Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Исламская экономика: как мусульманам победить бедность?

Автор: Айкол Болотбекова / Фотографии: из личного архифа героя / Опубликовано: 6 марта 2020

Чем исламские финансы отличаются от обычных? Многие скажут “ничем”, они всего лишь заменяют слово “проценты” на слово “наценки”. Такой стереотип сложился вокруг исламских финансов из-за непонимания его сути, инструментов и цели. Сегодня в интервью с экспертом в области исламских финансов Абдурашидом Жораевым, мы расскажем о том, почему исламские финансы способны искоренить бедность во всем мире и в чем заключается их главная суть.

%article_title%

Наш собеседник Абдурашид Жораев вырос в религиозной семье и в студенческие годы начал сильно интересоваться понятиями халал и харам не только в еде, но и в финансах. Так зародился его интерес к исламской экономике. Пройдя неоднократное обучение в Европе (Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Испания, Австрия) и на Ближнем Востоке (Бахрейн, ОАЭ, Королевство Саудовской Аравии) , сейчас Абдурашид Жораев является ведущим экспертом в области исламских финансов и банковского дела. Он стоял у истоков внедрения и развития исламского банкинга в Кыргызстане. В настоящее время он возглавляет Шариатский аудит в одной крупной финансовой Компании страны, параллельно являясь членом рабочих групп Национального банка Кыргызстана, Министерства экономики Кыргызской Республики, Союза банков Кыргызстана, международной организации AAOIFI и консультантом Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики.

%article_title%

Основная суть исламской экономики – справедливость.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) на практике показал и разъяснил, как должна быть устроена экономика и как должны работать финансы по Шариату. В те времена Медина и Мекка являлись центрами торговли и бизнеса, подобными Нью-Йорку и Гонконгу в наше время. Огромное количество торговых караванов проходили через эти города, сотни тысяч сделок осуществлялись ежедневно. Для регулировния всех этих финансовых взаимоотношений Пророк Мухаммад (мир ему) установил ясные и практические правила, основанные на принципах ислама. И в основе всех этих правил лежала борьба с несправедливостью.

“Не поступайте несправедливо и с вами не поступят несправедливо”.
(Св. Коран, 2: 279).

В традиционной экономике один сом может равняться пятью сомам. Ислам же считает, что один сом всегда равен одному сому. Меняться можно по номиналу в равной стоимости. Если будет больше, то это расценивается как зульм (несправедливость, притеснение по отношению к другой стороне). Это было установлено Пророком Мухаммадом (мир ему).

Для того, чтобы правильно понимать все правила, регулирующие финансовые взаимоотношения в исламе, необходимо отлично разбираться в исламских первоисточниках (Священный Коран, хадисы), уметь работать с второстепенными источниками (Аль-Иджма, Аль-Кийас и Аль-Иджтихад,). Сегодня в мире существуют международные организации с участием ученых богословов и финансовых экспертов, которые занимаются разработкой Шариатских стандартов для индустрии исламских финансов. Например -AAOIFI (Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений).

%article_title%
(слева на право) глава Шариатской консалтинговой компании Салихин – доктор Ахсен Лахсасна, глава Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI) – доктор Омар Мустафа Ансари, Абдурашид Жораев

Грех ростовщичества ложится на всех его участников

Как видно из выше приведенного примера, в основе ростовщичества кроется (зульм) несправедливость и притеснение одной стороны другой. Но в современном мире многие ростовщики не понимают в чем заключается вред от их деятельности. Они уверены, что приносят пользу обществу. Кроме этого, многие считают, что исламские финансы ничем не отличаются от обычных кредитов, просто заменили слово «процент» на «наценку». Однако это не так. Исламские финансы основываются на инвестиционных, торговых и партнерских договорах, но никоим образом не на ростовщических договорах и им подобных. Согласно Шариату тяжкий грех ростовщичества ложится одинаково на всех его участников:

1) тот, кто дает в долг с условием возврата большей суммы, чем первоначальная.

2) тот, кто берет в долг на вышеуказанных условиях.

3) Свидетель (и) или тот, кто содействует этому действию.

Современная практика внедрения исламских финансов предполагает поэтапное освоение данной индустрии. Рост данной индустрии в стране зависит от того, насколько будут сделаны усилия в просвещении населения, общества по этой теме.

На сегодняшний день, мы можем наблюдать некоторые сдвиги в этом вопросе. Будем надеется, что они дадут в скором времени свои результаты.

%article_title%
(справа на лево) профессор, ректор Палестинского отделения университета аль-Азхар - шейх Исмаил Бульбул, профессор Дамасского университета, глава Совета улемов Леванта - Тауфик Рамадан Аль-Бутый, Абдурашид Жораев

Не рекомендуется держать деньги дома. Они всегда должны находиться в обороте.

Проблема современного мира в том, что большая часть денег сконцентрирована в руках определенных людей. Исламская же экономика призывает к тому, чтобы доступ к деньгам был у всех людей. Это же можно осуществить посредством денежного оборота среди как можно большей части населения наиболее справедливейшим образом.

