Ислам был навязан миру огнем и мечом, утверждают одни. Другие же считают, что ислам был распространен исключительно мирным путем. Но, как выяснилось, в большинстве случаев той или иной точки зрения об истории распространения ислама придерживаются лишь на основе предположений, желаний того, что людям хочется видеть. Стереотипы формируются также с подачи ложной или неточной информации в СМИ.
И лишь небольшая часть общества, возможно даже единицы, изучают историю, факты, давая им справедливую оценку, прежде чем выразить свою точку зрения.
Так кто же прав в этом споре? Как был распространен ислам? Путем насилия или все-таки призыва? Меч или перо? Вот в чем вопрос…
Чтобы приблизиться к истине, нам необходимо провести анализ прошлого, изучив исторические факты, мотивы и причины столь стремительного распространения ислама по всему миру.
На заре появления ислама
Итак, VI−VVII век нашей эры. Аравийский полуостров. Доисламское общество арабов, как, в принципе, и все соседние народы и государства того времени, живет в лоне язычества. Среди арабов царит тирания и произвол, межплеменные войны и столкновения. Этот период в истории доисламской Аравии называется временем невежества, крайнего трайбализма, несправедливости. У арабов существовало правило: «помогай своему соплеменнику, будь он угнетенным или даже угнетателем-тираном». Сильные племена могли позволить себе притеснять и глумиться над более слабыми и малочисленными племенами.
Был распространен и своего рода расизм. Например, черных выходцев из Африки не считали за людей, их воспринимали только как рабов. Социальное неравенство того времени достигло невиданных масштабов, было распространено ростовщичество, грабежи, насилие.
Но арабам племени курейш Аллах послал последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!). Еще до ниспослания пророчества, с самого отрочества Мухаммада, арабам были известны его чистота и величие нрава (мир ему!). Из-за правдивости и верности слову его называли Амин, что означает «верный», «надежный». В 26 лет Мухаммад (мир ему!) женился на Хадидже бинт Хувайлид. В 610 году, когда Мухаммаду (мир ему!) было уже 40 лет, в пещере Хира во время Рамадана архангел Джабраил (мир ему!) принес ему Откровение Аллаха − Коран.
Именно в это время, когда несправедливость и тирания в доисламском обществе арабов достигла своего апогея, в мировой истории появляется последний пророк и посланник Аллаха − Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!). Это стало началом новой цивилизации, цивилизации ислама, которая продолжается и по сей день.
Стержнем этой цивилизации является поклонение Одному лишь Творцу − Единобожие, а также всеобщее братство и равенство всех людей перед Богом, независимо от их племенной, национальной и расовой принадлежности.
В Коране говорится: «Воистину, Аллах повелевает вершить справедливость, творить добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и беззаконие. Он увещевает вас, – быть может, вы помянете назидание» (сура «Пчелы», аят 90).
Пророк и посланник Аллаха Мухаммад (мир ему!) сказал: «Поистине, Аллах удалил от вас племенной национальный дух, свойственный невежеству, и свойственный ему же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди − дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии» (ат-Тирмизи).
Призыв пророка и посланника Аллаха Мухаммада (мир ему!) стал поистине революцией в доисламском обществе Аравии. Ислам стал движущей силой, давшей равенство, любовь среди верующих, стремление к справедливости. Принципы равенства завоевывают все больше сердец. Люди разных возрастов, племен, наций, рас, мужчины и женщины, бывшие рабовладельцы и рабы − все стали принимать ислам.
Это, конечно, породило страх и ненависть со стороны правящих элит арабов-язычников, так как это грозило крахом всей системы правления, всему укладу жизни языческой Аравии. Язычники из числа знатных и богатых арабов принимают меры по предотвращению этого призыва любыми способами, сначала хитростью, попытками подкупа, устрашением, а затем гонениями, насилием и даже угрозой физического устранения пророка Мухаммада (мир ему!).
Сначала они предложили следующее: «О Мухаммад! Если ты пришел с этим делом, желая получить богатство, то мы соберем для тебя богатство, и ты станешь самым состоятельным среди нас. Если ты хочешь этим завоевать почет среди нас, то мы сделаем тебя господином над нами. Если ты добиваешься этим власти, то мы сделаем тебя царем над нами…» Пророк (мир ему!) ответил: «…Я пришел с тем, с чем пришел к вам, не для того чтобы требовать от вас богатства или почетного положения среди вас и не для того чтобы быть царем над вами»; «Клянусь Аллахом! Даже если они вложат в одну мою руку солнце, а в другую луну, я не перестану проповедовать свою религию» (Ибн Хишам «Сира ар-Расуль»).
