Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
19 октября 2017г.
Фаджр
05:45
Шурук
07:19
Зухр
12:47
Аср
16:30
Магриб
18:19
Иша
19:34

Популярный путеводитель для мусульман "Халал-Гайд" начинает свою работу в Кыргызстане
Автор: Айкол Болотбекова / Фотографии: из личного архива Айрата Касимова / Опубликовано: 13 октября 2017

Теперь кыргызстанцы смогут легко заказать халальную еду, послушать исламское радио, задать вопрос имаму, узнать время намаза и найти ближайшую мечеть. Все это им позволит мусульманский путеводитель «Халал-Гайд», который начинает свою работу в Кыргызстане. Официальным представителем выступает основатель бренда мусульманской одежды "Сажда" Абдульазиз Исмагомбетов. О том, как развивалось это приложение, чем отличаются стандарты халала в разных странах и почему Халал-Гайд нужен кыргызстанцам рассказал в интервью журналу «Умма» основатель популярного приложения Айрат Касимов.

%article_title%
Основатель "Халал-Гайд" - Айрат Касимов.

- Ассалам Алейкум, Айрат Касимов. Добро пожаловать в Кыргызстан. Расскажите, пожалуйста, о том, как начинался «Халал-Гайд»?

- 7-8 лет назад я был на последнем курсе бакалавриата по специальности IТ- технологий в Губкинском университете нефти и газа. В тот момент я начал сильно задумываться о том, как применить свои знания в жизни. Так как я был мусульманином, то я заметил большую проблему в нашей умме: технологии во всем мире развиваются, а мусульмане как бы проходят мимо этого, хотя эти технологии могли бы быть использованы во благо мусульман. Так как, в то время в Москве было всего 4 халальных кафе, не только приезжие, но даже местные сталкивались с проблемами при поиске мест, где можно было бы перекусить. Тогда мы решили придумать путеводитель, который не нужно было бы постоянно перепечатывать, тратя на это деньги. И мы решили создать приложение в виде навигатора. Со временем мы добавляли новые функции и теперь их более 15.

- Какие трудности были в работе?

Самая большая проблема была со стандартизацией «Халал». Понимание халала в разных городах было разное, это даже не на уровне мазхабов, а на уровне стандартов. Некоторые признают халальность курицы, которая была забита механическим путем, некоторые - только ручным. Для того, чтобы не было разногласий, мы систематизировали все стандарты. При принятии решения мы учитываем контекст города, принципы работы их стандартов, и решение духовного управления этого региона. Поэтому стандарты разнятся от одного города к другому. Например, в Европе есть заведения, которые при приготовлении используют лишь халальные продукты, но при этом продают алкогольные напитки. Так как в Европе очень мало кафе для мусульман, в нашу карту мы вносим и такие заведения, однако, в Кыргызстане из-за обилия халальных кафе, будут отмечены лишь заведения без спиртных напитков.

%article_title%

- Мы заметили, что в вашем приложении есть и халальные заведения. Что вы имеете ввиду под этим? Как определить халальность автомойки?

- На нашей карте мы отмечаем расположение медицинских центров, салонов красоты, автомоек и т.д. Основным критерием является сервис. Мы думаем, что мусульманину было бы намного комфортнее, если бы в больнице женщин осматривали бы женщины, а мужчин – мужчины, а придя в автомойку, могли бы найти место для намаза. Мы считаем, что мы должны уведомлять мусульман о таких местах для их личного комфорта, а также для поддержки бизнеса мусульман.

- Насколько мы знаем, изначально "Халал-Гайд" работал лишь в российских городах, однако сейчас он вышел далеко за границы СНГ. Как вы выходите на новые города и страны?

- Вы правы, сейчас у нас есть партнеры в Лондоне, Канаде, Тайланде, Южной Африке, Италии, Швеции и т.д. Для выхода в новые города, мы, во-первых, ищем центры сертификации и партнеров, которые могли бы представлять наши интересы в этих регионах. Во-вторых, мы ведем анализ отзывов наших читателей. Как вы знаете, каждый пользователь приложения "Халал-Гайд" может отмечать на карте расположение мечетей, халальных заведений. И когда мы видим, что все больше точек добавляется в том или ином городе, мы понимаем востребованность нашего продукта там. Это и является для нас главным стимулом. В случае с Кыргызстаном, по нашим подсчетом около 200 тысяч человек пользуются нашим приложением. Более того, летом этого года в Казани мы познакомились с основателем бренда «Сажда» Абдульазизом Исмагомбетовым, который выразил

готовность стать нашим представителем у вас. Они будут собирать информацию о халальных заведениях, работать с муфтиятом, центром сертификации халал. Надеемся, что в течение пару месяцев кыргызстанцы смогут пользоваться всеми функциями нашего приложения.

- Как вы справляетесь с конкурентами?

У "Халал-Гайда" пока нет конкурентов. Что касается путеводителей, то их очень много, но одно дело просто создать, другое дело – работать и стараться доносить ценность. Необходимо постоянно работать с целевой аудиторией. Мы постоянно занимаемся этим. Для удобства наших пользователей, мы добавляем все новые и новые услуги. Так были включены такие функции как времена намазов, возможность задать вопросы имаму. Все это создается для удобства мусульман.

- У вас и вправду много сервисов. И радио можно послушать, и пиццу заказать, и одежду посмотреть, и работу найти, и даже запланировать свои выходные. Откуда вы черпаете свои идеи?

- Все идет из потребностей мусульман. Мы даем то, что люди просят. Например, взять хотя бы функцию «вопросы имаму». Не у всех есть возможность ходить в мечеть или задавать вопрос напрямую имаму. С помощью нашей функции, вы сможете сразу же выбрать себе ученого, которому хотели бы задать вопрос и написать ему письмо. Мы обязательно передадим ваш вопрос ему, и как только будет ответ, вышлем вам на почту. Сейчас у нас на базе есть 8 имамов, трое из которых из Лондона, остальные – России. Но это база растет, и добавляются все новые имамы. В Кыргызстане, конечно, вы сможете выбрать своего ученого, который знает менталитет и культуру вашего народа.

- Говоря об обновлениях, как часто обновляется ваша база?

- Ежедневно наши пользователи отправляют нам порядка 20-30 новых точек. Мы их обзваниваем, уточняем информацию и уже добавляем на карту. Работа идет ежедневно. В нашей команде всего 8 человек, поэтому основными информаторами у нас выступают наши же пользователи. Мы стараемся донести до всех, что это их продукция, это их точки, они могут проверять и актуализировать информацию.

%article_title%

- Какие функции вашего приложения являются самыми популярными?

- На первом месте идет время намаза, за ним – справочник халал заведений, затем – он-лайн радио. У нас есть порядка 25 станций на разных языках. Можно также подключиться к прямому эфиру некоторых телеканалов. Например, мы уже добавили кыргызстанский телеканала Аян.тв. Помимо этого в разделе новости можно ознакомиться с последними событиями мусульманского мира. Мы с большим удовольствием, в ближайшее время добавим и ваш сайт ummamag.kg. На четвертом месте по популярности идет раздел «задай вопрос имаму», на пятом – доставка еды и накопительная бонусная система.

- Что значит бонусная система?

- Как вы знаете, в торговле надо делать скидки, в этом довольство Аллаха. Поэтому, мы выстроили сеть ресторанов, магазинов и других заведений, которые при покупке товаров у них, начисляют баллы на ваш счет, которыми вы можете воспользоваться при оплате в одном из этих заведений, либо отдать на благотворительность в нашем же приложении.

- Вы ведете работу в разных городах и странах. Скажите, пожалуйста, по вашим наблюдениям, как идет развитие халал индустрии в разных городах?

%article_title%
Встреча с муфтием Кыргызстана Максатбеком ажы Токтомушевым

- Не сказать, что все идут по одному пути, у всех своя дорога. В России центр развития халал индустрии проверяет все продукты, к сертификатам относится внимательно, но если говорить про Турцию, то они в основном проверяют на халальность ту продукцию, которая ввозится в их страну, свою же продукцию они автоматически считают халальной. Да и сами турки редко требуют наличия эмблемы халал на этикетках. В Азербайджане аналогичная ситуация. Они из принципа, что у мусульманина все халал, не спрашивают о сертификате. Поэтому в Баку всегда советуют есть говядину, которая у них всегда халал, в отличие от курицы. В Кыргызстане же я заметил, как быстро развивается халал индустрия. У вас очень развит туристический сегмент.

- Какие планы в дальнейшем?

- Сейчас наша цель, чтобы нашим приложением пользовались во всем мире. Также мы работаем над другими проектами более образовательного плана. Например, приложения, которые могли бы обучить тому, как правильно брать омовение, как правильно совершать хадж и т.д. И это все будет сделано на высоком уровне, с использованием новейших технологий. Наш проект про хадж уже на стадии завершения. С помощью него мусульмане смогут почувствовать себя в Мекке и пройтись по пути паломников.

- Что для вас значит "Халал-Гайд"?

- В первую очередь, люди видят в нашем проекте коммерческую выгоду, но они не видят, что на нем может заработать каждый. Добавляя одну мечеть, награду получает как тот, кто добавил мечеть, так и тот, кто воспользовался этим приложением и прочитал намаз в этой мечети. Также это возможность бизнесменам продвигать свои товары и услуги. "Халал-Гайд" для меня это олицетворение среднего пути. Он дает возможность заработать баллы как в этом мире, так и в следующем.



Другие статьи
Показать еще