В связи с этим исламская экономика призывает людей держать деньги в двух состояниях: либо вы инвестируете их, либо даете в беспроцентный долг (Кард Хасан).

Стоит отметить, перед Аллахом человек, дающий в долг, стоит выше человека, дающего садака. В известном хадисе говорится следующее:

«В ночь Мираджа над воротами Рая я (Пророк Мухаммад) увидел надпись: “За милостыню воздастся в десятикратном размере. За долг же полагается восемнадцатикратное воздаяние”. И спросил я Джабраила: “Отчего же дать в долг обладает большим достоинством, чем милостыню?” Потому что попрошайка будет просить у тебя каждый раз, когда окажется рядом. Берущий же в долг будет просить о долге только из-за своего вынужденного положения”» (Ибн Маджа, “Книга милостыни”, 19).

Давая деньги в долг, вы помогаете человеку решить определенную его проблему, поэтому и статус его выше. Ученые средних веков практиковали очень интересную вещь. Сначала они давали определенную сумму денег в долг одному человеку, потом, по возвращению, эту же сумму давали в долг второму, третьему, а в четвертый раз отдавали кому-то в качестве милостыни (садака). Так с помощью одной суммы денег они зарабатывали огромные вознаграждения.

Поэтому, если у вас есть определенное количество сбережений, они не должны быть использованы в различных ростовщических схемах или просто находиться где-то на хранении. Напротив, они должны участвовать в обороте (равадж), либо как инвестиции, либо быть предоставленными в долг на беспроцентной основе. Участие в обороте (равадж) вполне возможна без, так называемых финансовых посредников, т.е. исламских финансовых институтов. Однако, посредством этих институтов данный процесс будет для простого обывателя облегчен и ускорен. Во-первых, как правило, эти институты имеют достаточно количество инструментов по снижению рисков в отношении предоставленных средств клиентов в качестве инвестиций, во-вторых в случае предоставление денежных средств в качестве беспроцентного долга, клиент может быть абсолютно спокоен в возврате ему в срок всей предоставленной им суммы.

Что же касается критики в адрес отечественных исламских финансовых институтов. Действительно, сегодня индустрии есть над чем задуматься. Есть определенные вызовы, которые необходимо решать. Но без поддержки населения, общества, государственных органов данные институты не смогут преодолеть их в одиночку.

%article_title%
Члены Совета улемов Кыргызстана и Российской Федерации

Какие проблемы могла бы решить исламская экономика?

На сегодняшний день огромное количество людей находятся за чертой бедности и, к сожалению, большинство этого населения живут в мусульманских странах. Инструменты исламской экономики, в первую очередь, могли бы решить проблему бедности.

К чему приводит традиционная банковская система? Сегодня она держит население в напряжении. Кредитор вкладывает свои деньги в банк и заинтересован лишь в получении своих процентов. Банк же, отдавая эти деньги клиенту, также нацелен на получение прибыли. Он застраховывает себя от убытка системой залога и поручительства. Вся система скованна и строится на жестких правилах.

В исламской же экономике банк заботится не только о своих интересах, но и об интересах своих клиентов. От развития бизнеса клиента зависит и прибыль банка, ведь он заключает с ним партнерские соглашения на основе принципов мушарака (банк выступает в качестве инвестора и работает с клиентом на основе партнерского договора) или мудараба (обе стороны выступают инвесторами).

Представьте сами, если бы я инвестировал деньги в вас, то я каждое утро после намаза делал бы дуа за вас, за ваш бизнес, звонил бы вам и спрашивал о том, какая помощь вам нужна. Также и система исламской экономики построена на созидании, взаимопомощи, сострадании и сочувствии.

Сейчас о потенциале исламской экономики в решении финансовых кризисов говорят многие авторитетные западные экономисты, финансисты и ученные, не говоря, о мусульманском академическом сообществе. Рост исламских финансов и интерес к ним возрастает во всем мире с каждым днем. Особенно, это произошло после мирового экономического кризиса в начале 2000-х, когда глобальная исламская финансовая индустрия показала всему миру свою устойчивость к подобного рода финансовым шокам и стабильный, динамичный рост. Кыргызстан был первым государством, которое признало концепцию исламских финансов на законодательном уровне. Мы, к сожалению, застряли на несколько лет в бюрократии и дискуссиях. И лидерство в Центральной Азии плавно перешло к нашим соседям, Казахстану. Однако, не все потеряно, по воле Всевышнего, у нас есть все шансы войти в число лидеров в этой области.

Это лишь часть огромной информации касательно исламской экономики, которой с нами поделился Абдурашид Жораев. Вам понравилась статья, хотите ли дальше узнавать интересные факты об исламской экономике и знакомиться ближе с этой системой? Пишите свои отзывы.



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
4 апреля 2020г.
Фаджр
5:01
Шурук
6:39
Зухр
13:05
Аср
17:36
Магриб
19:35
Иша
20:50