Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Основные исламские принципы в управлении человеческими ресурсами и кадровой политике

Автор: Фахад Ахмад Куреши / Опубликовано: 27 марта 2016

Перевод на русский Д.Н. Мамырова

Правила исламской системы управления человеческими ресурсами были первоначально установлены пророком Мухаммадом (с.а.в.) в Медине (Саудовская Аравия) с образованием основ исламского государства. Данная система управления благодаря своей простоте заложила фундамент развития цивилизации на долгие годы вперед. Особенностью административной системы пророка Мухаммада (с.а.в.) была Шура, или обращение за советом к тому, кто способен и в состоянии дать советы, так как посланник Аллахa (с.а.с.) советовался также с сподвижниками в ряде вопросов, о которых не было специального указания в Священном Коране. Аль-Хиррави (1986) утверждал, что, поскольку он был пророком, последователи выполняли его решения безукоснительно, однако пророк (с.а.в.) был заинтересован в том, чтобы мусульмане советовались друг с другом, чтобы создать условия и атмосферу совещания, участия и консенсуса среди верующих.

Пророк Мухаммад (с.а.в.) имел официальный консультативный совет, включавший благочестивых, знающих и мудрых последователей, для принятия решений, которые могли повлиять на мусульманскую общину. Последующие благочестивые халифы также поддерживали консультативный орган и прибегали при решении некоторых вопросов к публичным референдумам (аль-Хиррави, 1986). Позднее, когда ислам начал распространяться на юг и север, восток и запад, возникла необходимость введения особых положений для руководства делами мусульман, находящихся за пределами Аравийского полуострова, но при этом с соблюдением исламских принципов и следуя примеру пророка Мухаммада (с.а.в.).

С усилением и расширением мусульманских династий и империй система государственного управления становится все более сложной и менее централизованной. Очень часто система управления в новых регионах, населенных мусульманами, велась по собственному усмотрению жителей самой местности (аль-Хиррави, 1986).

В более поздние века мусульманские ученые из различных уголков мира, самые влиятельные из которых часто были представителями других наций и народов, постепенно совершенствовали систему исламских знаний и наук, чтобы охватить все точные дисциплины, такие как архитектура и медицина, экономика и финансы, социальные науки, а также такие сферы искусства, как музыка и поэзия. Сегодня имеется задокументированное исламское наследие и обширная литература по исламской экономической системе, исламской финансовой системе и исламской системе управления (менеджмента), но ни одна из них в настоящее время не применяется полностью на практике ни в одной из мусульманских стран.

Принципы деловой этики и управления в исламе исходят из Священного Корана, высказываний и поступков пророка Мухаммада (с.а.в.). Многие аяты Корана повествуют о справедливости и честности в торговле, о вежливости и справедливости в трудовых отношениях, а также о поощрении людей к получению новых навыков и стремлению делать свою работу наилучшим образом, для того чтобы она приносила пользу как личности, так и обществу в целом. Ислам подчеркивает сотрудничество и кооперацию в работе, а также совещательность в процессе принятия решений (Абузнаид, 2006).

Управление имеет решающее значение в исламе, а назначение лидера является обязательным шагом в большинстве случаев. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Когда трое находятся в пути, они должны назначить одного из них в качестве своего лидера».

В исламе жизнь без работы не имеет смысла, участие в экономической деятельности является обязанностью (Юсеф, 2001: 153). Работа является обязательной для тех, кто в состоянии работать, самостоятельность ‒ добродетель, которая является источником самореализации и успеха (Али, 2008; Баума и др., 2003).

В достоверном хадисе сообщается, что пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Самая лучшая пища для человека ‒ та, которую он заработал собственным трудом». Пророк (с.а.в.) также сказал, что лучше пойти в лес, собрать вязанку дров, продать ее и купить на вырученные деньги еду, нежели заниматься попрошайничеством.

Как отмечалось ранее, человек является наместником Всевышнего на земле, а его деятельность ‒ это акты поклонения Всевышнему. Труд также является актом поклонения. Он важен по двум причинам: во-первых, это источник средств к существованию, когда человек зависит лишь от себя; во-вторых, ценность труда заключается в получении и наслаждении щедрыми Божьими дарами во благо себя и общества (Зинедин, 2002; Уилсон, 2006). Поэтому этика труда в исламе связана со стремлением к совершенству, поиском вознаграждения в этой и загробной жизни, а также с приложением максимальных усилий (аль-Бурэй, 1988).

Независимо от того, какую функцию выполняет мусульманин на своей работе, все его действия должны осуществляться с целью поклонения Богу, получения дозволенного (халяль) дохода, а также с целью прожить хорошую и достойную жизнь. Именно в этом учении трудовые отношения (как и управление в корпорациях) основаны на системе взглядов, где работа рассматривается через призму социальной, экономической и религиозной обязанности каждого мусульманина, который в состоянии работать, являясь наместником Бога на земле. Относительно же практики управления человеческими ресурсами в исламе существует множество нравственных ценностей и норм, которых менеджеры должны придерживаться. Такие ценности, как надежность, ответственность, искренность, дисциплина, самоотверженность, трудолюбие, чистота, сотрудничество, хорошее поведение, благодарность и умеренность являются теми принципами, по которым осуществляется управление человеческими ресурсами в исламе. Все эти принципы подтверждаются аятами из Корана и Сунны пророка Мухаммада (с.а.с.).

Основные принципы исламской системы управления человеческими ресурсами

Намерение (помыслы, ният)

В исламе любые действия человека должны сопровождаться намерениями. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Поистине все дела оцениваются по намерениям, и каждый получит то, что намеревался получить».

Человек сотворен и наделен волей, он ответствен за улучшение своего общества. Аят 11 суры 13 «Гром» гласит: «Воистину Всевышний не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».

Этот принцип в управлении человеческими ресурсами проявляется, например, в том, что руководители не должны наказывать сотрудников за совершение непреднамеренных ошибок, наказывать или поощрять следует, прежде всего, за преднамеренные цели, идеи, планы и стратегии, нежели только за результаты действий, которые могут быть совершены под воздействием внешних факторов, находящихся вне их контроля. Это также важно в планирования человеческих ресурсов и принятии стратегических решений в менеджменте.

Беспрерывная богобоязненность перед Всемогущим Аллахом (таква)

Когда сердце человека наполнено богобоязненностью, человек будет воздерживать себя от несправедливого поведения и будет приказывать своей душе перейти из состояния ан-нафс ал-аммара (нечестивая, «упорствующая» душа), которая является примитивной стадией, уподобляющей человека животному, в состояние ан-нафс ал-лаввама (душа, заслуживающая осуждения) ‒ стадия, в которой человек осознает существование зла и борьбы между добром и злом, стремясь при этом к покаянию и переходу, наконец, к самому высоком уровню ан-нафс ал-мутмаинна (успокоенная душа, уровень праведников), когда ум находится в полном согласии с добрыми делами, благочестием и справедливостью.

Таква (богобоязненность) ведет к стойкости в поисках правды и справедливости, потому что люди не боятся никого, кроме Бога.

В управлении человеческими ресурсами выражение конструктивной критики и поиск советов становится обычной практикой, в некоторых ситуациях даже обязанностью, когда выявляются злоупотребления и проступки в какой-либо организации или общине.

Доброта и забота вместе с ощущением присутствия Бога (ихсан)

Ихсан выражается в нескольких вещах: в пожертвовании добровольной милостыни, в самосовершенствовании и улучшении нравственных качеств, в умении прощать, в полноте веры и, самое главное, в совершении благих дел.

Ихсан также выражается в непрерывной борьбе и усердии в достижения довольства Всевышнего Аллаха и поклонении лишь Богу, как будто вы Его видите и Он видит вас. Это чувство вдохновляет человека, побуждает вести себя наилучшим образом без необходимости какого-либо человеческого надзора. Ценность ихсана связана со значением имана, который является ключом к исламским нравственным качествам и выражается в Вере в Бога.

В этом контексте такая экономическая и социальная деятельность оценивается как нравственное и духовное измерение, как средство совершения благих дел для кого-либо и общества в целом, следуя руководству Всевышнего о производстве материальных благ, собственности, расходах человека, равенстве и социальной справедливости. Таким образом, производство и потребление в обществе должно следовать определенным критериям и принципам, отвечающим на вопрос, что производится, каким образом оно производится, а также какие человеческие и социальные издержки производства и потребления оно в себе несет (Аль-Ашкар, 1987).

Каждое действие должно быть исполнено с целью совершения благих дел и с ощущением присутствия Бога.

Справедливость (адль)

Справедливость ‒ это добродетель, которую каждый человек должен развивать независимо от того, является он лидером или подчиненным. В Священном Коране сообщается: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура 8, аят 5).

В исламе справедливость никогда не затрагивает личные интересы и другие соображения. Справедливость служит целям защиты свободы людей и равенства. В исламе люди свободны в своих убеждениях. «Нет принуждения в религии» (Коран, сура 256, аят 2).

Все люди равны, независимо от их пола, цвета кожи, расы, богатства, профессии, статуса и знаний. Что действительно важно, так это их действия и поступки. Пророк Мухаммад (с.а.в.) дал ясно понять, что люди равны, сказав: «Нет преимущества араба над не арабом, и у не араба над арабом, и у белого над черным, и у черного над белым, кроме как в благочестии».

Благочестие является единственным критерием без исключений, и никто, кроме Бога, не знает уровень благочестия человека. Справедливость приводит к равенству, и в целях поддержания справедливости и равенства в организации должно быть чувство смирения среди тех, кто находится на руководящих должностях. В организациях, где торжествует справедливость, с сотрудниками обращаются справедливо, их одинаково и справедливо поощряют. Менеджеры относятся к своим подчиненным с уважением и вежливостью, и никогда не смотрят вниз, опуская взгляд, чтобы проигнорировать их мнения и предложения. Инструкции и правила, положения и процедуры в такой организации исполняются четко и эффективно.

Доверие (амана)

Понятие доверия является основной ценностью, регулирующей общественные отношения, так как каждый человек несет ответственность за свои дела в обществе. В Священном Коране сказано: «О Верующие! Не предавайте Бога и Его посланника! [В противном случае это приведет вас лишь к тому, что] вы станете [для других, как и для самих себя] ненадежными [в вверенных вам обязанностях и полномочиях, в переданном на хранение имуществе или в неразглашении чужих секретов]. Зная, не делайте этого [а то, что произошло по принуждению, опрометчивости или забывчивости, будет прощено по милости Всевышнего]» (сура 8, аят 27).

Доверие создает возможность для совещательности и делегирования полномочий и обязанностей работникам.

Лидер ‒ амин (или доверенное лицо), он должен оправдывать доверие, которое ему оказали его начальники и подчиненные. Любой акт ненадлежащего или неправильного использования ресурсов рассматривается как нарушение доверия. Организация является доверием для тех, кто является его собственником, а также для тех, кто работает в ней (подчиненных).

Правдивость (сидк)

Сидк подразумевает необходимость делать и говорить то, что правильно в меру наших знаний. Запрещено в исламе обманывать в каких бы то ни было обстоятельствах. Есть много аятов в Коране, которые подчеркивают достоинства и ценность правдивости. Менеджерам, а также подчиненным напоминается, что не следует руководствоваться своими личными чувствами, которые могут отвлечь от правильного пути справедливости, заботы и доверия. Менеджеров просят быть терпеливыми, при выполнении своих договорных обязанностей быть честными и усердно работать, стремясь к любви и милости Всевышнего. Честность и надежность имеют важнейшее значение для эффективного управления. Они охраняют людей от соблазна злоупотреблять вверенными им ресурсами. Любовь к правде отражает понятие личной ответственности за каждое произнесенное слово и помогает организации в анализе и оценке работы, а также в поисках причин существующей проблемы.

Добросовестность в самосовершенствовании (иткан)

Иткан предполагает непрерывную внутреннюю борьбу человека для самосовершенствования, стремления сделать свою работу лучше, что, в свою очередь, требует от человека постоянного улучшения качества производимой продукции и услуг посредством обучения, получения новых знаний и навыков. Это значение тесно связано с состоянием энтузиазма (страстной духовной увлеченности), стремлением к совершенству (сура «аль-Фалах») и безупречности. Поэтому творчество в жизни человека имеет большое значение в силу желания усовершенствовать что-то или преуспеть в чем-то, стремления делать то, что хорошо для себя и для общества.

В организации стремление сделать что-то лучше требует от руководителей и сотрудников постоянной работы и улучшения качества их продукции и услуг путем поощрения обучения и творчества, профессиональной подготовки, внедрения и продвижения инноваций.



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
27 октября 2021г.
Фаджр
5:55
Шурук
7:30
Зухр
12:45
Аср
16:19
Магриб
18:05
Иша
19:37