Беседовал: доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета Кадыр ажы Маликов
Президент Фонда обмена и сотрудничества цивилизаций, общественный деятель, известный американский имам Мохаммад Башар Арафат, весной прошлого года приехал в Кыргызстан. Во время своего визита он дал эксклюзивное интервью журналу "Умма", в котором рассказал историю ислама в Америке.
Биография
Имам Мухаммад Башар Арафат родился и вырос в Дамаске (Сирия). Закончил Дамасский университет (факультет исламоведения и арабского языка) в 1987 году и получил степень в области исламского права (шафиитский мазхаб) в 1988 году. С 1975 по 1989 год под руководством и наставничеством муфтия Сирии, шейха Ахмада Куфтаро, изучал Коран, шариат и другие исламские науки. С 1989 по 1997 год сопровождал муфтия Сирии в поездках во время его участия в международных программах и конференциях.
Работал в качестве имама в Дамаске с 1981 по 1989 год, затем был приглашен в США для чтения лекций в различных исламских центрах. Был имамом Исламского общества в Балтиморе (штат Мэриленд) с 1989 по 1993 год, основал институт исламских исследований и арабского языка «Ан-Нур» в Балтиморе в 1993 году, был соучредителем мечети «Ан-Нур» в Карни, имамом с 1995 по 1997 год. В настоящее время является президентом Совета по делам ислама штата Мэриленд.
Преподавал курсы по изучению ислама в различных университетах и центрах. Служил имамом в университете Джона Хопкинса с 1993 по 2003 год, адъюнкт-капелланом в больнице Джона Хопкинса с 2000 по 2003 год, а также мусульманским капелланом в Департаменте полиции города Балтимор с 1998 по 2006 год.
Имам Арафат − основатель и президент Фонда обмена и сотрудничества цивилизаций. Эта некоммерческая организация служит для объединения людей, обмена опытом, ее деятельность направлена на укрепление мира и согласия.
− Ассаламу алейкум, уважаемый шейх Башар! Спасибо Вам, что уделили нам свое время, согласились дать интервью для нашего исламского журнала UMMA.
− Алейкум ассалам!
− Мой первый вопрос − об исламе в США. Ведь часто нехватка или неполнота информации создает среди наших граждан стереотипы о положении ислама и мусульман в США. А между тем в настоящее время ислам именно в США – самая динамично распространяющаяся религия. Не так ли это?
− Абсолютно верно. Я хотел бы начать с истории ислама в Америке. Ведь ислам пришел в Америку, по некоторым гипотезам, еще до Христофора Колумба. Этому есть научно подтвержденные исследования в этой области. Еще до того как Испания стала частью исламского мира, мусульмане прошли океан и воздвигли первые поселения на берегах Америки.
Мусульмане прибыли в Америку четырьмя различными путями: сначала – как исследователи, затем – спасаясь от испанской инквизиции, в период колонизации Африки, а также во время волны иммиграции во второй половине 70-х годов. Все, кроме первого утверждения, хорошо известно и подкреплено историческими фактами. Однако, как можно увидеть, первыми людьми за 180 лет до Колумба на Американском материке были мусульманские исследователи.
В 1312 году африканские мусульмане (выходцы из Мали и других частей Западной Африки) появились на побережье Мексиканского залива, двигаясь по реке Миссисипи, чтобы исследовать Америку.
В 1492 году, когда Христофор Колумб прибыл в Новый Свет, на него произвели сильное впечатление географические открытия арабского ученого XIII столетия аль-Идрисси, который был советником короля Сицилии Роджера. У Колумба была копия работ аль-Идрисси, где упоминалось открытие нового континента восемью мусульманскими исследователями. У него было также несколько мусульман – членов команды, которые выполняли функции переводчиков и другую работу.
Во время первого путешествия Колумба с ним были два капитана мусульманского происхождения. Одного из них – капитана «Пинты» − звали Мартин Алонсо Пинзон, а другого – его брата, капитана «Нины» − Висент Янекс Пинзон. Они были достаточно богатыми и помогли оснастить корабли Колумба, а также починить его флагман – корабль «Санта Мария». Семья Пинзон была связана с Абузайаном Мухаммадом Третьим, Султаном Марокко из династии Маринидов (1196−1465).
21 октября 1492 года Колумб написал в своих бумагах, что, в то время как его корабль проплывал мимо Гибары на северо-востоке Кубы, он видел мечеть на вершине прекрасной горы. Руины мечетей и минаретов с высеченным текстом аятов Корана были обнаружены на Кубе, в Мексике, Техасе и Неваде (вставка).
В своей книге «Сага об Америке» доктор Барри Фелл пишет, что люди на юго-западе Пимы обладали словарем, содержащим слова арабского происхождения. Доктор Фелл также сообщает, что в Калифорнии есть скала, на которой высечено по-арабски «Иса бин Марьям» (Иисус, сын Марии). В Неваде, Колорадо и Нью-Мексико доктор Фелл обнаружил остатки существовавших здесь когда-то медресе.
Существует очень много исследований по исламу в Америке. И если даже не задевать вопрос о том, кто открыл Америку, скажем просто, что ислам в США имеет глубокие корни.
− Вы имеете в виду появление мусульман среди первых испанских поселенцев в Америке?
− Именно так! Во-первых, мусульмане были во время испанских завоеваний и первых европейских поселений, так как среди первых испанских поселенцев, скрывавшихся от инквизиции, были «мориски» − насильно крещеные мусульмане, которые продолжали тайно исповедовать ислам.
В 1492 году Испания покорила Гранадский эмират (он располагался на территории современных провинций Гранада, Альмерия и Малага). Тогда была принята капитуляция на весьма почетных и мягких условиях, среди которых было свободное исповедание ислама на всех территориях бывшего эмирата, юридическая автономия мусульманских общин и соблюдение всех личных прав мусульман. И когда королевская чета в 1499 году (через семь лет после покорения) посетила Гранаду, она была неприятно удивлена, что большинство жителей по-прежнему ходили в мечети и соблюдали все свои национальные обычаи. Но потом ситуация резко изменилась, и мусульман начали преследовать и заставлять креститься. Была создана печально известная инквизиция (церковное преследование) для тех, кто тайно продолжал исповедовать ислам или иудаизм.
Многие выехали, большинство изгнанных из Испании осело в Марокко, Алжире, Тунисе, а некоторая часть морисков предпочла переселиться в Америку.
И как уже было сказано выше, позднее среди завезенных рабов из Африки также было много мусульман. Возможно, оттуда и берет свое начало феномен «черного ислама».
Во время волны иммиграции во второй половине 1970-х годов с Арабского Востока (в основном из Палестины, Ливана, Сирии) мигранты-мусульмане селились в основном в Детройте. В 1990-х началась новая волна переселенцев из бывших стран СССР, Восточной Европы, стран Ближнего Востока, Африки. И я принадлежу к этой волне иммиграции из Сирии, я прибыл в США, когда мне было 25 лет.
− Как сегодня идет развитие ислама и мусульман в США?
− Исламская община США сегодня − это мозаика, состоящая из разных цветов, языков. Мусульмане представлены выходцами из Азии, Африки, Европы, а также очень много тех, кто принял ислам уже здесь, из числа американцев. Например, моя жена раньше исповедовала христианство, затем приняла ислам. Лишь 35 % членов исламской общины родились в США (главным образом, это – представители так называемого «черного ислама», афроамериканцы, принявшие ислам), остальные – выходцы из различных государств Азии (две трети) и Африки (одна треть).
Скажу еще, что ислам в США − самая динамично распространяющаяся религия, которая насчитывает в настоящее время более шести миллионов последователей. С 1950 по 2000 год число мусульман в США возросло в 14 раз, сегодня эта цифра, возможно, больше. При этом каждый год ислам принимают около десятка тысяч американцев. Число мечетей в США в настоящее время достигло 2,3 тысяч, они есть в каждом из 50 штатов. Для сравнения: в середине 1920-х годов в стране существовала только одна мечеть. За последние пять лет число мечетей в Соединенных Штатах выросло на 25 %. Специалисты утверждают: такой темп приведет к тому, что через 7−8 лет ислам по числу последователей станет второй религией в США после христианства.
При этом рост числа мусульман происходит не только за счет афроамериканцев, которые составляют около 30 % принявших ислам, но и в основном за счет белокожих. Особенно широко идет исламский призыв в американских тюрьмах, где за короткий период мусульманами стало свыше 135 тысяч граждан США.
Очень быстро ислам распространяется среди испаноязычных американцев. Исламская община США очень и очень быстро растет, кстати, не только количественно. Наши братья и сестры в США очень активны...
− Хотел бы задать вопрос о таком феномене в США, как «черный ислам»?
