Когда лондонцы избрали Садык-хана в качестве мэра своего города, разгорелись дебаты о месте ислама и мусульман в Британии. Сегодня население мусульман в Великобритании составляет почти 2,7 миллиона. Большинство из них эммигранты из мусульманских стран. Но есть среди них и немало коренных британцев. Бум "исламизации" англичан произошел в конце Викторианской эпохи, в середине 19-го века.
В конце Викторианской эпохи, Великобритания владела огромной империей на Востоке, которая включала миллион мусульман. Принятие ислама детьми привилегированных семей этой великой империи вызывало в обществе чувство легкого любопытства и некоторого замешательства, нежели враждебности. И конечно же, такое событие становилось главной новостью всех СМИ.
Вот как в 1913 году газета Daily Mirror отреагировала на принятие ислама Лордом Хэдли.
"То, что соблазн восточных религий охватывает все большее число европейцев, снова продемонстрировано тем, что лорд Хэдли, ирландский Пэр, проведший много лет в Индии, обратился в Ислам," - отмечается в статье.
Подобно Хэдли, многие из британцев принявших ислам, были молодыми аристократами или детьми элиты купцов. Некоторые были исследователями, интеллектуалами и высокопоставленными чиновниками империи, которые работали и жили в мусульманских землях под британским колониальным господством.
По мнению профессора лондонского университета Ройял-Холлоуэй Гамаюна Ансари, такой живой интерес британцев к Исламу отражает то неспокойное время для европейцев, и вопросы религии и происхождения человека, которые становятся очень актуальными в такие времена.
"Это было время резни и хаоса. Это было время Первой Мировой войны. Это было время движения суфражисток (движение за предоставление женщинам избирательных прав). Также именно в это время начинались подниматься вопросы империализма и право Великобритании и других западных империй править огромным количеством людей", - говорит Ансари.
В конце Викторианской эпохи Британские войска воевали в Афганистане, в Судане, а позже и в самой Европе. В это время европейцы видели как рядом с ними и повсюду разворачивалась страшная война с участием армий и правительственных войск, каждый из которых утверждал, что Бог был на их стороне.
"Побывав в Исламских страна, они (англичане) испытали и увидели, что значит мир, духовность и простота. Это их глубоко притягивало," - добавляет Ансари.
Эти истории указывают на эпоху, когда Ислам можно было увидеть в ином свете на Западе, чем это часто бывает сегодня. Эти ученые, путешественники и духовные исследователи во времена великих потрясений и конфликтов смогли заглянуть на Восток и увидеть в Исламе, то, что побудило Лорда Хэдли принять ислам - "мир, братство и общечеловеческие ценности".
Мы предлагаем вам взглянуть на истории британских мусульман Викторианской эпохи.
Это разные личности, которых объединяет одно – страсть понять истину.
Уильям Куиллиам (1856-1932)
"Когда мы считаем, что Ислам так сильно смешаля с Британской империей, и так много мусульман по всему миру, живущих по одним правилам, это очень необычно, что так мало людей знают об этой релгии. В следствии этого грубого невежества, много людей легко обманываются. И их рассуждения и утверждения вводят других в заблуждение", - говорит Абдулла Куиллиам об Исламе и Британской империи.
Одним из первых новообращенных был Уильям (позже Абдулла) Куиллиам, сын известного Методистского проповедника (протестантская конфессия, распространенная в США, Великобритании) и часового магната в Ливерпуле. Родившись в семье методиста в 1856 году, Куиллиам принял Ислам в начале 1880-х годов. Когда ему было 17 лет в поисках более теплого климата для выздоровления от болезни, он уехал из родной Англии в Марокко, Тунис и Алжир.
Исламская вера увлекла Куиллиама и он погрузился в ее изучение. Он принял Ислам будучи в Марокко. Вернувшись в Ливерпуль, начал проповедовать Ислам под именем Абдулла Куиллиам.
В свои 20 лет, квалифицированный юрист Куиллиам основал первую мечеть в Великобритании. Ее открытие состоялось в Ливерпуле в 1889 году в день Рождества.
В 1894 Султан Абдул-Хамид II, последний халиф Османской империи, назвал Куиллиама лидером британских мусульман. Куиллиам написал много книг, нацеленных на объяснение Ислама британскому народу. Одну из своих книг он даже подарил королеве Викторие. Ей она так понравилась, что королева попросила несколько экземпляров для своих детей.
Куиллиам умер в Лондоне в 1932 году и был похоронен на кладбище Бруквуд близ Уокинга. Там же похоронены другие известные британские мусульмане.
Леди Эвелин Коббольд (1867-1963)
"Радость моя заключалась в том, чтобы ускользнуть от моей воспитательницы и посещать мечети с моими Алжирскими друзьями. Уже тогда, подсознательно, в сердце, я была маленькой мусульманкой", - писала Леди Эвелин Коббольд.
Леди Эвелин, позже известная как Зайнаб Коббольд, была одним из последних аристократов Викторианского периода, принявших ислам. Родилась она в Эдинбурге, Шотландия, в 1867 году. Она была дочью 7-го графа Данмора. Леди Эвелин одинаково появлялась как в великосветских салонах Лондона и Парижа, так и в отдаленных лагерях Ливийской пустыни. Она была хорошей спортсменкой, лучницей и охотницей.
В 1933 году, в возрасте 65 лет, она объявила о своем принятии Ислама и стала первой западной женщиной, совершившей хадж. Она написала бестселлер «Паломничество в Мекку», в котором детально рассказала о своем опыте.
Когда она умерла в 1963 году в возрасте 96 лет, она завещала написать на ее надгробии следующие слова: "Аллах - Свет небес и земли".
Она провела большую часть своего детства в Алжире и Каире, где она воспитывалась мусульманскими нянями. Как-то в своих воспоминаниях она писала, что сколько себя помнит, всегда чувствовала себя мусульманкой, однако решилась признаться себе в этом во время личной аудиенции с Папой Римским. Она рассказывает об этой встрече в своей книге «Паломничество в Мекку»:
Роуленд Allanson-Винн, 5-й Барон Хедли (1855-1935)
"Возможно, некоторые из моих друзей могут подумать, что я был под влиянием 'Магометян'; но это не тот случай, так как мои убеждения являются исключительно результатом многих лет размышлений", - говорил Лорд Хэдли, который принял имя Шейха Рахматулла Аль-Фарука. Он заявил о своем обращении в ислам в 1913 году.
Роуленд Aллонсон-Винн, более известный как Лорд Хэдли, мог бы стать первым мусульманином в Палате Лордов, заняв должность, когда бы стал 5-м бароном Хедли в 1913 году. Однако, в том же году, вместо этого он принял Ислам и стал Шейхом Рахматулла Аль-Фаруком. Год спустя, в 1914 году, Лорд Хедли возглавил Британское Общество Мусульман.
Родился в Лондоне в 1855 году и получил образование в Вестминстерской школе и Тринити колледже (Кембридж). Лорд Хэдли был воспитан как Протестант перед тем, как начать изучение Римского католицизма, живя в родовом имении семьи в Ирландии. Опытный инженер, пионер боевых искусств, путешественник и журналист, англо-ирландский аристократ считался человеком Викторианский эпохи Возрождения. Он впервые столкнулся с Исламом в Кашмире в середине 1890-х, когда работал для британского владычества в Индии.
Он увидел Ислам как религию терпимости и, перед Первой Мировой войной изучал религию в Англии со своим наставником, видным Индийским юристом и мусульманским деятелем Ходжа Камал-уд-Дином.
По большому счету Лорд Хэдли был эксцентричным человеком. Один современник описал его в журнале Time как "разносторонний человек, во время учебы в Кембридже чемпион по боксу в среднем весе, истинный путешественник, редактор и отличный рассказчик".
Он был также одним из первых представителей того, что мы знаем сегодня как боевые искусства. В 1890 году Лорд Хэдли был соавтором одного из первых учебников по самообороне, называемой «Широкой-меч и дубинка». Далее он написал один из первых современных руководств по боксу.
Он совершил паломничество в Мекку в 1923 году.
Когда он лежал при смерти в Англии, в июне 1935 года, он написал записку своему сыну. Его последняя просьба была в том, чтобы быть похороненным в исламском кладбище.
Мармадьюк Пикталл (1875-1936)
«Каждый человек должен смотреть на мир своими глазами, а не чужими. Люди такие какими их видят другие. Они меняются в зависимости от того, кто на них смотрит. Но при этом они остаются такими какие они есть», - так Мухаммед Мармадьюк Пикталл описал то, что он узнал во время своего путешествия на Ближний Восток
Мухаммед Мармадьюк Пикталл был английским ученым, который родился в семье Англиканского священника. Перед обращением в Ислам, Пикталл путешествовал, обучаясь, и, работая по всей Индии и на Ближнем Востоке.
Он также был успешным романистом. Среди его почитателей считались Дэвид Герберт Лоуренс, Х Г Уэллс и Э М Форстер. Он принял Ислам в 1917 году и начал публиковать современный английский перевод Корана, который позже был признан известным университетом Аль-Азхар в Каире. До сегодняшнего дня данная книга считается признанной работой. Когда Дэвид Герберт опубликовал свой перевод, влиятельный еженедельный литературно-критический журнал «Times Literary Supplement» оценил работу как "великое литературное достижение".
В предисловии к его переводу, который он озаглавил, как «Значение Священного Корана», Пикталл писал:
Учась в Государственной школе Харроу, Пикталл был одноклассником и другом Уинстона Черчилля. Одаренный лингвист, он освоил несколько языков, включая арабский. И воспринимал себя не как англичанин, а как мусульманин.
Он умер в Корнуолле в 1936 году и был похоронен на мусульманском кладбище Бруквуд в графстве Суррей, Англия.
Источник: Аль-Джазира
Перевод с английского выполнила Жээнбековой Жыйынбу