Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Интервью с графическим дизайнером: В исламе нет творческого кризиса

Автор: Айкол Болотбекова / Фотографии: из личного архива Дастана Миража / Опубликовано: 14 февраля 2018

Графических дизайнеров по праву можно назвать неизвестными солдатами. Их работы могут быть визитной карточкой крупных компаний, украшать одежды тысячи людей, но при этом, никто не будет знать, кого за это благодарить. Известный графический дизайнер, многократный обладатель кубков Red Jolbors и Design CUP, Дастан Мираж считает, что это правильно, ведь «хороший дизайнер – незаметный дизайнер». И в его работах очень хорошо чувствуется этот принцип. Ведь посмотрев на фирменные упаковки колбасных изделий «Тойбосс», логотипа детского лагеря «Жетиген» и дизайна известных футболок от «Саркеч», непрофессионалу невозможно угадать, что за всеми ими стоит «неизвестный солдат», талантливый графический дизайнер Дастан Мираж.

%article_title%

Мой путь к творчеству

Я родился и вырос в семье преподавателей. В семье у нас никто не занимался искусством, хотя художественные задатки были у родственников со стороны мамы, но дальше увлечения это не развилось. Я любил рисовать с детства, но никогда не думал, что стану художником, дизайнером, а тем более графическим дизайнером. Тогда я даже не знал такого слова. После окончания школы я поступил в Восточный Университет им. Кашгари на факультет филологии арабского языка. Почему? Даже не знаю, возможно, просто судьба. Во время учебы я понял, что преподавательская и переводческая деятельность – не для меня. Я интроверт, мне комфортнее и легче работать наедине с самим с собой. Тогда-то я понял, что мне удобно быть дизайнером. Это соответствовало моим талантам и навыкам: в университете я был одним из тех, кто всегда рисует стенд-газеты и плакаты и получает лучшие оценки по информатике. Так я начал работать графическим дизайнером в университетском фонде «Зеленый голос».

Дастан Мираж - обладатель четырех жолборсов

Для меня самое важное – идея

Мне скучно работать лишь в одном направлении, поэтому я выбрал графический дизайн. Там можно заниматься и иллюстрациями, и анимацией, и видео, и каллиграфией. Все зависит от идеи. Сейчас я работаю над анимацией, потому, что такая идея пришла. Следующая работа может быть каллиграфией. Надо лишь следить за идеями, они открывают все пути. Где я беру идеи? Нужно много читать, смотреть, общаться, наблюдать и самое главное учиться. Например, бывает такое, что я могу слушать какую-то лекцию, услышать слово помидор и найти крутую идею для каллиграфии, совсем несвязанную с помидором. Вообще, дизайнеру очень важно заниматься постоянным самообразованием.

%article_title%
Design Cup 2017: золото в номинации "Лучший логотип"

Участие в конкурсах – это отдых

Я уже лет семь как участвую в различных конкурсах, где дизайнеры с разных стран борются в своих талантах. Во-первых, это статус. Ты заявляешь о себе как о дизайнере и укрепляешь свои позиции. Во-вторых, это отдых. Ты на время отвлекаешься от повседневной работы и получаешь наслаждение от выполнения нестандартных задач.

Дастан Мираж является многократным призером и победителем международного виртуального чемпионата Design Cup и обладателем четырех жолборсов в фестивале рекламы Red Jolbors.

%article_title%
Design Cup 2017: золото, золото, сереброr. pro: золото, серебро, бронза

Я часто задаю себе вопрос: «Для чего ты работаешь?»

Я часто задаю себе вопрос: ««Чему я хочу посвятить свою жизнь? Для чего я работаю?». Когда мне будет 50 лет и я буду оглядываться назад, я не хочу обнаружить, что я всю жизнь отдал на развитие одной компании, будь то даже Apple или Samsung. Я хочу, чтобы у меня были художественные, философские работы. Именно поэтому сейчас я работаю над одним анимационным мультфильмом. Вообще, я очень хотел бы попробовать себя в кинематографии.

Так как я занимаюсь профессионально каллиграфией и леттерингом, сейчас также работаю над одним творческим проектом – “40 хадисов”. Я хочу сделать каллиграфию на сорок хадисов. Хочу сделать акцент на самые короткие и лаконичные. Все 40 буду выбирать сам. А начну свою серию с моего самого любимого хадиса - «Дела оцениваются по намерениям».

