Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

«Неизвестный» ислам в США

Автор: Кадыр ажы Маликов / Фотографии: Хамсия Кулинова / Опубликовано: 27 сентября 2017

Беседовал: доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета Кадыр ажы Маликов

Президент Фонда обмена и сотрудничества цивилизаций, общественный деятель, известный американский имам Мохаммад Башар Арафат, весной прошлого года приехал в Кыргызстан. Во время своего визита он дал эксклюзивное интервью журналу "Умма", в котором рассказал историю ислама в Америке.

%article_title%

Биография

Имам Мухаммад Башар Арафат родился и вырос в Дамаске (Сирия). Закончил Дамасский университет (факультет исламоведения и арабского языка) в 1987 году и получил степень в области исламского права (шафиитский мазхаб) в 1988 году. С 1975 по 1989 год под руководством и наставничеством муфтия Сирии, шейха Ахмада Куфтаро, изучал Коран, шариат и другие исламские науки. С 1989 по 1997 год сопровождал муфтия Сирии в поездках во время его участия в международных программах и конференциях.

Работал в качестве имама в Дамаске с 1981 по 1989 год, затем был приглашен в США для чтения лекций в различных исламских центрах. Был имамом Исламского общества в Балтиморе (штат Мэриленд) с 1989 по 1993 год, основал институт исламских исследований и арабского языка «Ан-Нур» в Балтиморе в 1993 году, был соучредителем мечети «Ан-Нур» в Карни, имамом с 1995 по 1997 год. В настоящее время является президентом Совета по делам ислама штата Мэриленд.

Преподавал курсы по изучению ислама в различных университетах и центрах. Служил имамом в университете Джона Хопкинса с 1993 по 2003 год, адъюнкт-капелланом в больнице Джона Хопкинса с 2000 по 2003 год, а также мусульманским капелланом в Департаменте полиции города Балтимор с 1998 по 2006 год.

Имам Арафат − основатель и президент Фонда обмена и сотрудничества цивилизаций. Эта некоммерческая организация служит для объединения людей, обмена опытом, ее деятельность направлена на укрепление мира и согласия.

− Ассаламу алейкум, уважаемый шейх Башар! Спасибо Вам, что уделили нам свое время, согласились дать интервью для нашего исламского журнала UMMA.

− Алейкум ассалам!

− Мой первый вопрос − об исламе в США. Ведь часто нехватка или неполнота информации создает среди наших граждан стереотипы о положении ислама и мусульман в США. А между тем в настоящее время ислам именно в США – самая динамично распространяющаяся религия. Не так ли это?

− Абсолютно верно. Я хотел бы начать с истории ислама в Америке. Ведь ислам пришел в Америку, по некоторым гипотезам, еще до Христофора Колумба. Этому есть научно подтвержденные исследования в этой области. Еще до того как Испания стала частью исламского мира, мусульмане прошли океан и воздвигли первые поселения на берегах Америки.

Мусульмане прибыли в Америку четырьмя различными путями: сначала – как исследователи, затем – спасаясь от испанской инквизиции, в период колонизации Африки, а также во время волны иммиграции во второй половине 70-х годов. Все, кроме первого утверждения, хорошо известно и подкреплено историческими фактами. Однако, как можно увидеть, первыми людьми за 180 лет до Колумба на Американском материке были мусульманские исследователи.

В 1312 году африканские мусульмане (выходцы из Мали и других частей Западной Африки) появились на побережье Мексиканского залива, двигаясь по реке Миссисипи, чтобы исследовать Америку.

В 1492 году, когда Христофор Колумб прибыл в Новый Свет, на него произвели сильное впечатление географические открытия арабского ученого XIII столетия аль-Идрисси, который был советником короля Сицилии Роджера. У Колумба была копия работ аль-Идрисси, где упоминалось открытие нового континента восемью мусульманскими исследователями. У него было также несколько мусульман – членов команды, которые выполняли функции переводчиков и другую работу.

