теперь мечеть – это место встреч, общения и объединения сельчан, которые также делают пожертвования на ее процветание. «Я помню, как в 60−70-х годах на месте нынешней центральной мечети был маленький домик, детьми вместе с покойным отцом мы ездили на Курбан-байрам именно туда. Прихожан было очень мало. Религию мы познавали втайне. Среди нас были образованные люди, которые и обучали нас основам ислама. Сегодня же радует, что стало много верующей молодежи», − рассказывает Мурафаддин Сакимов.

О торговле и труде

Турки издавна славились своим умением торговать, которое очень помогло им в трудные времена. Салим говорит, что успех в торговле зависит от богобоязненности продавца. «Лучше дать товара сверх нормы, чем отвечать перед Всевышним за недовес. Очень важно быть честным в торговле».

Именно труд помогал туркам-месхетинцам выживать в любых, даже самых сложных условиях. Они были воспитаны в труде, для них это было естественным. Салим вспоминает: «Мы возвращались из школы, сначала нам нужно было напоить десять голов скотины, прополоть огород, наш рабочий день длился до 10−11 вечера. При этом родители, работавшие в госструктурах, приходя домой, также принимались за работу. И мы относились к этому нормально. Вера и трудолюбие – залог нашего успеха. Зато я, будучи 12-летним мальчишкой, зарабатывал больше моей учительницы (смеется)!».

О Рамадане

Мурафаддин Сакимов считает, что Рамадан – это, в первую очередь, духовное самоочищение. Он с волнением в сердце замечает, что в это благословенное время чувствует себя другим человеком. «В течение всего месяца Рамадан мы ходим друг к другу в гости на вечернюю трапезу. Тот, кто хочет принять у себя гостей, может объявить об этом в мечети. Садака также сдается в мечеть», − рассказывает Мурафаддин Сакимов.

О Родине

«Кыргызстан давно уже стал нашей Родиной, даже находясь в Турции, через некоторое время начинаешь скучать по Кыргызстану. Я два раза избирался председателем айыл окмоту, это говорит о том, что никакого притеснения здесь нет», − говорит Мурафаддин Сакимов. Он считает, что на пятничных хутбах нужно говорить о патриотизме, о Родине и о том, что ее нужно любить. «Быть гражданином – это святое дело каждого, мы должны делать все, чтобы наша родина процветала».

В 1989 году вопреки давлению КГБ была основана ассоциация «Озтурк», объединяющая местных турок-месхетинцев, которую возглавил Максуд Изатов. А уже в 1994 году турки-месхетинцы были инициаторами создания Ассамблеи народа Кыргызстана вместе с дунганами, уйгурами. На сегодняшний день в состав Ассамблеи входит 28 этнических общественных объединений, ее целью является объединение всех народностей в единый народ Кыргызстана.

Заключение

В настоящее время в селе Степное проживает около трех тысяч человек. Все они необыкновенно дружны и всегда готовы прийти друг к другу на помощь. Турки-месхетинцы обладают железным терпением и невероятной силой воли, они трудолюбивы и честны, а самое главное − удивительно жизнелюбивы, вопреки всем трудностям и невзгодам. И даже после стольких бед, выпавших на их долю, их не хочется жалеть. Да они и не потерпят жалости к себе, ведь они привыкли быть сильными. Это страшное слово «депортация» еще не раз прозвучит в семейных воспоминаниях. Но старшее поколение надеется, что у их правнуков жизнь будет намного легче и что они никогда больше не лишатся своей Родины!



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
27 октября 2021г.
Фаджр
5:55
Шурук
7:30
Зухр
12:45
Аср
16:19
Магриб
18:05
Иша
19:37