Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Четырнадцать ответов о Рамадане: пост ради довольства Аллаха

Автор: Кадыр Маликов / Фотографии: Кадыр Батырканов / Опубликовано: 5 сентября 2015

Интервью с Умаром ажы Куловым, ученым ислама, выпускником Всемирного исламского университета города Медины (факультет шариата и юриспруденции), начальником отдела хаджа, умры и внешним связям Духовного управления мусульман Кыргызстана.

Как и когда Вы начали держать свой первый Рамадан?

Как-то в 1992 году, после окончания школы, мы с друзьями наблюдали за ночным небом и звездами. Я спросил, задумывался ли кто-нибудь, что там за звездами, во Вселенной? Мне ответили, что там бесконечность. Хорошо, а что дальше? Не может быть, чтобы все было бесконечно. Вот именно тогда, услышав, да какая тебе разница, что там дальше, я и задумался, есть ли Бог. Родители у меня всегда были верующими, всегда говорили, что Бог есть, но не могли мне это доказать, а школа и общество влияли на меня по-другому. Это был переломный момент в моей жизни. Я стал думать, искать ответы. Стал читать книги о разных религиях. Что я только не читал: и про христианство, и про ислам, и про буддизм – все, что только мог найти о религии вообще. По воле Аллаха так случилось, что у меня заболела мама и попала в больницу, где познакомилась с одной верующей мусульманкой, которая читала намаз. Мама подружилась с ней и стала интересоваться исламом, многое узнала от нее. И уже от мамы я узнал, что мусульмане должны читать намаз. Стал больше интересоваться исламом, ходить в мечеть, получать знания ото всех, кто знал об исламе. Так я осознанно стал приходить к вере. Естественно, я узнал и то, что мусульманам нужно держать пост в месяц Рамадан.

Скажу откровенно, что первый раз держать пост было страшно. Я не хотел лицемерить, боялся, что не выдержу физически. Во мне появилась искренняя вера в Аллаха, и именно поэтому было страшно, что я не смогу до конца выдержать пост, не хватит сил, упаду в обморок или еще что-нибудь случится. Но я решился. Стал держать свой первый в жизни пост. Удивило то, что это было намного легче, чем я представлял себе. Потом уже, по мере поступления знаний, понял, что страх − от шайтана (сатаны), который нашептывает и внушает человеку, создавая в его голове разные страхи и сомнения. В Коране сказано, что шайтан пугает человека, а Аллах говорит: «Не бойтесь его, бойтесь Меня».

И действительно, каждый день шайтан внушает нам разные страхи и сомнения. Что будет завтра? Как я прокормлю семью? Как я женюсь? Как я буду жить? А если я потеряю работу? Но, как говорится в пословице, глаза боятся, а руки делают. Я понял, что не надо бояться, надо сделать свой первый шаг в жизни, положившись на Аллаха. А самое главное – это намерение. Если у Вас хорошее намерение − ради Аллаха, то Аллах вам облегчит задуманное дело. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине ваши дела по вашим намерениям».

И мой совет для начинающих: не надо поститься только ради похудения, или ради моды, или ради славы (чтобы все говорили о вас), или ради демонстрации окружающим, что вы верующий. Главное – это чистое и искреннее намерение с любовью и ради Аллаха держать пост. Если же нет такого намерения, то и нет смысла держать пост, так как это превратится просто в голодание и мучение для самого держащего. Так можно лишь заработать гастрит или язву желудка (смеется).

В чем отличие священного поста времен пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и в наши дни?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники держали пост только ради Аллаха и с целью поклонения и приближения к Аллаху. В наше же время есть верующие, которые держат пост не с целью поклонения, а просто потому, что это обычай, или по привычке, или ради диеты, или чтобы похудеть.