− Да, это феномен. Знаменитые лица − Элайджа, Варита Дин Мухаммеда, Мальком Экса (Малькольма Литтла). Известное религиозно-политическое движение чернокожих «Нация ислама» возглавлял Элайджа, который создал Исламский университет имени Мухаммада, ряд предприятий, хозяйств и большое количество недвижимого имущества в Соединенных Штатах. Но «Нация ислама» продолжала оставаться закрытой для нечернокожих мусульман. Сын Элайджа, Варит Дин Мухаммед, а также известный идеолог и борец за права чернокожих, Малкольм Экс, отреклись от идеологии «Нации ислама» в пользу ислама суннитского толка, так как основные ценности ислама противоречили националистической идеологии в любой форме. Началась быстрая интеграция чернокожих мусульман в мировую умму ислама. Сегодня лидером организации является Фаррахан, а главная штаб-квартира находится в так называемом храме «Нации ислама» − мечети имени Марьям, расположенной в городе Чикаго.
Многие американцы-мусульмане получили мировую известность, став непревзойденными мастерами в спорте − Мухаммад Али (Кассиус Клей), Майк Тайсон, популярными музыкантами − Майкл Джексон (король поп-музыки) и другие.
В настоящее время можно смело говорить не столько о феномене «черного ислама», сколько о феномене «американского ислама».
− А в чем же заключается феномен американского ислама в наши дни?
− Феномен состоит, во-первых, в том, что все американцы − граждане США − это мигранты или их потомки. То есть мусульмане здесь не чувствуют себя чужими, мигрантами. И, конечно, они борются за то, чтобы им не давали так себя чувствовать. Имею в виду, что здесь мусульмане-американцы, имеющие этнические корни на Ближнем Востоке, Индии или Пакистана, не притесняются, как, допустим, в некоторых странах Европы. Мусульманская община США уникальна в своем многообразии. Ни одна страна не обладает столь богатой палитрой мусульман самого разного происхождения, поэтому американская исламская община – это, своего рода, микрокосмос всего мусульманского мира. Несмотря на внешнюю политику США, весь исламский мир сегодня представлен внутри США. (Смеется).
Во-вторых, феномен состоит в том, что мусульмане − граждане США могут свободно расти и развиваться, а также занимать любые политические должности. Еще несколько десятков лет назад никто и подумать не мог, что президентом США станет афроамериканец, имеющий мусульманские корни. Имя Президента США − Барак (Берекет), арабское, мусульманское, имя отца − Хуссейн. Много мусульман работает в Белом доме, служит в армии, в полиции и т. д.
Хотя принято считать, что мусульманская община − это достаточно замкнутое сообщество. Но говорить об обособленности мусульманской общины в США не следует: ситуация с ней там отличается от ситуации, скажем, в Европе, где мусульмане зачастую живут маргинально, в отдельных, закрытых кварталах, превратившихся, по сути, в своеобразные добровольные гетто.
− А как в США представлены права мусульман в политической сфере?
− Хотя в американском обществе и существуют негативные стереотипы в отношении мусульман, наше положение выглядит предпочтительнее, чем во многих других странах мира, где сложилась исламская община.
Во-первых, американская политическая система предоставляет меньшинствам, включая конфессиональные, немалые возможности для защиты своих прав, используя институты общественного контроля над деятельностью госслужащих.
Во-вторых, эта система дает возможность религиозным общинам не просто вести активный диалог с властью, защищая и отстаивая свои интересы, но и напрямую участвовать в политике. Среди способов конструктивного диалога следует назвать многочисленные встречи с официальными лицами, проводимые организациями и группами общественной поддержки мусульманской общины. Особенно стоит отметить деятельность таких организаций, как Совет по американо-исламским отношениям (САИО), Мусульманский совет по общественным делам, Федерация исламских ассоциаций США и Канады, Мусульманская студенческая ассоциация, Исламское общество Северной Америки, Исламский учебный центр и другие. В 2006 году на выборах в Миннесоте впервые в истории в Конгресс США по списку Демократической партии был избран мусульманин, которого поддерживала организация «Альянс американских мусульман».
− Вы упомянули до этого, что мусульманская община растет не только количественно, но и качественно. То есть она активна и в социальной сфере?
− Безусловно. Дело в том, что в США мусульманская община в значительной мере состоит из среднего класса, врачей, инженеров и ученых. Это укрепляет внутри нее позитивное чувство социального доверия, востребованности и принадлежности к окружающему обществу и своей новой родине. Мусульмане в США довольны своей жизнью и исповедуют более умеренные взгляды, нежели их единоверцы в Европе, не говоря уже об исламском мире. И по сей день мусульмане иммигрируют в США семьями. По данным социологических опросов, 77 % мусульман сообщили о своем участии в организации помощи бедным, больным, бездомным или престарелым; 71 % были вовлечены в деятельность религиозной организации или мечети; 51 % заявили, что они подписывали петиции по тем или иным актуальным вопросам, писали в средства массовой информации, обращались к политикам по волнующим их вопросам.
Каждая американская мечеть – это своего рода центр активности мусульманской общины и имеет свою программу продвижения исламских ценностей, исламского образования и призыва «даваат» в американском обществе.
Американские мусульмане имеют свои многочисленные издания и свой телеканал Bridges TV, не говоря о возможности подключения к мировым исламским каналам, таким как «Аль-Джазира», «Аль-Арабия» и т. д. Подача материалов, связанных с исламом, хоть где-то и имеет неточности, не может быть однобокой уже потому, что мусульмане сегодня в достаточной мере присутствуют в американском информационном пространстве. Вдобавок многие университеты и научно-исследовательские институты в США ввели в обиход практику приглашения имамов, улемов, исламских профессоров и лекторов как для чтения специальных курсов, так и для выступления с публичными лекциями об исламе. И вот я здесь, у Вас в гостях по приглашению Посольства США в Кыргызстане.
− Как событие 11 сентября 2001 года отразилось на мусульманской общине США? Вырос ли уровень исламофобии, недоверия к мусульманам?
− Это печально. Но у нас, если честно, актуальны вопросы исламофобии в обществе. До этой трагедии американцы воспринимали мусульман как носителей «иной культуры», и это отношение было нейтральным. После произошедшего ислам и мусульмане в общественном сознании превратились в нечто чужеродное, появились подозрительность и страх. Есть и те силы (я их называю правыми христианами), которые регулярно подливают масла в огонь. Для снижения исламофобии понадобилось даже вмешательство первых лиц государства. Конгресс в октябре 2001 года принял Патриотический акт, первая статья которого гласила: «Американские арабы, мусульманские американцы и американцы из Южной Азии играют важную роль в жизни нашей нации, и их права не могут быть ущемлены американцами».
В настоящее время при поддержке государства для желающих проводится много курсов по исламу, устраиваются лекции и экскурсии в мечети и исламские центры.
Интерес граждан США и исследователей к исламу начался в 1979 году, когда произошла исламская революция в Иране. Потом война в Персидском заливе во время Саддама Хусейна, трагедия 11 сентября 2001 года, Ирак, Афганистан, Ливия… Все эти и другие события подталкивали граждан больше узнавать об исламе.
Во всем есть мудрость Аллаха. Ведь люди, наоборот, больше стали интересоваться исламом, читать Коран (даже из любопытства) и принимать ислам.
Аллах мудр, и у Него есть знания. В Коране есть прекрасные аяты, раскрывающие глубину мудрости Творца. Например, о том, как Аллах послал Мусу (Моисея) в дом Фараона, как Муса (мир ему!) жил в его дворце и как Аллах через своего посланника призывал семью Фараона к вере. Мой шейх в Сирии после окончания университета в Дамаске дал мне напутствие до иммиграции в США, чтобы целью своего переселения я сделал призыв общества в США к исламу, и я исполняю этот долг перед Аллахом.
− Какова позиция мусульман США по Палестинской проблеме?
− Все мусульмане США поддерживают стремление народа Палестины к свободе, и мы проводим мирные акции, выступления против агрессивной политики Израиля в отношении палестинского народа. Хотя в США очень сильное еврейское лобби «бнай брит» (сыны Завета) в Конгрессе. Но сейчас среди верующих евреев США есть и те, кто уже выступает против политики Б. Натаньяху. Они солидарны с нашей мусульманской позицией – поддерживают народ Сектора Газа, выступают против агрессии Израиля и за создание независимого Палестинского государства.
− Вам задавали острые вопросы в Бишкеке?
− Да, ко мне подошли после лекции двое молодых студентов и спросили по поводу нападения мусульман на издание «Шарль Эбдо» во Франции, опубликовавшее карикатуры на нашего пророка (мир ему!).
Я ответил, что это действие осуждается, так как влияет на отношение к миллионам мусульман во Франции и Европе. Ведь мы уже столкнулись с исламофобией после 11 сентября 2001 года. Эти действия не от ислама, ведь ислам не призывает к насилию и убийствам. Те, кто пошел на террор, сыграл на руку врагам ислама.
− Чем отличается имам мечети в США от имамов в других странах? И какова сегодня роль имамов мечетей в США?
− Работа имама мечети в США отличается от работы имама мечети в Египте, Саудовской Аравии, а также в Кыргызстане. Имам мечети в США должен не только руководить молитвой или исполнять ритуальные стороны шариата, но и быть лидером в общественных процессах, социальных, гражданских, межконфессиональных, поскольку мы работаем и с другими религиозными общинами США, с молодежью и их проблемами, с государством. Здесь нужно быть дипломатичным, гибким, понимать и уважать другие культуры, знать ментальность западного общества, быть, что называется, в центре социальных, общественных, культурных и научных событий. Нужно обладать широкими кругозором, глубокими знаниями в той или иной сфере, быть современным. И эта работа не по силам, например, только что приехавшим шейхам из стран арабского Востока или Пакистана, поскольку, чтобы выносить решения по шариату, нужно знать тонкости и быть частью этого общества, его культуры, истории, то есть обладать знаниями «фикх уль вакиъа» (исламской юриспруденции в реалиях современности). Поэтому повышается и роль имамов США в защите имиджа ислама и донесении послания ислама в немусульманском обществе.
− Полностью согласен. К сожалению, у нас во многих медресе до сих пор преподают шариатские науки по книгам, датированным еще XVI−XVII веками. Как Вы думаете, нужна ли реформа методов преподавания, обновление и понимание книг, проведение нового иджтихада в некоторых понятиях?
(Иджтиха́д, или аль-иджтиха́д, араб. اجْتِهَاد, араб. الاجتهاد − «усердствование», «большое старание». В исламе − деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников).
− (Смеется). Вы знаете, это проблема мировой исламской уммы, без иджтихада мы сильно отстаем в современных реалиях. Ведь мир изменился, а мы учимся применять сегодня некоторые правила, разработанные учеными 400 лет назад. Современный мир – это мир Интернета, развития новых технологий. Еще вчера всего этого не было. Поэтому в современных условиях для понимания Корана и Сунны мы должны применять разум, достижения науки. Это и есть ислам, дающий развитие и прогресс. Но сейчас, к сожалению, во всем мире идет процесс «саудизации». (Смеется). У нас, арабов, так шутят. То есть люди слепо подражают внешним атрибутам: надевают длинную арабскую или пакистанскую одежду, подражают привычкам других народов и судят об имане (вере) по внешним признакам, слепо подражая национальной культуре арабов, пакистанцев.
− В наших странах очень остро стоит вопрос о светскости и религиозных ценностях, светские власти очень боятся процесса ре-исламизации. А как обстоят дела с ношением хиджаба, исполнением намаза в госучреждениях США?
− В США все наоборот. Свобода в области религиозных прав − это фундаментальное право, и оно разрешает практиковать религию и высказывать свои религиозные взгляды в любых учреждениях, государственных, частных. Даже на военных объектах, в армии для мусульман у нас есть мечети и военные имамы, халяль-продукция, регулярно проводятся в Священный месяц Рамадан ифтары (разговения) от имени государственных органов власти (еще со времен Президента Клинтона). Верующие мусульманки свободно носят хиджаб, и в этом нет никаких проблем. И в Конгрессе США, и в Белом доме для мусульман обязательно есть молельная комната (намазкана), Коран и его перевод на английском языке.
− Думаю, читатели многое узнали о наших братьях и сестрах в США. Ведь все мусульманские общины образуют единую, мировую умму нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
− Действительно, где мы бы ни находились, мы являемся членами единой уммы. Кыргызстан − прекрасная страна, с замечательным будущим. У меня было много встреч с молодежью, и они оставили много впечатлений. Молодежь нуждается в информации, в правильном исламском просвещении. Для молодежи необходимы знания, особенно о пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует!), его жизни, отношении к окружающим, детям, женщинам, и мы должны доносить эти знания до общества сообща. Для этого необходимо поддерживать связь, обмениваться опытом в рамках разных культурных программ, проводить встречи, возможно, даже прямой телемост между мусульманами США и Кыргызстана. Спасибо за Ваши вопросы, и я хотел бы передать Ас-салам (пожелание мира) всем нашим братьям и сестрам в Кыргызстане, а также всем гражданам, независимо от пола, нации и религии.
В своей книге «Религии мира» Хьюстон Смит говорит о том, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) даровал свободу религии иудеям и христианам под мусульманским правлением: «Пророк составил документ, в котором указал, что евреи и христиане “должны быть защищены от всех оскорблений и зла; они должны иметь равные права с нашим народом, чтобы помогать нам” и далее, “они должны исповедовать свою религию так же свободно, как мусульмане”». (Хьюстон С. Религии мира. Harper Collins, 1991. С. 256.)
Хьюстон Смит отмечает, что мусульмане считают этот документ первой Хартией свободы в человеческой истории и общепринятой концепцией для каждого мусульманского государства.