После того как язычники убедились в тщетности всех попыток, началось преследование мусульман и пророка (мир ему!), участились угрозы расправы. Преследования усиливались из года в год в течение 12−13 лет, от невыносимости которых мусульмане вынуждены были скитаться по разным городам и странам в поисках убежища, и все это время они терпели и ни разу не подняли меч в свою защиту, даже когда их убивали!
Так продолжалось до 622 года, когда мусульмане наконец не нашли убежище в городе Ясриб (позднее г. Медина) и не переселились туда полностью. Общество арабов в тот момент уже разделилось на арабов-мусульман и арабов-язычников.
Меч или перо?!
«Нет принуждения в религии…» − так гласит аят 256 суры Корана «аль-Бакара». Действительно, в последующие 13 лет как в Мекке, так и в Медине не было факта принуждения и навязывания ислама. Однако именно в Медине наблюдается сильнейшее развитие и огромный рывок принятия ислама.
В это время арабы-язычники в Мекке, узнав о том, что в Медине появляется совершенно новая мусульманская община, решают собрать армию и идти на них войной. Первое сражение мусульман и язычников происходит в 624 году недалеко от Медины при колодце Бадр, где язычники терпят сокрушительное поражение, но уже через год, в 625 году, они берут реванш − снова нападают на мусульман и побеждают.
В 627 году язычники в течение месяца ведут осаду Медины, затем происходит небольшая битва у Рва, после которой они вынуждены были отступить. Таким образом, на арабском полуострове до 630 года между арабами происходили сражения, в результате которых язычники Мекки были вынуждены сдаться, так как к этому времени почти все племена арабов приняли ислам. Такова краткая история ислама на арабском полуострове.
Дорогой читатель, хочу обратить ваше внимание на то, что до первого сражения с язычниками в 624 году мусульмане ни разу не поднимали меч, так как не было повеления Аллаха мусульманам защищаться, применяя силу и оружие, даже если угнетают и убивают.
И только спустя 13 лет, после жестоких преследований и нападений, Аллах ниспосылает аяты, разрешающие мусульманам защищаться мечом от меча агрессоров, которые нападали, убивали мусульман, исходя из того, что они верят в Единого Бога.
Аллах сказал в Коране: «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: “Наш Господь – Аллах”. Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный» (сура «аль-Хадж», аят 22).
В Коране Аллах говорит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура «аль-Бакара», аят 190), а также: «Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Бакара», аят 192). Эти аяты ясно указывают на то, что вынимать меч разрешается в исламе, но только лишь тогда, когда посягают на жизнь, честь и имущество верующего.
К сожалению, нравится нам это или нет, но война до сих пор является неотъемлемой частью человечества, потому что существует несправедливость, угнетение, тирания и произвол. Сегодня каждое государство в мире имеет собственные вооруженные силы, защищающие безопасность своей страны. Даже согласно нормам международного права каждое государство имеет право защищаться от агрессоров.
Так почему же ислам и мусульмане должны быть исключением? Ведь в те далекие времена не было международного права, не было понятия защиты прав человека, права на вмешательство из-за гуманитарной катастрофы, геноцида и т. д.
Да, кто-то может сказать, а как же сражения с Византийской и Персидской империей? Несомненно, это факт, но там мы видим тот же сценарий, что в сражениях внутри арабского государства. В этих двух империях царила тирания, угнетался народ. Жители тех земель были рады, что ислам стал на защиту угнетенных и порабощенных людей и открыл новые границы и перспективы, о чем свидетельствуют выдающиеся мыслители и историки.
Рассмотрим несколько таких примеров.
Джо́рдж Бернард Шоу (1856−1950) – британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии.
«Если бы человеку, подобному Мухаммаду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает. Я изучал его, человека удивительного и далекого от того, чтобы быть Антихристом, − напротив, его следует назвать Спасителем человечества... Если какая-нибудь религия и имеет шанс властвовать в Англии и Европе следующие сто лет, то эта религия − ислам» (Настоящий ислам. 1936. Т. 1. № 8).
Наполеон Бонапарт (1769−1821) – французский император в 1804−1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
«Моисей раскрыл своему народу существование Бога. Иисус Христос – римлянам, а Мухаммад – всему Старому Свету».
«Аравия была страной идолопоклонников, пока через 6 веков после Иисуса Мухаммад не познакомил арабов с Богом, о котором говорили Авраам, Исмаил, Моисей и Иисус. Ариане и некоторые другие секты нарушили спокойствие на Востоке вопросом о природе Отца, Сына и Святого Духа. Мухаммад объяснил им, что Бог един, у него нет ни отца, ни сына, а троица проповедует ничто иное, как идею идолопоклонства».