Во время первого путешествия Колумба с ним были два капитана мусульманского происхождения. Одного из них – капитана «Пинты» − звали Мартин Алонсо Пинзон, а другого – его брата, капитана «Нины» − Висент Янекс Пинзон. Они были достаточно богатыми и помогли оснастить корабли Колумба, а также починить его флагман – корабль «Санта Мария». Семья Пинзон была связана с Абузайаном Мухаммадом Третьим, Султаном Марокко из династии Маринидов (1196−1465).

21 октября 1492 года Колумб написал в своих бумагах, что, в то время как его корабль проплывал мимо Гибары на северо-востоке Кубы, он видел мечеть на вершине прекрасной горы. Руины мечетей и минаретов с высеченным текстом аятов Корана были обнаружены на Кубе, в Мексике, Техасе и Неваде (вставка).

В своей книге «Сага об Америке» доктор Барри Фелл пишет, что люди на юго-западе Пимы обладали словарем, содержащим слова арабского происхождения. Доктор Фелл также сообщает, что в Калифорнии есть скала, на которой высечено по-арабски «Иса бин Марьям» (Иисус, сын Марии). В Неваде, Колорадо и Нью-Мексико доктор Фелл обнаружил остатки существовавших здесь когда-то медресе.

Существует очень много исследований по исламу в Америке. И если даже не задевать вопрос о том, кто открыл Америку, скажем просто, что ислам в США имеет глубокие корни.

%article_title%

− Вы имеете в виду появление мусульман среди первых испанских поселенцев в Америке?

− Именно так! Во-первых, мусульмане были во время испанских завоеваний и первых европейских поселений, так как среди первых испанских поселенцев, скрывавшихся от инквизиции, были «мориски» − насильно крещеные мусульмане, которые продолжали тайно исповедовать ислам.

В 1492 году Испания покорила Гранадский эмират (он располагался на территории современных провинций Гранада, Альмерия и Малага). Тогда была принята капитуляция на весьма почетных и мягких условиях, среди которых было свободное исповедание ислама на всех территориях бывшего эмирата, юридическая автономия мусульманских общин и соблюдение всех личных прав мусульман. И когда королевская чета в 1499 году (через семь лет после покорения) посетила Гранаду, она была неприятно удивлена, что большинство жителей по-прежнему ходили в мечети и соблюдали все свои национальные обычаи. Но потом ситуация резко изменилась, и мусульман начали преследовать и заставлять креститься. Была создана печально известная инквизиция (церковное преследование) для тех, кто тайно продолжал исповедовать ислам или иудаизм.

Многие выехали, большинство изгнанных из Испании осело в Марокко, Алжире, Тунисе, а некоторая часть морисков предпочла переселиться в Америку.

И как уже было сказано выше, позднее среди завезенных рабов из Африки также было много мусульман. Возможно, оттуда и берет свое начало феномен «черного ислама».

Во время волны иммиграции во второй половине 1970-х годов с Арабского Востока (в основном из Палестины, Ливана, Сирии) мигранты-мусульмане селились в основном в Детройте. В 1990-х началась новая волна переселенцев из бывших стран СССР, Восточной Европы, стран Ближнего Востока, Африки. И я принадлежу к этой волне иммиграции из Сирии, я прибыл в США, когда мне было 25 лет.

− Как сегодня идет развитие ислама и мусульман в США?

− Исламская община США сегодня − это мозаика, состоящая из разных цветов, языков. Мусульмане представлены выходцами из Азии, Африки, Европы, а также очень много тех, кто принял ислам уже здесь, из числа американцев. Например, моя жена раньше исповедовала христианство, затем приняла ислам. Лишь 35 % членов исламской общины родились в США (главным образом, это – представители так называемого «черного ислама», афроамериканцы, принявшие ислам), остальные – выходцы из различных государств Азии (две трети) и Африки (одна треть).

Скажу еще, что ислам в США − самая динамично распространяющаяся религия, которая насчитывает в настоящее время более шести миллионов последователей. С 1950 по 2000 год число мусульман в США возросло в 14 раз, сегодня эта цифра, возможно, больше. При этом каждый год ислам принимают около десятка тысяч американцев. Число мечетей в США в настоящее время достигло 2,3 тысяч, они есть в каждом из 50 штатов. Для сравнения: в середине 1920-х годов в стране существовала только одна мечеть. За последние пять лет число мечетей в Соединенных Штатах выросло на 25 %. Специалисты утверждают: такой темп приведет к тому, что через 7−8 лет ислам по числу последователей станет второй религией в США после христианства.

При этом рост числа мусульман происходит не только за счет афроамериканцев, которые составляют около 30 % принявших ислам, но и в основном за счет белокожих. Особенно широко идет исламский призыв в американских тюрьмах, где за короткий период мусульманами стало свыше 135 тысяч граждан США.

Очень быстро ислам распространяется среди испаноязычных американцев. Исламская община США очень и очень быстро растет, кстати, не только количественно. Наши братья и сестры в США очень активны...

− Хотел бы задать вопрос о таком феномене в США, как «черный ислам»?

− Да, это феномен. Знаменитые лица − Элайджа, Варита Дин Мухаммеда, Мальком Экса (Малькольма Литтла). Известное религиозно-политическое движение чернокожих «Нация ислама» возглавлял Элайджа, который создал Исламский университет имени Мухаммада, ряд предприятий, хозяйств и большое количество недвижимого имущества в Соединенных Штатах. Но «Нация ислама» продолжала оставаться закрытой для нечернокожих мусульман. Сын Элайджа, Варит Дин Мухаммед, а также известный идеолог и борец за права чернокожих, Малкольм Экс, отреклись от идеологии «Нации ислама» в пользу ислама суннитского толка, так как основные ценности ислама противоречили националистической идеологии в любой форме. Началась быстрая интеграция чернокожих мусульман в мировую умму ислама. Сегодня лидером организации является Фаррахан, а главная штаб-квартира находится в так называемом храме «Нации ислама» − мечети имени Марьям, расположенной в городе Чикаго.

%article_title%
Король спорта Мухаммад Али

Многие американцы-мусульмане получили мировую известность, став непревзойденными мастерами в спорте − Мухаммад Али (Кассиус Клей), Майк Тайсон, популярными музыкантами − Майкл Джексон (король поп-музыки) и другие.

В настоящее время можно смело говорить не столько о феномене «черного ислама», сколько о феномене «американского ислама».

− А в чем же заключается феномен американского ислама в наши дни?

− Феномен состоит, во-первых, в том, что все американцы − граждане США − это мигранты или их потомки. То есть мусульмане здесь не чувствуют себя чужими, мигрантами. И, конечно, они борются за то, чтобы им не давали так себя чувствовать. Имею в виду, что здесь мусульмане-американцы, имеющие этнические корни на Ближнем Востоке, Индии или Пакистана, не притесняются, как, допустим, в некоторых странах Европы. Мусульманская община США уникальна в своем многообразии. Ни одна страна не обладает столь богатой палитрой мусульман самого разного происхождения, поэтому американская исламская община – это, своего рода, микрокосмос всего мусульманского мира. Несмотря на внешнюю политику США, весь исламский мир сегодня представлен внутри США. (Смеется).

Во-вторых, феномен состоит в том, что мусульмане − граждане США могут свободно расти и развиваться, а также занимать любые политические должности. Еще несколько десятков лет назад никто и подумать не мог, что президентом США станет афроамериканец, имеющий мусульманские корни. Имя Президента США − Барак (Берекет), арабское, мусульманское, имя отца − Хуссейн. Много мусульман работает в Белом доме, служит в армии, в полиции и т. д.

Хотя принято считать, что мусульманская община − это достаточно замкнутое сообщество. Но говорить об обособленности мусульманской общины в США не следует: ситуация с ней там отличается от ситуации, скажем, в Европе, где мусульмане зачастую живут маргинально, в отдельных, закрытых кварталах, превратившихся, по сути, в своеобразные добровольные гетто.

− А как в США представлены права мусульман в политической сфере?

− Хотя в американском обществе и существуют негативные стереотипы в отношении мусульман, наше положение выглядит предпочтительнее, чем во многих других странах мира, где сложилась исламская община.

Во-первых, американская политическая система предоставляет меньшинствам, включая конфессиональные, немалые возможности для защиты своих прав, используя институты общественного контроля над деятельностью госслужащих.

Во-вторых, эта система дает возможность религиозным общинам не просто вести активный диалог с властью, защищая и отстаивая свои интересы, но и напрямую участвовать в политике. Среди способов конструктивного диалога следует назвать многочисленные встречи с официальными лицами, проводимые организациями и группами общественной поддержки мусульманской общины. Особенно стоит отметить деятельность таких организаций, как Совет по американо-исламским отношениям (САИО), Мусульманский совет по общественным делам, Федерация исламских ассоциаций США и Канады, Мусульманская студенческая ассоциация, Исламское общество Северной Америки, Исламский учебный центр и другие. В 2006 году на выборах в Миннесоте впервые в истории в Конгресс США по списку Демократической партии был избран мусульманин, которого поддерживала организация «Альянс американских мусульман».

%article_title%

− Вы упомянули до этого, что мусульманская община растет не только количественно, но и качественно. То есть она активна и в социальной сфере?

− Безусловно. Дело в том, что в США мусульманская община в значительной мере состоит из среднего класса, врачей, инженеров и ученых. Это укрепляет внутри нее позитивное чувство социального доверия, востребованности и принадлежности к окружающему обществу и своей новой родине. Мусульмане в США довольны своей жизнью и исповедуют более умеренные взгляды, нежели их единоверцы в Европе, не говоря уже об исламском мире. И по сей день мусульмане иммигрируют в США семьями. По данным социологических опросов, 77 % мусульман сообщили о своем участии в организации помощи бедным, больным, бездомным или престарелым; 71 % были вовлечены в деятельность религиозной организации или мечети; 51 % заявили, что они подписывали петиции по тем или иным актуальным вопросам, писали в средства массовой информации, обращались к политикам по волнующим их вопросам.

Каждая американская мечеть – это своего рода центр активности мусульманской общины и имеет свою программу продвижения исламских ценностей, исламского образования и призыва «даваат» в американском обществе.

Американские мусульмане имеют свои многочисленные издания и свой телеканал Bridges TV, не говоря о возможности подключения к мировым исламским каналам, таким как «Аль-Джазира», «Аль-Арабия» и т. д. Подача материалов, связанных с исламом, хоть где-то и имеет неточности, не может быть однобокой уже потому, что мусульмане сегодня в достаточной мере присутствуют в американском информационном пространстве. Вдобавок многие университеты и научно-исследовательские институты в США ввели в обиход практику приглашения имамов, улемов, исламских профессоров и лекторов как для чтения специальных курсов, так и для выступления с публичными лекциями об исламе. И вот я здесь, у Вас в гостях по приглашению Посольства США в Кыргызстане.

− Как событие 11 сентября 2001 года отразилось на мусульманской общине США? Вырос ли уровень исламофобии, недоверия к мусульманам?

− Это печально. Но у нас, если честно, актуальны вопросы исламофобии в обществе. До этой трагедии американцы воспринимали мусульман как носителей «иной культуры», и это отношение было нейтральным. После произошедшего ислам и мусульмане в общественном сознании превратились в нечто чужеродное, появились подозрительность и страх. Есть и те силы (я их называю правыми христианами), которые регулярно подливают масла в огонь. Для снижения исламофобии понадобилось даже вмешательство первых лиц государства. Конгресс в октябре 2001 года принял Патриотический акт, первая статья которого гласила: «Американские арабы, мусульманские американцы и американцы из Южной Азии играют важную роль в жизни нашей нации, и их права не могут быть ущемлены американцами».

В настоящее время при поддержке государства для желающих проводится много курсов по исламу, устраиваются лекции и экскурсии в мечети и исламские центры.

Интерес граждан США и исследователей к исламу начался в 1979 году, когда произошла исламская революция в Иране. Потом война в Персидском заливе во время Саддама Хусейна, трагедия 11 сентября 2001 года, Ирак, Афганистан, Ливия… Все эти и другие события подталкивали граждан больше узнавать об исламе.

Во всем есть мудрость Аллаха. Ведь люди, наоборот, больше стали интересоваться исламом, читать Коран (даже из любопытства) и принимать ислам.

Аллах мудр, и у Него есть знания. В Коране есть прекрасные аяты, раскрывающие глубину мудрости Творца. Например, о том, как Аллах послал Мусу (Моисея) в дом Фараона, как Муса (мир ему!) жил в его дворце и как Аллах через своего посланника призывал семью Фараона к вере. Мой шейх в Сирии после окончания университета в Дамаске дал мне напутствие до иммиграции в США, чтобы целью своего переселения я сделал призыв общества в США к исламу, и я исполняю этот долг перед Аллахом.

− Какова позиция мусульман США по Палестинской проблеме?

− Все мусульмане США поддерживают стремление народа Палестины к свободе, и мы проводим мирные акции, выступления против агрессивной политики Израиля в отношении палестинского народа. Хотя в США очень сильное еврейское лобби «бнай брит» (сыны Завета) в Конгрессе. Но сейчас среди верующих евреев США есть и те, кто уже выступает против политики Б. Натаньяху. Они солидарны с нашей мусульманской позицией – поддерживают народ Сектора Газа, выступают против агрессии Израиля и за создание независимого Палестинского государства.

− Вам задавали острые вопросы в Бишкеке?

− Да, ко мне подошли после лекции двое молодых студентов и спросили по поводу нападения мусульман на издание «Шарль Эбдо» во Франции, опубликовавшее карикатуры на нашего пророка (мир ему!).

Я ответил, что это действие осуждается, так как влияет на отношение к миллионам мусульман во Франции и Европе. Ведь мы уже столкнулись с исламофобией после 11 сентября 2001 года. Эти действия не от ислама, ведь ислам не призывает к насилию и убийствам. Те, кто пошел на террор, сыграл на руку врагам ислама.

%article_title%
Самая большая мечеть в Северной Америке (Дирборн, Мичиган)

− Чем отличается имам мечети в США от имамов в других странах? И какова сегодня роль имамов мечетей в США?

− Работа имама мечети в США отличается от работы имама мечети в Египте, Саудовской Аравии, а также в Кыргызстане. Имам мечети в США должен не только руководить молитвой или исполнять ритуальные стороны шариата, но и быть лидером в общественных процессах, социальных, гражданских, межконфессиональных, поскольку мы работаем и с другими религиозными общинами США, с молодежью и их проблемами, с государством. Здесь нужно быть дипломатичным, гибким, понимать и уважать другие культуры, знать ментальность западного общества, быть, что называется, в центре социальных, общественных, культурных и научных событий. Нужно обладать широкими кругозором, глубокими знаниями в той или иной сфере, быть современным. И эта работа не по силам, например, только что приехавшим шейхам из стран арабского Востока или Пакистана, поскольку, чтобы выносить решения по шариату, нужно знать тонкости и быть частью этого общества, его культуры, истории, то есть обладать знаниями «фикх уль вакиъа» (исламской юриспруденции в реалиях современности). Поэтому повышается и роль имамов США в защите имиджа ислама и донесении послания ислама в немусульманском обществе.

− Полностью согласен. К сожалению, у нас во многих медресе до сих пор преподают шариатские науки по книгам, датированным еще XVI−XVII веками. Как Вы думаете, нужна ли реформа методов преподавания, обновление и понимание книг, проведение нового иджтихада в некоторых понятиях?

(Иджтиха́д, или аль-иджтиха́д, араб. اجْتِهَاد‎‎, араб. الاجتهاد‎‎ − «усердствование», «большое старание». В исламе − деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников).

− (Смеется). Вы знаете, это проблема мировой исламской уммы, без иджтихада мы сильно отстаем в современных реалиях. Ведь мир изменился, а мы учимся применять сегодня некоторые правила, разработанные учеными 400 лет назад. Современный мир – это мир Интернета, развития новых технологий. Еще вчера всего этого не было. Поэтому в современных условиях для понимания Корана и Сунны мы должны применять разум, достижения науки. Это и есть ислам, дающий развитие и прогресс. Но сейчас, к сожалению, во всем мире идет процесс «саудизации». (Смеется). У нас, арабов, так шутят. То есть люди слепо подражают внешним атрибутам: надевают длинную арабскую или пакистанскую одежду, подражают привычкам других народов и судят об имане (вере) по внешним признакам, слепо подражая национальной культуре арабов, пакистанцев.

− В наших странах очень остро стоит вопрос о светскости и религиозных ценностях, светские власти очень боятся процесса ре-исламизации. А как обстоят дела с ношением хиджаба, исполнением намаза в госучреждениях США?

− В США все наоборот. Свобода в области религиозных прав − это фундаментальное право, и оно разрешает практиковать религию и высказывать свои религиозные взгляды в любых учреждениях, государственных, частных. Даже на военных объектах, в армии для мусульман у нас есть мечети и военные имамы, халяль-продукция, регулярно проводятся в Священный месяц Рамадан ифтары (разговения) от имени государственных органов власти (еще со времен Президента Клинтона). Верующие мусульманки свободно носят хиджаб, и в этом нет никаких проблем. И в Конгрессе США, и в Белом доме для мусульман обязательно есть молельная комната (намазкана), Коран и его перевод на английском языке.

− Думаю, читатели многое узнали о наших братьях и сестрах в США. Ведь все мусульманские общины образуют единую, мировую умму нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

− Действительно, где мы бы ни находились, мы являемся членами единой уммы. Кыргызстан − прекрасная страна, с замечательным будущим. У меня было много встреч с молодежью, и они оставили много впечатлений. Молодежь нуждается в информации, в правильном исламском просвещении. Для молодежи необходимы знания, особенно о пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует!), его жизни, отношении к окружающим, детям, женщинам, и мы должны доносить эти знания до общества сообща. Для этого необходимо поддерживать связь, обмениваться опытом в рамках разных культурных программ, проводить встречи, возможно, даже прямой телемост между мусульманами США и Кыргызстана. Спасибо за Ваши вопросы, и я хотел бы передать Ас-салам (пожелание мира) всем нашим братьям и сестрам в Кыргызстане, а также всем гражданам, независимо от пола, нации и религии.

В своей книге «Религии мира» Хьюстон Смит говорит о том, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) даровал свободу религии иудеям и христианам под мусульманским правлением: «Пророк составил документ, в котором указал, что евреи и христиане “должны быть защищены от всех оскорблений и зла; они должны иметь равные права с нашим народом, чтобы помогать нам” и далее, “они должны исповедовать свою религию так же свободно, как мусульмане”». (Хьюстон С. Религии мира. Harper Collins, 1991. С. 256.)

Хьюстон Смит отмечает, что мусульмане считают этот документ первой Хартией свободы в человеческой истории и общепринятой концепцией для каждого мусульманского государства.



Другие статьи
Показать еще
Новости
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
26 сентября 2018г.
Фаджр
5:18
Шурук
6:53
Зухр
12:53
Аср
17:05
Магриб
18:59
Иша
20:14