%article_title%
Design Cup 2017: Золото в номинации "Best book concept"

Плагиатство – это комплимент

Одним из популярных моих работ стал дизайн для футболки от «Sarkech». По предложению молодого бизнесмена, основателя бренда одежды «Sarkech» Адилета Керимбекова, мы решили оформить кыргызские пословицы и известные выражения. Мы хотели дать им вторую жизнь. Самыми популярными выражениями стали: «Сабырдын түбү сары алтын», «Апама сүйүм чексиз». Эти футболки настолько полюбились, что в Казахстане стали нас копировать. Я был этому лишь рад, ведь, как говорил один дизайнер: «Когда копируют - это комплимент». Нам вообще не важно, чтобы говорили о нас. Есть правило, что хороший дизайнер – незаметный дизайнер. Когда художник становится тщеславным и желает того, чтобы имя его звучало, это плохо влияет на его творчество. Если взять с художественной стороны, становится сразу заметно, когда ты пытаешься себя показать. Читатель или зритель не воспринимает это. Им важно, чтобы с ними были честны и открыты.

%article_title%
Самая популярная фраза

10 принципов мусульманина графического дизайнера

У меня, как у мусульманина, есть строгие принципы по жизни, которые продиктованы исламом. Очевидный принцип – не работать с алкогольными компаниями. Но есть и другие неочевидные, которые дают мне вдохновение и идеи для работы. Я хочу разработать десять таких правил. Но пока отметил всего пару, с которыми хочу поделиться.

1) Кроме Аллаха все ограничено и это здорово.

Многие художники говорят, что в творчестве не должно быть ограничений. Но я считаю, что, напротив, ограничения спасают тебя от крайностей и развивают в тебе креативность. Приведу простые примеры. Во время моей последней поездки в Европу, я посетил очень много музеев. Тогда я увидел сотни вариантов рождения Христа. У каждого художника было свое видение, свой вариант. И тогда я понял, почему в исламе запрещено изображать Пророка (мир ему и благословение) и лица людей. Если бы нам разрешили бы рисовать Пророка, мы бы тоже сделали бы сотни вариантов. Если бы не было бы ограничений, мы могли бы уйти в крайности.

%article_title%
Во время рабочей поездки в Европу

Также ограничения развивают твою креативность и усовершенствуют навыки. Например, ограничения в исламе на рисование портретов дало толчок развитию архитектуры, каллиграфии. Мне вообще кажется, что графический дизайн – это изобретение мусульман. У нас не было живописи, портретов и мы делали дизайны. И многие мусульманские открытия были скопированы европейскими художниками ренессанса. Например, перспектива (техника изображения пространственных объектов на плоскости.) – это изобретение мусульман.

Финансовые ограничения создают такие шедевры кинематографии как «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Все действия в фильме происходят в одной комнате. Или в фильме Чарли Чаплина нужен был эпизод, где надо было показать движущийся поезд, но у режиссера не было такой возможности, и он просто показал отражение проезжающего поезда. Также в работе я часто замечаю, как дизайнеры говорят, что сделали бы лучше работу, если бы у них было много времени. Нет, напротив, дед-лайны всегда стимулируют тебя. Сколько у меня недоконченных работ лежат, и все они недоработаны лишь потому, что нет ограничения во времени.

%article_title%
Дастан Мираж проводит мастер-классы по каллиграфии и леттерингу

2) Все уже создано. Нужно лишь воровать

.

Когда я осознаю, что Аллах уже все создал, и человек ничего не может сотворить, я понимаю, что все, что нам нужно делать - воровать. Как говорил художник Пикассо: «Хороший художник копирует, гениальный – ворует», - гениальный дизайнер должен взаимствовать и воровать у природы. Не надо ничего придумывать. Все уже создано. Бери и делай. Это здорового помогает в работе и у меня никогда не бывает творческого кризиса. Я хотел бы перефразировать Пикассо: «Плохой дизайнер копирует у хорошего дизайнера, хороший дизайнер – у крутого, а самый крутой – у природы». Все, что нам нужно делать - наблюдать за природой, животным миром и всем тем, что создано Аллахом. Его работы совершенны, Он создает идеальные композиции, формы и сочетания цветов. Смотри и воруй с Него. Это подтверждается на практике. Я слушал много лекций крутых дизайнеров, которые рассказывали о том, как они нашли идеальное цветовое решение, наблюдая за природой.

%article_title%

Пока я вспомнил только эти два принципа. Они проверены практикой и временем. Я не взял их просто с неба. Хочу разработать десять таких принципов, связанных с исламом и творчеством. Если я смогу это сделать, то стану самым крутым дизайнером.

Работы Дастана Миража вы можете посмотреть на сайте Dastanmiraj.com



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
26 мая 2018г.
Фаджр
03:23
Шурук
05:23
Зухр
13:04
Аср
18:01
Магриб
20:23
Иша
22:10