«Я надеюсь, что время, когда я смогу объединить всех мудрых и образованных людей со всех стран и установить единый режим, основанный на принципах Корана, который является единственным и верным руководством, способным вести людей к счастью, не за горами…» (Личные письма Наполеона. Т. 1, ч. 5. № 4287 от 17/07/1799 г.).
Махатма Ганди (1869−1948) − один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии.
«Я хотел бы знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал исламу место в то время… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию» (Харун Яхъи. Пророк Мухаммад. 2008).
Давайте также посмотрим и на те государства, где ислам распространился благодаря торговле, наукам, призыву. А знаете ли вы, что самое большое количество мусульман не в Саудии и не в Иране, а в Индонезии. Там проживает 240 миллионов мусульман (!), и там никогда не было сражений и войн после принятия ислама индонезийским народом. Народ сам внял мирному слову проповедников ислама, ведь невозможно повлиять на сердце человека насилием, принуждая к вере мечом. Религия имеет дело с убеждениями и сердцем человека, поэтому принуждение и насилие в религии просто невозможны.
Человек свободен в выборе религии, и никто не сможет заставить его поверить в то, во что он не желает верить. Наряду с Индонезией, можно привести ряд государств и целых материков, в которых достаточно широко распространен ислам: Австралия, Южная и Северная Америка, Африка, Европа и Азия.
Распространение ислама на территории Кыргызстана
Довольно любопытный вопрос для наших читателей, как и когда кыргызы стали мусульманами? А главное, как проходило принятие ислама кыргызами − под угрозой меча или же путем призыва? Но чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, были ли в истории вообще арабо-кыргызские войны, ступали ли войска арабов-мусульман на земли кыргызов, жгли их дома?
Каждый, кто более или менее знаком с историей, знает, что вся Средняя Азия, в том числе и территория современного Кыргызстана, в течение долгой истории сталкивалась с набегами разных племен и народов, в частности с территорий Сибири, Китая, Монголии, Персии. Но за всю свою древнюю историю кыргызы никогда не сражались с арабами-мусульманами.
Первые упоминания о появлении ислама на земле Кыргызстана датируются VIII веком, и уже к X веку, в эпоху Караханидов, когда процветал город Баласагун (недалеко от современного г. Токмока, башня Бурана), ислам становится официальной религией среди тюрков-караханидов по причине принятия ислама правителем Караханидского каганата − каганом Сатуком. Как пишет великий историк арабских летописей Ибн Касир в своей книге «аль-Бидая уаль-Нихая (т. 6, с. 155), «…10 тысяч семей тюрков Баласагуна и Кашгара принимают ислам, в честь которого на Курман айт приносят в жертву 20 тысяч овец. Баласагунцы, а также тюркские города с принятием ислама начинают обретать высокочтимый статус».
В состав кыргызов вошли и те тюркские народы и племена Центральной Азии, которые первые из кочевников приняли ислам в регионе и были носителями этой религии. Это тюрки-карлуки, чигили, ягма, огузы, кипчаки. Возможно, кыргызы начали принимать ислам в XIV−XV веках, когда появлялись разные военно-политические союзы племен на территории современного Кыргызстана. Как говорят некоторые историки, племена Центральной Азии формировались в союзы, и один из таких примеров − формирование союза из разных племен вокруг народа кыргыз.
Современный Кыргызстан богат мусульманскими историческими памятниками (башня Бурана, Таш-Рабат и т. д), а также выдающимися личностями X−XII века, такими как Жусуп Баласагуни (родился в г. Баласагун − ныне Токмок) и Махмуд Кашгари-Барскани (родился в г. Барскоон − Иссык-Куль). И даже в эпосе «Манас» мы находим мусульманскую культуру и обычаи.
Послесловие
Проведя краткий анализ истории возникновения ислама и его развития, для читателя объективного, с беспристрастным суждением становится ясным, что самым главным оружием ислама является слово, которое острее всех мечей в мире и острота которого поражает сердца и разумы людей своей чистотой и красотой, переворачивая душу каждого искреннего и справедливого человека. И это не меч заставляет сегодня миллиарды людей на планете добровольно вставать на колени перед Творцом в молитве своей, а слово Всевышнего Аллаха, записанное пером в Священном Писании. И каждый из нас сможет постичь мудрость и величие ислама, стоит ему лишь взять в руки Священный Коран и прочитать его, ведь самым первым словом в Коране и наставлением Аллаха является слово «Читай!!!».
Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь самый великодушный. Он научил посредством письменной трости человека тому, чего тот не знал