Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Марс Ибраев: “Современное общество нуждается в исламской интеллигенции”

Автор: Айдай Амангелдиева / Фотографии: Хамсия Кулинова / Опубликовано: 17 июля 2017

14 июля Исламский университет Кыргызстана спустя 14 лет работы получил лицензию на образовательную деятельность от государства. Теперь ВУЗ сможет выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. В связи с этой новостью, мы решили вспомнить интервью с ректором данного университета Марсом Ибраевым, в котором полгода назад он рассказывал о проблемах религиозного образования и о том, какие перспективы откроются перед Исламским Университетом после получения лицензии.

%article_title%

Журнал "Умма": Ассаламуалейкум, Марс агай! Вот уже пять месяцев, как вы возглавляете Кыргызский исламский университет. Можете рассказать о нем и о его достижениях?

‒ Уалейкумассалам. Во-первых, хочу восхвалить Аллаха и поблагодарить всех, кто внес свой вклад в учреждение и развитие этого учебного заведения. Сам факт того, что у нас функционирует религиозный университет –уже большой успех. В 2003 году, с момента, как заведению был присвоен статус университета, он выпускает качественных специалистов в религиозной сфере. Сегодня у нас работают 60 преподавателей, а арабский язык преподают шесть учителей-арабов. Начиная с первого курса студентыосваивают арабский язык, общаясь с его носителями. Это помогает в дальнейшем качественно изучать такие науки, как фикх (юриспруденция), хадис, тафсир(толкование Корана) и другие. Функционируют три кафедры ‒шариат, исламские науки и арабский язык (лингвистика).Выпускники получают диплом специалиста в области шариатских наук и арабского языка.

Журнал "Умма": Учеба на бюджетной основе или на контрактной?

‒ Учеба до сегодняшнего дня совершенно бесплатная, если не считать 1000 сомов за документы и 1000 сомов в годна ремонт. Больше не взимается ни копейки. Успешным студентам и социально нуждающимся выдаются стипендии. С этого года подумываем и о контрактном обучении. Во-первых, это требование государства, и к тому же финансовый вопрос тоже надо как-то решать.

Журнал "Умма": Говоря о финансовом вопросе… Откуда финансируется университет и оказывает ли помощь государство?

‒ Государство нам ничего не выделяет. Помощь получаем от муфтията и различных международных фондов. Но хотелось бы, чтобы эту ответственность государство взяло на себя. Это очень важно в период, когда радикализм, экстремизм и терроризм поднимают головы. Решением всех этих бед является религиозное образование,которое, можно сказать, наш университет осуществляет в своем единственном роде. Если государство само не возьмет это дело в свои руки, то людей с поверхностным знанием религии и групп с разными религиозными взглядами будет все больше и больше. Поэтому мы должны продвигать религиозное образование и пресекать невежество.

Журнал "Умма": Сколько желающих каждый год обращается к вам для поступления? Ведь ни рекламных баннеров,ни вывесок о вас мы практически не видим.

‒ Число абитуриентов удовлетворяемо. В этом году количество желающих было 300 человек, половину из которых мы приняли. Абитуриент должен получить больше 100 баллов на общереспубликанском тестировании. Но с каждым годом планка поднимается все выше, потому что нашей целью является воспитание сильных и умных мусульман. Одной из важных причин того, что мы не рекламируем наше заведение, является ограниченность технической базы. Например, все та же проблема учебного корпуса. Хотели бы взять 500 студентов, но корпус рассчитан только на 150.

Журнал "Умма": Что можете сказать об образовании, педагогическом составе и об учебных пособиях?

‒ С преподавательским составому нас проблем нет, работают специалисты, получившие образование в Аравии, Египте, Сирии и Ташкенте. Обучение длится четыре года на основе бакалавра, планируем открыть магистратуру (плюс еще два года).

Библиотека насчитывает примерно 3000 книг. Обучение основано больше на книгах классических, старых улемов. К примеру, книги Абу Ханифы, исламского ученого, принятого исламским миром 4‒5 веков назад. Кроме этого, используем книги, прошедшие проверкумуфтията.

Журнал "Умма": Обучение в университете ведется на кыргызском языке. Есть ли у вас база для русскоговорящих граждан?

‒ Раньше у нас были русские группы, но с отсутствием спроса пришлось их закрыть. Если спрос появится, то у нас имеютсядля этого все возможности.

Журнал "Умма": Во многих университетах существуют программы по обмену студентов. Как обстоит дело с этим в Исламском университете?

‒ Конечно, и у нас есть такие программы. Мы сотрудничаем, например, с Казанским исламским университетом в Татарстане и с Международным университетом «НурМубарак» в Казахстане, у нас с ними налажены двусторонние взаимоотношения. А с этого года налаживаемсвязи и договариваемся по работе в рамках данной программы с Исламским университетом в Москве.

Журнал "Умма": Можете рассказать о мероприятиях, проводимых в вузе, и одеятельности студентов?

‒ Каждый год у нас проводятся научные конференции, круглые столы и мероприятия республиканского масштаба. Можно привести в пример конкурс чтения книг с участием 12 тысяч людей, который мы организовали с участием муфтията. Если в первый год мы поставили целью познакомить людей с пророком Мухаммедом (да благословит его Аллах и приветствует!), то в следующем году темой чтения былихадисы. Вот только недавно наши преподаватели прилетели с конференции «Срединный путь в исламе», которая проходила в Китае.

%article_title%

Журнал "Умма": До сих пор Исламский университет не прошел аккредитацию в Министерстве образования. Как можете это прокомментировать?

‒ Вы правы, наш университет не проходил аккредитацию в Министерстве образования, но, конечно, разрешение от Агентства по делам религии мы получили и вдобавок являемся высшим учебным заведением при муфтияте. Несколько раз пытались пройти аккредитацию в министерстве, но из-за кадровых вопросов нам это не удавалось. У нас есть проблемы с профессорским составом, поскольку в Кыргызстане в теологических науках степени не дают. К тому же нет и ведомства, которое давало бы их. Последние два года по инициативе Абдышукура ажы Нарматова вопрос аккредитации снова рассматривается, и мы находимся уже на последнем этапе этого процесса. С получением аккредитации мы начнем преподавать светские науки на базовом и вариативном основании. А что касается шариатских наук, то Министерство образования и Агентство по делам религии приняли наши стандарты. Это тоже большой успех.

Журнал "Умма": Как вы считаете, почему религиозное образование по сей день не обрело единый характер?

‒ Это только двадцать пятый год нашей независимости. Девяностые были этапом изучения религии и веры, с началом двухтысячных начали уделять внимание образованию. Сегодня же происходит систематизация этой сферы. Все должно происходить постепенно, ничего страшного в этом нет. Думаю, этот процесс займет еще 4‒5 лет.

Сегодня мы нуждаемся в исламской интеллигенции, ну а интеллигенция зарождается не на улицах, а в образовательных учреждениях. Конечно, все религиозные учреждения в том или ином роде я воспринимаю с уважением, но сколько из них и на каком уровне подпадают под муфтият? Уведомляют ли они муфтият и друг друга о своих учебных программах? Четкого представления об этом мыне имеем. У всех разные программы обучения, некоторые даже не имеют регистрации. Поэтому выпускники этих заведений отличаются друг от друга и не принимаются обществом. Мы, Исламский университет, за каждый предмет и за каждое учебное пособие отчитываемся перед муфтиятом и Агентством по делам религии. В желании государства сократить количество медресе есть и положительные моменты,посколькув некоторых медресеможно встретитьэлементы деструктивных и радикальных сил. В Исламском университете такого быть не может, здесь все прозрачно и под контролем правительства и должных ведомств.

Журнал "Умма": Какие шаги надо предпринять, чтобы вырастить, как вы говорите, исламскую элиту?

‒ Во-первых, нужно поддерживать университет и всячески помогать ему. Государство, если потребуется, может открыть еще одно религиозное учебное заведение и заняться подготовкой отечественных кадров, которые понимают специфику нашего общества и могут правильно донести ислам до народа. Ведь, как показывает опыт, у университетов, открытых под названием «международный», всегда есть свои политические взгляды.

Министерству образования нужен отдел регулирования учреждений с религиозным образованием, имеющий в своем составе специалистов с теологическим опытом.Кроме этого, в Академии наук нужно собрать состав, который мог бы давать степени в теологии. Это потребность нашего времени.

%article_title%

Журнал "Умма": По данным экспертов, в Кыргызстане насчитывается более 2 тысячвыпускников теологических направлений. Где они и чем занимаются?

‒ Будем откровенны, только малая их часть, примерно 10‒15%, на данный момент трудится в этой сфере. Это еще один вопрос, который нас беспокоит. Не хотел бы повторяться, но если наше заведение получит лицензию, то обеспечить наших выпускников работой будет легче. Большинство людей видят выпускников Исламского университета только в качестве имамов и молдо (мулла). Это заблуждение. Наши выпускники подготовлены не только быть имамами в мечетях, они получают специализацию для ведения экспертной деятельности в управленческих казыятах, муфтиятах, в школах, университетах, агентствах по религии и т.д., а при условии продолжения учебы могут быть и переводчиками в дипломатической сфере.