Во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) мусульмане постились всем телом, и даже ночью продолжался пост − в духовном смысле, то есть все их действия в Рамадан были направлены на поклонение. А в наши дни мы часто наблюдаем, что пост для людей заключается лишь в том, чтобы не принимать пищу в дневное время. Но при этом не сдерживают свой язык, не оберегают свой взгляд. Нередко случается, что человек, держа пост, сплетничает, ругается, обманывает, обвешивает, не прощает других, совершает не совсем хорошие поступки. И если сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) разговляясь скромной едой, говорили о благом, высоком и духовном, то в наши дни бывает, что мы накрываем богатые столы, но проводим вечера за пустыми разговорами, «болтовней». И получается, что вроде бы человек держал пост в течение месяца, а результата нет – он не изменился в лучшую сторону, не поменял что-то в своем характере, поведении, нраве. А для чего же предписан пост? Ведь в Коране Аллах ясно говорит: «О вы, которые уверовали, предписан вам пост так же, как был предписан тем, которые были до вас (общины Моисея и Иисуса, сына Марии), может быть, вы будете богобоязненными».

Цель поста – изменить в лучшую сторону свою нравственность, свой характер, духовно очиститься, достичь богобоязненности, то есть исправиться, совершенствоваться духовно. А у нас многие вроде бы каждый год держат пост, но остаются такими же, как и были до поста. Нет скачка, духовного и внутреннего развития, просветления человека.

В чем еще благо поста для верующего, и какое за это следует вознаграждение?

Прощение грехов − вот великое вознаграждение. И защита от огня. Хочу привести хадис-кудси, в нем Аллах сказал: «Все деяния сына Адама совершаются для него же самого, кроме поста. Пост совершается для Меня, и Я вознагражу того, кто постился ради Меня». Если другие благие деяния человека могут увидеть окружающие и, например, похвалить его, то пост − это тайна между Аллахом и человеком. Ведь никто, кроме них двоих, не знает точно, постится этот человек или делает вид, что постится. В этом отличие поста от других благих деяний. Пост – это щит, который оберегает человека от шайтана и мук в ином мире. Когда вы поститесь – не смейте грубить и не злословьте. И если кто-нибудь станет ругать вас или драться с вами, скажите, что вы поститесь. «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада: поистине запах, который исходит изо рта постящегося, лучше перед Аллахом, чем запах мускуса. Постящемуся достается две радости: когда он разговляется и когда встречается с Аллахом».

Самой большой наградой, которую обещает Всевышний, является встреча с Ним. А встреча с Творцом для верующего – это и есть самая большая награда и самый счастливый момент в его жизни.

Есть ли веские причины освобождения от поста?

Освобождение от поста бывает двух видов − постоянное или временное. Постоянное освобождение от поста возможно, например, если человек имеет хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта, при котором он не в состоянии держать пост. Немощность, старость, которая создает определенные трудности. Тяжелая болезнь также препятствует держанию поста, поскольку больному нужно постоянно есть или пить. Но если болезнь не связана с возможностью принимать или не принимать пищу, например незначительная травма руки или ноги, то человек не освобождается от обязанности держать пост. Освобожденный от поста должен вместо поста накормить 30 бедняков сразу или каждый день по одному бедняку.

Временное освобождение возможно, если, например, человек заболел гриппом. Во время лечения он может пить лекарства, полноценно питаться, но, как только выздоровеет, должен продолжить свой пост. После месяца Рамадан он может держать пост за пропущенные дни в любое удобное для него время. Право не держать пост дается также путнику, пока он находится в пути. В Священном Коране Аллах говорит: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «Бакара», аят 184). Но если больной боится, что ухудшится состояние его здоровья, или что лечение затянется, или что ему грозит получение вреда для одной из частей тела, то прерывание поста для него является сунной. И продолжение поста является порицаемым (макрух), потому что это может привести к болезни или даже смерти. Следует быть осмотрительным и беречь себя.

Прервать пост или не держать его разрешается также беременным или кормящим грудью. Ученые ислама едины во мнении, что беременная и кормящая женщина может прервать пост в Рамадан, если она считает, что пост приведет к ухудшению здоровья ребенка или матери, будет причинен вред или приведет к смерти.

Также не считается грехом прерывание поста по причине того, что человек испытывает сильный голод или жажду, отчего ему становится очень плохо (анемия, резкое повышение давления, ухудшение работы сердца). В этом случае ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо, чтобы утолить голод, затем прекратить прием пищи до конца дня и восполнить пропущенные дни в будущем. При этом во время Рамадана человек не должен работать до изнеможения, до такой степени, что будет вынужден прервать пост из-за сильного недомогания.

Не является грехом и прерывание поста по принуждению, то есть если человека заставляют так поступать, это совершается против его воли.

Но если здоровый человек просто боится трудности или усталости, то ему нельзя прерывать свой пост, поскольку результатом поста будет лишь усталость, это ничем ему не грозит и никак не отразится на его здоровье.

Что делать если человек целенаправленно нарушил пост?

Целенаправленное (намеренное) прерывание поста, без веских на то причин нарушает его. Если постящийся целенаправленно поел, попил или совокупился с женой в дневное время, он должен в качестве штрафа держать пост два месяца подряд. Пост будет искуплением его греха.

Необходимо, конечно, учитывать реалии нашей жизни, состояние общества, уровень исламской грамотности. Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил, что Аллах прощает незнание. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Моей умме Аллахом прощается, что сделано по незнанию, по ошибке и что сделано по принуждению». Например, если человек забыл и поел, то его пост не нарушается, и нет греха на нем. Но если он поел, зная и помня о том, что он постится, то, как я уже говорил, он должен держать пост два месяца подряд. Что касается реалий нашей страны, то скажу следующее. Если, например, я не выдержу и целенаправленно поем, то с себя я буду спрашивать, что называется, по полной программе (то есть два месяца поста подряд). Но если ко мне придет человек, который недавно в исламе, и это его первый пост, то я буду смотреть на его знания религии, на его историю. И если его знания слабы, нет исламской грамотности, он слабый в вере, то я скажу ему, чтобы он продолжал держать пост, а потом в качестве штрафа − еще один день. Ведь главное искренность человека, главное не оттолкнуть его от веры и хороших дел. Поэтому для людей, не знающих или делающих первые шаги, нужно облегчать их путь познания.

Что такое фитр-садака и кому ее давать?

Ибн Аббас передал, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) повелел давать фитр-садаку, потому что садака очищает от грехов (ошибок) во время поста и кормит бедных. Здесь важно обратить внимание на два момента. Во-первых, фитр-садака очищает от грехов, таких, например, как сквернословие, которые были допущены верующим во время поста. Во-вторых, бедные получают возможность наравне с остальными встретить праздник, получив помощь, они имеют возможность купить еду. Фитр-садака дается именно в конце поста, накануне или в день айт-намаза, до праздничной молитвы. Мудрость заключается в том, что накопленные в течение месяца прегрешения «стираются» в конце поста, то есть фитр-садака завершает пост, делая его полным.

Фитр-садака обычно дается деньгами. Минимальный размер фитр-садаки − около 2 кг 700 г пшеницы. При переводе в денежный эквивалент сумма официально объявляется муфтиятом. Максимальная фитр-садака не имеет ограничений − можно давать хоть сколько. Фитр-садаку лучше давать бедным родственникам, потом бедным соседям, друзьям и т. д. Сегодня фитр-садаку собирают в мечетях, имам берет перед Аллахом на себя ответственность за ее распределение среди нуждающихся. В мечетях составляют списки бедных по районам, затем согласно этим спискам (под подпись) идет распределение фитр-садаки среди нуждающихся.

Кто должен давать фитр-садаку?

Фитр-садаку должны давать все мусульмане − и бедные, и богатые, кроме нищих. В шариате есть такие понятия, как богатый (ганий), бедный (факир) и нищий (мискин). Богатый − это тот, кто обязан выплачивать закят. Он владеет минимум 85 г золота (или около 2000 долл.) и в них не нуждается (они лежат, например, в сейфе дома). Многие люди могут считаться бедными, даже если у них есть свои дома, машины, есть зарплата, но нет излишка. А вот нищий – это тот, у кого ничего нет, он не должен платить фитр-садаку. Наоборот, он имеет право получить ее. Фитр-садаку могут давать также бедные более бедным, чем они сами.

Что такое итикаф?

Ислам запретил монашество, то есть удаление от общества и отречение от мирского на всю жизнь. Но ислам разрешил временное отречение от мирского в виде итикафа. Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) − во время поста делать итикаф на три-пять дней, уединяясь с целью поклонения Аллаху в мечети в последние десять дней Рамадана. Раньше, еще до ниспослания откровения пророку, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) уединялся в пещере Хира в Мекке, чтобы размышлять об Аллахе. Но сегодня нам не нужно уходить в горы и уединяться в пещерах для поклонения. Все это делается в мечети, где в последние десять дней Рамадана вы можете остаться с намерением уединения, полного предания Аллаху.

В эти дни недопустимы даже мысли и разговоры о мирской суете: работе, бизнесе, детях, семье. Конечно же, есть исключения, например, вам нужно купить еду или лекарство для жены, срочно посетить больницу и т. д., это не нарушает итикаф. Ислам − религия умеренности. В исламе запрещаются любые чрезмерности или перегибы. Но настоящий смысл итикафа заключается в том, чтобы человек мысленно отдохнул, набрался духовных сил, на время отключился от суеты, которая нас съедает и давит, чтобы сконцентрироваться на главном, успокоить нервы, снять стресс. Ведь человек постоянно находится в суете, текучке, испытывает стрессы, приводящие к инсультам и инфарктам. (Представьте книгу без глав, без абзацев, сплошной текст – можно уснуть от монотонности!) Итикаф – временное уединение, когда нужно подняться над суетой, поразмышлять о вечном, о своей жизни как бы со стороны с целью изменить что-то.

И самое главное, именно во время итикафа, в последние десять дней Рамадана, верующий может встретить Ночь предопределения (Кадыр тун). Ведь в одну из нечетных ночей последних десяти дней священного месяца, например 23, 25 или 27 числа, наступит Ночь предопределения.

Что будет тому, кто проспал Ночь предопределения?

Даже тому, кто проспал, будет вознаграждение, так как эта ночь получила благословение Аллаха, и она лучше, чем тысяча месяцев. Ведь это милость Аллаха. Один ученый сказал, что тот, кто проспал Кадыр тун, все равно получает от Аллаха вознаграждение.

Если Вы пришли на айт-намаз без омовения?

Можно взять таяммум (омовение без воды песком, землей, пылью). Для этого надо засучить рукава выше локтей и сделать намерение. Сказать «Бисмилляхир рахманир рахиим», затем ударить ладонями о чистую землю или песок и провести по лицу, потом ударить второй раз о землю и провести по правой, затем по левой руке до локтей, после чего вы сможете встать за имамом и читать айт-намаз. Такое исключение делается на жаназа-намаз (заупокойную молитву), потому что она бывает раз в жизни и нет для нее возмещения другим намазом, а также на айт-намаз (во время Орозо и Курман айта).

Если кто-то проспал айт-намаз?

Айт – это праздник, и нет на том греха, кто ненамеренно проспал, забыл или не смог по уважительной причине посетить намаз. Но тому, кто опоздал или проспал, надо восполнить намаз в два раката, так как айт-намаз − это ваджиб (обязательное).

Как праздновать айт по сунне?

Сунна − это желательное, то, что делал сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!), показывая нам пример. Каждый мусульманин должен стремиться делать то, что делал и к чему призывал сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), ради довольства Аллаха и любви к нашему пророку. Орозо айт празднуют один день, Курман айт − три дня. Когда муфтий вечером официально объявляет о празднике, на следующее утро начинается айт. По сунне нужно с вечера готовиться к празднику: принять полное омовение, постричь ногти, прибрать дом и на утреннюю праздничную молитву перед выходом умастить себя духами, надеть праздничную одежду, перед выходом поесть (разговеться, выпить воды или съесть финик, так как в этот день нельзя поститься). Затем выйти из дома и делать такбир (восхвалять Аллаха), идти на молитву по одному маршруту, а возвращаться − по другому (чтобы показать, что это праздник, люди ходят по разным улицам, а не устраивают шествие). После айт-намаза сунна − поздравить родных, друзей, заехать в гости, не обязательно обходить именно семь домов. Смысл всего этого заключается в том, чтобы было действительно праздничное настроение, искренняя радость.

К сожалению, в обществе сложился стереотип, что в Орозо и Курман айт не нужно украшать улицы, вешать поздравления на билборды, то есть не нужно готовиться так же, как к Ноорузу или к Новому году. Что Вы думаете по этому поводу?

Орозо и Курман айт − это истинно народные праздники, не навязанные извне, как, например день Св. Валентина. Семь и больше поколений держали пост и отмечали эти праздники. Даже в советское время наши дедушки и бабушки праздновали Орозо и Курман айт, готовили лепешки (май токочи), боорсоки, обходили с поздравлениями родственников, соседей, читали Коран. При этом праздники Орозо или Курман айт не ограничиваются приготовлением еды и чтением Корана. Самое правильное, когда люди от всей души отмечают эти светлые праздники − не сидят за обильными столами, а, например, выходят с детьми в парк, гуляют, радуются, выезжают на пикники. Ведь дети запоминают именно такие яркие моменты своего детства на всю жизнь.

Орозо айт – это праздник, который любит Аллах, и Он радуется, когда мы освобождаемся от грехов, спасаемся от огня ада по причине держания поста. И верующие искренне радуются этому. Поэтому этот праздник нужно проводить соответственно с праздничным настроением и на высоком уровне.

Что Вы пожелаете нашим читателям?

Я желаю всем долгой жизни в поклонении Аллаху! Ведь пост в месяц Рамадан − это великое поклонение и великая милость Аллаха.

Я хотел бы привести нашим читателям один хадис-кудси, переданный пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!), где Аллах сказал: «Поистине все деяния сына Адама принадлежат ему, кроме поста…» То есть Всевышний сказал: «Поистине пост – для Меня. Ради Меня оставляют еду и свои похоти, и Я дам им воздаяние от Себя». Про это пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорит: «Посты являются деяниями, совершенными ради Аллаха, и никто не знает воздаяние (награду), которое дается постящимся, кроме Всевышнего». Аллах Сам вознаградит своего постящегося раба из Его бесчисленных щедрот и милости. И это сюрприз, потому что никто не знает, как Аллах вознаградит постящегося.

Пусть Аллах примет ваш пост, простит грехи, отдалит огонь от каждого из вас и ваших семей, вознаградит Своим прощением, хорошими делами, благом в этом и в другом мире. Мир вам и вашим семьям, пусть в каждом доме будет счастье, стабильность, благословение Аллаха. Пусть в нашем обществе будет безопасно жить, желаю, чтобы мы никогда не делились на враждующие партии, разные группы, нации, ведь мы одна УММА Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Мы живем во время смут и испытаний и должны сохранять любовь друг к другу, уважение, единство, уметь прощать друг друга. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Либо говори благое, либо молчи». Если мы будем говорить хорошее друг другу, желать хорошее ближнему, призывать и делать добро, то смуты исчезнут сами собой.



Время намазов
11 августа 2022г.
Фаджр
4:13
Шурук
6:04
Зухр
13:07
Аср
18:05
Магриб
20:14
Иша
21:40
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов