Ислам начинает приветствовать Европу и остальной неближневосточный мир, мусульманское население ЕС и стран Америки растет с каждым годом — и это не только потоки беженцев, устремившиеся от опасных территорий войн, но и основное население, которое знакомится с исламом, принимая его догмы.
О растущем количестве мусульман в Европе говорят многие статистические данные: их число с 29,6 млн человек в 1990-м выросло до 44,1 млн в 2010 году. Доля в населении возросла с 4,1% до 6%, то есть увеличилась почти на 50%. По примерным прогнозам, в 2030 году 8% жителей Западной Европы будут мусульманами, а в 2100 году — каждый четвёртый. Кроме того, в ЕС насчитывается до 15 млн мигрантов-мусульман (3,3% его жителей).
Последователи ислама в Канаде составляют наиболее активно растущую религиозную общину. Мусульманское население Канады за последние десять лет увеличилось на 82% — приблизительно с 579 000 человек в 2001 году до более чем 1 млн в 2011 году. Согласно прогнозу центра «Pew», с 2010 по 2050 годы количество мусульман в мире увеличится на 73%.
Как известно, мода зачастую отражает различные исторические изменения и общественные настроения. Например, в периоды экономического подъема в моду входит роскошь — дорогие ткани и украшения, а во времена кризиса модные дома делают ставку на «эффект небрежности», простоту и сочетание разных стилей.
Сейчас, когда в мировой повестке все чаще упоминается Ближний Восток, а Европа переживает небывалый наплыв мигрантов из стран арабского мира, можно объяснить интерес известных модельеров и дизайнеров к мусульманской женской одежде. Dolce & Gabbana, H&M, Uniqlo, Marks & Spencer и многие другие не остались в стороне — в 2015-2016 годах все они начали выпуск одежды для мусульманок.
Понятие «исламская мода» подразумевает в первую очередь строгую одежду, без излишеств, выполненную в соответствии с законами шариата, с использованием традиционных мусульманских элементов. Главное требование к вещам — они должны быть свободными, из плотной непрозрачной ткани и закрывать «аврат», то есть наготу. Особое внимание и в мужской, и в женской одежде уделяют опрятности и безупречному виду.
Появление хиджаба в коллекции H&M
Крупнейший мировой бренд одежды H&M привлек всеобщее внимание к осенней коллекции новинкой — хиджабом. Одной из центральных фигур fashion-кампании H&M стала модель в хиджабе — Мария Идрисси, которая представила мусульманский комплект одежды для жительниц Евросоюза.
Кроме того, в коллекции наблюдались разноцветные тюрбаны и пиджачные пары — по мнению стилистов H&M, это отражает новый fashion-тренд. В социальных сетях модный эксперимент H&M был встречен с энтузиазмом, что неудивительно — именно хиджаба в ассортименте доступных модных брендов в Европе не хватало до сих пор.
Следом за H&M коллекцию «Привлекательность Ближнего Востока» выпустила Dolce & Gabbana. Модельеры создали целую линейку национальных мусульманских нарядов – хиджабы и абайи, декорированные кружевом, вышивкой и различными аппликациями.
Хиджаб в моде
На коллекцию немедленно отреагировали в модном мире: журнал Vogue прокомментировал, что другим дизайнерам остается только последовать примеру толерантности и мультикультурализма этих модельеров.
Японский бренд Uniqlo действительно последовал этому совету: магазин начал продавать в Великобритании одежду для мусульманок. В коллекцию кроме хиджабов вошли также длинные платья, джинсы свободного кроя и головные повязки.
Так называемые капсульные коллекции, выходящие к празднику Рамадана, уже есть у таких гигантов, как DKNY, Mango и Tommy Hilfiger. Уже в марте этого года к линейке мусульманских коллекций присоединился Marks & Spencer. Бренд начал продажи купальников для мусульманок, соответствующих всем канонам ислама.
Лишь модный дом Pierre Cardin отказался адаптировать одежду под традиции ислама. «Pierre Cardin имеет свой оригинальный творческий почерк, он очень много продал вещей в мусульманских странах, но продал вещей своих, не приспосабливаясь к их вкусам, то есть они хотели то, что делает он», — сказал преемник основателя компании Родриго Базиликати. Свою позицию дизайнер объяснил так: использование в коллекциях мотивов, которые относятся к какой-либо культуре, модный дом воспринимает как одну из разновидностей копирования. «И это как раз не интересно никому. Интересно то, что уникально, что-то свое», — заключил он.
Изменения в мире моды коснулись не только женщин, но и мужчин. Европейские дизайнеры выпускают коллекции даже для пятничных молитв. Современные дизайнеры добавили к пятничному мужскому костюму привычные нам детали — карманы на груди и воротник. Пятничные костюмы могут различаться цветом, дизайном, длиной рубашки — до середины бедра или до колен.
Несмотря на то, что исламская мода в своей основе несет преданность традиционным элементам одежды, мусульманки смело сочетают национальную одежду с европейскими трендами. То есть не только ислам влияет на европейскую моду, но и европейская мода на ислам.
В гардеробе современных мусульманских женщин встречается много повседневных европейских вещей: кардиганы, кофты, футболки, жилетки, джинсовые рубашки, которые они комбинируют с длинной юбкой в пол или ниже колен. Юбки могут быть разного кроя – от плиссированной до колокола. Мусульманки не боятся экспериментировать с цветами и носить смелые сочетания. Новая страсть модниц — асимметричные жакеты, куртки из искусственного цветного меха, кружево, сетка.
В России исламские мотивы используют Вячеслав Зайцев, Ульяна Сергеенко, Александр Арутюнов. Дизайнеры мыслят на перспективу, отчетливее политиков представляя, какие изменения придется пережить Европе и миру в ближайшее время.