При университете мы открыли фонд выпускников, ряды которых пополняют наставники, такие как Аким ажы Эргешов, Чубак ажы Жалилов, Абдышукур ажы Нарматов и Нематулло ажы Рыскулов.

Есть люди, которые, получив дополнительное образование, работают экономистами, юристами, докторами и т.д. Даже если в последствии и не работать в этой сфере, религиозное знание, которое они получили, никогда не будет лишним,так как вера делает человека человеком.

Журнал "Умма": Есть ли какие-нибудь планы по развитию вашего университета в будущем?

‒ В конкретные планы, как я уже говорил, входит: получить лицензию, улучшить программу обучения, усилить межуниверситетские связи и проводить как можно больше научно-практических конференций. А самое главное –укрепить авторитет университета и вывести его на международную арену. Для этого нам нужна поддержка, надежда и оптимизм.

Журнал "Умма": В настоящее время, несмотря на то что ислам ‒ религия мира, к сожалению, два совершенно разных понятия, таких как ислам и терроризм,стали воспринимаются как одно и то же.Какова причина этого явления?

‒ Причиной тому, в первую очередь, является религиозная необразованность и отсутствие систематизации этого направления. Открыв несколько медресе, религиозную безграмотность не искоренить. Нужна комплексная работа.

Во-вторых, внутренние разногласия и конфликты. Врагами была создана зона конфликта, и мы, оказавшись одновременно и виновниками, и жертвами этой игры, прекрасно исполняем свои роли.

В-третьих, все больше нетерпеливых и эгоистичных мусульман, которые никого не слушают. Если два джамаата ведут борьбу, третьему это нравится… Пора нам пересмотреть свои нравы и нормы. Если наш пророк (САВ) хотел дать десять наставлений, то девять из них он показывал наглядно на своем примере, и только один говорил словами. А мы сегодня девять говорим и одно показываем. Ислам – это не только намаз и пост, это то, как ты себя ведешь, как ты здороваешься, это твое отношение к не мусульманам, прощение, этика и желание учиться и развиваться.

Журнал "Умма": В обществе все больше разговоров, что идет процесс арабизации. Например, критикуют длинные бороды молодых людей. Какова ваша позиция по этому поводу?

‒ Это природное явление. Внешние атрибуты временны. Можно сказать, это первый этап. На втором этапе нас ждет модель религии, осевшая в сердцах. Если мысли все те же ‒ старые и непристойные, бородой их не прикрыть и достойным мусульманином не стать. Знаю, что это одна из сунн, но придерживаюсь своего принципа в этом вопросе. Если моя борода закрывает мне 10 дверей, то я предпочту без бороды войти в 90 дверей. Конечно, есть много мудрецов с бородой. Но есть и люди, не имеющие больших знаний, но стремящиеся выполнять одну сунну. Я бы сказал, эти люди бегают на месте. Истинный мусульманин одинаково созревает как изнутри, так и снаружи.

Журнал "Умма": Что надо помнить в первую очередь, когда ты на пути распространения ислама?

‒ Самое главное – это то, чтоб твои слова и действия были одинаковы. И, конечно, делать все ради довольства Аллаха.

Журнал "Умма": Ваши пожелания нашим читателям?

‒Я призываю своих соотечественников к терпению и любви к родине. Желаю всем истинной веры и здоровья.

Информация о Марсе Закирове:

Марс Ибраевродился в 1975 году в Ат-Башинском районе Нарынской области. Окончил юридический факультет Ошского государственного университета.С 1992 по 2002 год учился в Египте. Поступив в 1992 году в Египетский исламский университет аль-Азхар, получил степень бакалавра, затем еще после четырехлет учебы на кафедре акиды и философии факультетатеологии получил высшее образование.

В 2003 году по прибытии на родину Марс со своими инициативными друзьями создал фонд «Адепбашаты». В это же время окончил магистратуру на факультете востоковедения в Бишкекскомгуманитарном университете. С 2007 по 2014 год в городе Ош возглавлял фонд «Адепбашаты». В 2014 году по приглашению АбшукураажыНарматова пришел на должность проректора Кыргызского исламского университета, а с 15 марта 2016 года назначен ректором. Семьянин, воспитывает дочь Акбермет и сыновей Мухаммеда и Мустафу.



Время намазов
11 сентября 2024г.
Фаджр
5:00
Шурук
6:37
Зухр
12:58
Аср
17:27
Магриб
19:23
Иша
20:57
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов