Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Время намазов
15 декабря 2017г.
Фаджр
06:43
Шурук
08:25
Зухр
12:57
Аср
15:46
Магриб
17:33
Иша
18:48
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов


Кадыр Маликов: Взаимоотношения между келин и кайнене должны строиться на сохранении достоинства двух сторон.
Автор: Айкол Болотбекова / Фотографии: Limon.kg / Опубликовано: 16 февраля 2017

Проект общественного телеканала ОТРК «Келин» вызвал огромный резонанс в обществе. Нашлись как противники, так и защитники данной программы. Противники считают, что программа пропагандирует унижение женщин, защитники же уверены, что, напротив, помогает девушкам подготовиться к семейной жизни. Редакция журнала «Умма» задумалась над тем, как же ислам регулирует отношения между келин и кайнене. Какая же роль отводится невестке в семье мужа? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили эксперта по вопросам религии, профессора Кадыра ажы Маликова.

%article_title%

Журнал Умма: Ассалам алейкум, Кадыр ажы! Расскажите, пожалуйста, как ислам регулирует отношения между кайнене и келин?

Кадыр Маликов: Прежде чем говорить об исламе, я хотел бы сказать, как регулировались отношения между келин и кайнене в наших традициях, в традициях кыргызского народа дореволюционного времени. Тогда внутрисемейные отношения между невесткой и свекровью строились на основе глубокого почитания родственных связей, взаимоуважения. Кайнене принимала жену своего сына как за свою дочь, стараясь помогать ей во всем, делясь своим опытом и секретами ведения хозяйства. Но она, ни в коем случае, не унижала, не критиковала, не насаждала и, тем более, не оскорбляла свою невестку. В свою очередь, келин относилась к кайнене как к собственной матери. Так как это часть нашей национальной культуры - относиться к родителям своих супругов также хорошо и почтительно, как к собственным родителям. Например, мой дедушка (Кубанычбек Маликов – народный акын, драматург Кыргызской ССР) написал стихотворение «Кайнене», которое еще нигде не печаталось. Оно до сих пор хранится у меня. В ней он выражает свою любовь сына и благодарность матери своей жены, моей бабушке - Ажар.

Проблемы в отношениях начались в позднесоветский период, когда вместе с анекдотами про тещу, нелюбовь, колкий сарказм, насмехательство начали проникать и в отношения между близкими родственниками. Искаженное понимание отношения между келин и кайнене начали приобретать уродливую, надменную форму и превратились во взаимоотношения между госпожей и рабыней. Через фильмы, анекдоты, перерассказы от добрых подруг и друзей складывалось устойчивое представление среди общества о «плохой» келин или кайнене, между которыми идет постоянная война и ссоры. Интересно, что такое понятие вошло в традицию и стало передаваться поколениям как опыт и рекомендации как сломать человека и сделать его рабом в менталитете, подчинив его себе. Эти отношения стали стереотипом, которым подменили здоровый обычай кыргызского народа. Хотя, как вы знаете, обычай по своей сути должен служить для скрепления уз, любви и уважения. А не наоборот. И если такой обычай становится причиной проблем, стереотипом, служит причиной разлада в обществе или семье, то его надо просто менять или отказаться.

Настоящие кыргызские обычаи не поддерживают отношения, где келинок критикуют, оскорбляют или заставляют ноги мыть, только потому, что она келин. Нельзя, чтобы такое отношение и такая «культура» вошли в обычай и стало нормальным поведением. Такое отношение – это маргинальная, превнесенная культура, где отношения строятся не на моральных принципах и духовности, а на отношении хозяйка-рабыня. Результатом такого отношения являются разводы и изменение ментальности всего кыргызского общества в отношении к понятию семья и ее ценности.

Журнал Умма: Почему наш народ проникся такой маргинальной культурой?

Кадыр ажы Маликов: Потому что люди все больше измеряют все ценности деньгами и выгодой. Ментальность народа стала более рыночной. Все строится на том, что положение, деньги и власть решают все. В СМИ, фильмах, в жизни общества и школе, детям прививаются больше не основы нравственного поведения, великодушия, честности и порядочности, а те качества, которые помогают быть изворотливей, хитрей, искать выгоду, чтобы выжить. То есть сегодня в обществе, в большей степени, сложились неписанные ложные истины, например, человек, человеку – волк. К сожалению, мы можем говорить о том, что национальная интеллигенция умирает. В городе, селах практически не осталось той интеллигенции, которая была как бы примером правильного поведения, образа жизни для общества. И проблемы в семейных отношениях, падения нравов на улице, подмена истинных национальных ценностей на разные стереотипы, например, между келин и кайнене - все это показывает упадок нашей духовной культуры. Вместо слов «пожалуйста, извините», на улицах, да и в госучреждениях, часто стали использоваться окрики даже к незнакомому человеку, типа «Ай, уй, эй». И это вовсе не наши традиции.

Журнал Умма: В исламских источниках я никогда не сталкивалась с историями, в которых описывались бы отношения между свекровью и невесткой. Как же ,все-таки, согласно исламу должны регулироваться эти отношения?

Кадыр ажы Маликов: Таких историй вы и не найдете, потому что это тогда не было проблемой. Еще раз повторюсь, что проблемы возникли лишь недавно. Согласно Корану сразу после необходимости поклонению Единому Аллаху, стоят родители в проявлении уважения и почитания. Поэтому дети должны уважать как своих родителей, так и родителей своих супругов. Взаимоотношения между келин и кайнене должны строиться на сохранении достоинства двух сторон. Кайнене не должна опускаться до того, чтобы видеть в келин служанку. Унижать ее достоинство и обзывать – является сильнейшим грехом и нарушением прав не просто келин, но и человека. Ведь права каждому дает сам Аллах, в достойном обращении, сохранении чести, вне зависимости от пола, расы, происхождения. Поэтому в отношениях между кайнене и келин должно быть взаимопонимание и взаимоуважение.

%article_title%

Журнал «Умма»: Некоторые противники программы «Келин» говорили, что в современном обществе мы забываем о роли мужчин. Складывается впечатление, что замужество – это отношения между двумя женщинами. Где же мужчина?

Кадыр ажы Маликов: Очень правильная критика. В кыргызских традициях всегда сразу после женитьбы ставили отдельную юрту, это было мудро и правильно. Мужчине как бы давали понять, что он теперь должен стать главой своей семьи и брать всю ответственность как за хозяйство, так и за семейные отношения внутри своей семьи. Молодой семье давали отдельный казан, топор и другие вещи, необходимые в хозяйстве. Если даже юрта находилась рядом с юртой родителей, символически было всегда два казана. Это делалось для того, чтобы келин чувствовала себя хозяйкой дома, могла себя проявить как самостоятельная личность, могла выстраивать отношения, учиться. Они могли кушать вместе с родителями, тесно общаться, но при этом понимать, что они самостоятельная семья.

Журнал «Умма»: Какая же тогда роль родителей в жизни молодой семьи?

Кадыр ажы Маликов: Родители должны понимать, что у сына или дочери своя, отдельная, самостоятельная семья. На начальном этапе родители как опекуны, они помогают больше материально для того, чтобы молодая семья встала на ноги. Если в семье случился скандал, и дело может дойти до развода, то они могут выступать в роли медиатора, примеряют стороны, а не наоборот. Чаще всего они помогают советами, финансово. Но этот совет не должен быть навязчивым или принудительным, нельзя искать виновного. Потому что это чужая семья, чужая жизнь.

В семейной жизни частое вмешательство родителей с двух сторон ведет к разрушению семьи. Мы это видим на примере числа разводов в статистике и причин, озвучиваемых психологами.

Журнал «Умма»: Что делать если между кайнене и келин создалась конфликтная ситуация?

Кадыр ажы Маликов: Келинкам ни в коем случае нельзя ругаться и вставать в такую же позу, что и кайнене. Надо мягко попробовать найти выход из ситуации. Быть гибкими, идти на компромиссы. Ни в коем случае нельзя идти на конфликт. Жена для мужа должна быть музой, поэтому где-то она должна стерпеть, где-то уступить, где-то совет дать. Но это не означает, что она должна стать рабыней. Каждый человек свободен. Также правильный ниет (намерение) и терпение помогает женщинам преодолеть многие проблемы. Обслуживать мужа – не является парзом (обязанностью), но это делается ради довольства Аллаха. Точно также если служить родителям, то надо поставить себе намерение делать это ради довольства Аллаха.

В то же самое время, и кайнене должна быть более мягкой, снисходительной, понять, что невестка пришла к ним в дом из чужой семьи с другими устоями. Надо постараться воспринять ее как к свою дочь, а не как врага и соперницу, уважая выбор своего сына. Ведь кайнене-это мать, прежде всего, и навряд ли ей бы хотелось, чтобы ее собственную дочь унижали, оскорбляли в чужой семье. Кайнене, ввиду своих прожитых лет, своего личного опыта, должна быть мягче, понятливее и добрее. Надо стараться избегать конфликтов, уважать мнение друг друга, не задевая чести и достоинства.

Журнал «Умма»: Спасибо за интервью.



Другие статьи