Сегодня мы хотим рассказать вам о Гапаре Мадаминове, о человеке, который воспитал целое поколение людей. Его называют “Дүйшөнөм нашего времени”, “нашим Макаренко”, “Сухомлинским Кыргызстана”, "учителем народа" и даже “героем нашего времени”. Что же такого выдающегося он сделал?
В сложные 90-ые, когда учителя и врачи оставляли свою работу и шли на базар торговать, когда люди жили в страхе и не знали что дальше делать, заслуженный учитель Кыргызской Республики Гапыр Мадаминов в далеком Лейлекском районе, расположенном недалеко от Таджикской границы, начал строительство экспериментальной гимназии №3. С тех пор прошло 23 года. Сегодня эта гимназия оснащена передовыми книгами и технологиями и ничем не уступает лучшим школам Бишкека. Для сведения, 95% выпускников данной гимназии учатся в передовых университетах Кыргызстана на бюджетной основе, и занимают призовые места на республиканских олимпиадах. Одна выпускница этой гимназии, которая в жизни не встречалась ни с одним русским, получила первое место по русскому языку на республиканской олимпиаде. И таких достижений у гимназии не сосчитать – про некоторые из них мы расскажем в этой статье.
- Здравствуйте, Гапыр агай. Давайте вернемся к 1993 году, когда вы только начали строить школу. Расскажите, пожалуйста, как у вас тогда, в такое тяжелое время, появилась идея открыть гимназию?
- В то время, открыть гимназию меня побудило низкое качество обучения в школах. Открыли мы ее в старой конторе колхоза вместе с моим односельчанином, товарищем, единомышленником Убайдылла. Мы с ним обошли все школы и забрали к себе парты, доски и стулья, которые были уже не пригодны для использования. Мы отремонтировали и покрасили их. Так как в нашей гимназии ученики учились целый день, к обеду они были голодные. Чтобы решить этот вопросы, мы с Убайдылла купили 2 гектара земли, посеяли ее зерном, и кормили детей полученным урожаем. Я помню, как по утрам работал на поле, а потом садился на своего осла и ехал в школу к ученикам с мотыгой в руках. Затем привязывал своего осла прямо у входа в школу и заходил в класс в чем был, в рабочей одежде и сапогах. Иногда люди приходили и спрашивали: «Кто директор школы?» - и им отвечали: «Вот этот агай», - и показывали на меня. Многие недоумевали.
Полученный урожай мы с Убайдылла отвозили на мельницу, дробили и из полученной муки готовили хлеб. Помню, как мы с Убайдылла обнимались и плакали от счастья, когда впервые увидели, как наши ученики едят хлеб, выращенный нашими руками. С тех пор в моем доме на стене висит колос пшеницы, словно сапог Кудаяр хана, напоминая мне о тех временах. Даже первую главу своей книги «Билим жолундагы өмүр» (Жизнь на пути к знаниям), я назвал «1 десте буудай баяны» (История одного колоса пшеницы).
Через все эти трудности мне помогало пройти желание привить людям любовь к знаниям. Хотел, чтобы они ценили знания и стремились к ним. Ведь сейчас многие ставят целью деньги и пренебрегают даже школой.
- Расскажите, пожалуйста, о своих учениках. Каких успехов они добились?
Если в начале, в 1996-м году, в нашей гимназии учились 60 школьников, то сегодня – 230. Поначалу мне даже было стыдно называть нашу школу гимназией, ведь она была маленькой и неприметной, за одной партой порой приходилось сидеть троим. Но с помощью Бога, мы добились значительных успехов, несмотря на все обстоятельства. Например, 95% выпускников поступают на бюджетные места в ВУЗы такие как: Национальный Университет им. Жусупа Баласагына, Медакадемия, университет "Манас", Политех и другие зарубежные ВУЗы. Мы гордимся тем, что 65 выпускников нашей школы окончили Кыргызскую государственную медицинскую академию и многие еще учатся. Это гордость для школы, где учатся всего лишь 200 учеников.Мы стараемся помогать нашим ученикам и после окончания школы. Специально для этой цели открыли фонд “Келечек” для студентов. Часть своей зарплаты и дохода от книг и лекций я вкладываю в этот фонд. На сегодня, фонд «Келечек» работает в 9 филиалах в таких городах как Бишкек, Ош, Томск, Москва и т.д. Студенты берут деньги из этого фонда, когда им это необходимо, и пополняют его при первой же возможности.
- Вас знают как новатора и экспериментатора. Известна ваша уникальная методика преподавания, которая является залогом успеха ваших учеников. Расскажите, пожалуйста, о ней.
- Главный принцип моей жизни - вместо того, чтобы ругать невежество, лучше зажечь в нем свет. Я тщательно изучил проблему образования в наших школах и понял самые слабые наши места. Первая проблема – родители. Многие считают, что школа должна дать воспитание и не участвуют в образовании детей. Но это не так. Ведь интерес к образованию зависит от атмосферы в доме ученика.
Если дома родители не уделяют внимание на образование, и если социум не ценит его, то, что дети не хотят учиться – это обычное явление. Поэтому в 1997 году мы открыли школы для мам, и обучаем их 60 часов по нашей программе. Представьте, что сельские мамы, которые доят корову и ухаживают за скотиной, приходят в школу с тетрадью в руках. После того, как мы начали обучать мам, мы заметили, что много чего изменилось в школе. Немножко спустя, я написал книгу «Родители, для Вас». На данный момент, она есть у всех родителей. После их обучения, мамы сдают экзамен. Если сдают успешно, то их детей принимаем в нашу гимназию. В течение 20 лет я сам преподавал мамам будущих учеников гимназии. В последнее время, уроки ведут мои ученики.
- Чему учат в школе для мам?
В школе для мам рассказывают о ценности образования, о важности воспитания детей в атмосфере веры, поддержки и справедливости, о влиянии морально-психологической атмосферы семьи на ребенка, о том, что в процессе воспитания ребенка нужно принимать во внимание его возраст, о том, как заинтересовать ребенка в получении образования. А также их обучают базовым навыкам интеллектуального, физического и эстетического воспитания ребенка и рассказывают о важности гигиены и санитарии ребенка. Самое главное, научить его ценить образование, культуру, человечность и труд. В школе также рассказывают о важности создания хороших условий для обучения школьника и о необходимости создания семейной библиотеки.
Семья, у которой всего лишь 300 книг, считается духовно бедной. Сегодня мы видим семьи, у кого дома евроремонт, в гараже - лексусы, но при этом не имеют дельных книг дома. Может быть это и есть причина духовной нищеты наших детей, которые идут на преступления и насилие. Духовно богатый человек никогда не пойдет на такие дела.
- Какие еще новые методы, разработанные вам, используются в вашей гимназии?
У нас преподается общеобразовательная программа. Дополнительно к ней я включил свой личный урок, который называется «Культура интеллектуальной работы». Мы часто жалуемся, что дети не читают книг. Если изучить этот вопрос, то дети не знают, как читать правильно, не понимают того, что прочитали. Урок «культуры интеллектуальной работы» – это урок, который обучает детей получать знания. Это особенно важно в наше время, когда информации так много. Это отбивает у учеников желание учиться. А наша методика – это прием, который помогает сжать большой материал и извлечь из него нужную информацию: как сжать 100 страниц в 10, 10 в 1, 1 страницу в 1 абзац, 1 абзац в 1 предложение. Таким образом, школьникам легче учиться.
Также у нас есть дополнительный предмет «Кругозор». Зачастую у сельских детей взгляд на мир очень узкий, потому что они никуда не выезжают. Сегодня это проблема и городских детей. Поэтому я написал книгу под названием «Ой орошу – кругозор», на основе которой я преподаю 1 урок в неделю.
Кроме того, у нас есть урок «Человекознание». Во время него мы рассказываем об удивительных личностях в мире, и таким образом пытаемся привить в школьниках такие качества как лидерство, чистота и вера. Первую тему этого урока я посвятил жизни нашего уважаемого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В 1990-х годах не было никаких книг о жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Еле как нашли одну книгу в Москве. Потом перевели ее на кыргызский язык, поделили на несколько циклов и преподаем ее в формате лекций. На этом уроке мы рассматриваем Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не только как пророка, но и как обычного человека, который пас овец и жил в обществе с людьми. Через это мы раскрываем его высоконравные качества. Мы также рассказываем о Черчилле, Авраме Линкольне, Омаре Хаям, Аль Хорезми, Бируни, Жусупе Баласагыне, Исаке Бекбоеве, Сулаймане Рысбаеве и даже о наших односельчанах Камчыбек аксакале и нашем завхозе Убайдылла, который вместе со мной собирал старые парты. Некоторые люди в районе упрекнули меня, сказав: «Ты приравниваешь простого сельчанина, работника колхоза с мировыми лидерами как Рузвельт и Черчилль. Они, ведь, неравны». Тогда я ответил: «Критериями равности, начиная с нашего уважаемого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до простого человека как Убайдылла агай, являются такие качества как вера, совесть и гуманность. Самое главное, что все они служили своему народу и времени.
- Как вы находите преподавателей?
- Многие спрашивают, как мы выбираем учителей для гимназии. Мы не то, что выбираем, у нас даже нет учителей с хорошим образованием. Кто приедет в далекую провинцию работать учителем? У тех же, кто хочет работать у нас в школе, уровень знания своего предмета – не очень высокий. Чтобы решить этот вопрос я написал книгу, которая называется «Устаттык өнөр» (Навык преподавания).
- Как вы оцениваете уровень образования в Кыргызстане на сегодняшний день?
- Слава Богу, по сравнению 20 лет назад, в школах Кыргызстана много чего изменилось. Но в целом, качество образования в стране хромает. Проблемы заключаются не только в уровне образования школьников, но и в компетентности студентов, которые оканчивают ВУЗы. Даст Бог, будем активно работать в этом направлении.
- А чтобы вы порекомендовали для поднятия уровня образования в стране?
- Проработав 20 лет в сфере образования, ища разные пути разрешения проблем, я осознал, что моя программа «школа для мам» играет очень важную роль в образовании детей. На сегодня учителям приходится воспитывать детей вместо их родителей. Но если мамы будут дома воспитывать своих детей хорошо, а учителя в школе давать качественные знания, то и вправду всем станет легче. Необходимо обеим сторонам сотрудничать друг с другом. А также, было бы лучше, если бы школы сотрудничали с мечетями и медресе в вопросах воспитания.
- Расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье.
- Родился я в 1958 году в городе Сулюкта в семье простого горнорабочего. Моя мама Курнасай была обычной домохозяйкой. Со временем я понял, что хотя и мой отец был простым работником, а мама - домохозяйкой, они были совестливыми, человечными и богобоязненными людьми, которые совершали пятикратный намаз. Я часто задаю себе вопрос: «Могут ли люди, которые окончили 2-3 института, дать такое же воспитание своим детям, как наши родители, которые окончили всего лишь 3 класса?».
Моя первая работа – столяр. Столяром я работал 2-3 года. Потом я учился на учителя истории, потом педагога, позже в сфере менеджмента образования, и потом обучился на эксперта развития образования. Я учился в разных городах и странах, окончил государственный университет в Ходженте (Узбекистан), потом обучился в Оше, позже в Бишкеке, а дальше в Москве, в университете Колумбии и в Стамбуле. Также побывал в Финляндии, в Таллине, и университете Назарбаева в Казахстане, где ознакомился с их опытом преподавания. В свое время успел поработать даже в Душанбе.
В детстве я хотел стать чабаном. Мне до сих пор нравится пасти скот, потому что я люблю горы, поля, свободу, реки, арчу и лошадей. Просто мне отец не разрешил стать чабаном, поэтому я стал педагогом. Я об этом нисколько не жалею, сам Бог направил меня на этот путь. Мне до сих пор нравится моя работа.
- Гапыр агай, вы успеваете сделать столько дел за день. Поделитесь правилами правильного распределения своим временем.
- В книге «Культура интеллектуальной работы» я прописал методику о том, как правильно пользоваться временем. В ней описаны около 30 способов. Мы часто говорим, что не хватает времени. Но его достаточно. 25 лет назад, когда мы начали проводить уроки о том, как правильно использовать время, некоторые люди смеялись над нами. Сегодня проводят уроки на международном масштабе о тайм-менеджменте. Когда кто-то из своих говорит что-то дельное, все насмехаются, но стоит тоже самое сказать другому, мы прислушиваемся к нему. Я бы сказал, что народ, у которого есть будущее, уважает себя. Конечно, мы должны учиться опыту других стран, но если мы будем применять только их методы, то как же сохраним уникальность, продиктованную нашей национальностью и религией? Поэтому, у меня есть одно предложение. Если кто-то предлагает одни из методов западной цивилизации, пусть тут же предложит один метод, разработанный нашими людьми, если мы рассказываем о мировой личности, то вместе с ней, мы должны рассказывать об известной личности в Кыргызстане. Если все будет иностранное, и мы будем думать, что все западное лучше и правильнее, то у молодого поколения будет комплекс неполноценности нации. Поэтому очень важно обращать внимание на выдающиеся личности, педагогов, ученых и изобретателей, вышедших из кыргызского народа и рассказывать о них. А насчет, правильного использования времени:
1. Что бы вы не планировали, ставьте сроки. Нужно относиться ко времени как к деньгам или дорогим вещам;
2. Человек не устает от работы, он устает от монотонности. Чтобы правильно использовать время, надо начать 2-3 дела сразу и переходить с одной на другую, когда становится скучно;
3. Наш минус в том, что мы работаем очень медленно. Чтобы правильно использовать время нужно научиться планировать работу по времени.
4. Тратить время на учебу, на работу, на отдых – это хорошо. Главное, придерживаться принципа не тратить время попусту.
- Гапыр агай, во сколько начинается Ваш день и во сколько он заканчивается?
- Мой день начинается с утреннего намаза. Так как я работаю не только как администратор школы, но и как преподаватель, я стараюсь не тратить время попусту. Иногда приходится работать до трех часов утра.
Конечно, для взрослого человека 7 часов сна считается нормой, но именитые личности, которые делали открытия спали по 4 часа и при этом у них не было проблем со здоровьем. Есть и люди, которые спят по 12 часов в день, не заканчивают дела, и со здоровьем у них не все в порядке. Какой результат можно вынести в итоге?
Если человек любит свою работу, то он может ею наслаждаться и не уставать даже если не выспится. А если человек не любит свою работу, он может заснуть в 7 часов вечера, потому что не получает никакого удовольствия.
- Какой совет дали бы нашим читателям?
- Я не мудрец, который учит правилам. Но могу сказать, что могу. Иногда мне кажется, что в последнее время объявили марафон на материальные блага, карьеру и популярность. И это меня пугает. Конечно, материальные блага нужны, но мы не должны забывать о духовном богатстве. Это во-первых.
Во-вторых, я бы призвал людей учиться и работать ради довольства Аллаха, а не ради того, чтобы хвастаться, гордиться, или заработать много денег.
В-третьих, знать о своих недостатках и избегать их. А какие недостатки? Во-первых, плохие качества как скупость, зависть, и высокомерие. Если человек очистит себя от этих недостатков, то и здоровье его будет крепким.
В-четвертых, что бы человек ни делал, если он будет делать это ради мира, Бога, и общества, то и Бог сделает его работу легкой и благодатной.