Давайте поговорим о том, что же является живительными источниками ислама и нашего счастья в обоих мирах.
Источниками ислама и шариата (исламского права) являются: Книга Аллаха – Священный Коран, а также наследие пророка (с.а.с.) ‒ Пречистая Сунна.
Коран ниспосылался пророку (с.а.с.) посредством божественных откровений – вахи. Вахи – это особый вид связи, непостижимая людям технология передачи сообщений от Творца к Его посланникам, цель которой – доведение божественных законов до людей. Источником знаний является Аллах Таъаля.
Вахи делятся на две категории:
- Коран,
- Сунна, которая, в свою очередь, делится на хадис набауи и хадис кудси.
Коран – это дословная речь Всевышнего Аллаха, передаваемая пророку (с.а.с.) через ангела Джибрииля (а.с.).
Сунна – это недословная информация, передаваемая пророку (с.а.с.) также через Джибрииля (а.с.), которой пророк (с.а.с.) предал словесную форму.
Разница между хадисами кудси и набауи заключается в том, что в кудси Аллах Таъаля обращается к людям от первого лица, а хадисы набауи – это изречения (кауль), поступки (фиъль), образ (васфи) и одобрение (такрир) пророка (с.а.с.).
Ниспосылание Корана происходило в два этапа. Сначала он был ниспослан сразу в полном объеме с седьмого неба на первое. Второй этап начался с момента, когда Джибрииль (а.с.) нашел Мухаммада ибн Абдуллаха (с.а.с.) в пещере Хира и передал ему первые пять аятов из суры «аль-Аляк», продолжался этот этап в течение 23 лет. На протяжении всего пророчества Коран ниспосылался с первого неба постепенно, небольшими отрывками, согласно каждому периоду или событию из жизни пророка (с.а.с.) и его сахабов.
Суры Священного Корана подразделяются на две группы, соответствующие двум периодам. Первый период – Мекканский, когда происходило становление и укрепление веры, изучение постулатов акыды – исламского вероубеждения. Второй период – Мединский, в это время уже начали полностью изучать и практиковать исламский шариат.
Каждый год в месяц Рамадан ангел Джибрииль (а.с.) производил с пророком (с.а.с.) сверку текстов Корана.
В этом великая мудрость Всевышнего – сначала люди изучают, осознают свое предназначение в этой жизни, а Аллах Таъаля говорит в Коране, что Он сотворил джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись Ему. А после того как они уже стали духовно и морально готовы исполнять все заветы Всевышнего, Он дал им возможность реализовать на практике свою покорность воле Господней. Как известно, пятикратный намаз был вменен в обязанность лишь спустя десять лет после начала пророческой миссии, после вознесения пророка (с.а.с.) на седьмое небо в ночь Мирадж.
Аяты Корана бывают двух видов:
Здесь существует два пути:
— Таууиль – толкование неоднозначных текстов Корана строго согласно лексическим нормам арабского языка.
— Тафуид – полный отказ от толкования неоднозначных текстов.
Так, есть аяты, которые в определенные периоды истории невозможно было понять. Например, аят, где Аллах Таъаля говорит: «Клянусь местами падения звезд! О, если б вы знали, какая это великая клятва!» (Св. Коран 56: 75‒76). Скорее всего, в этом месте упоминаются черные дыры – сверхмассивные небесные тела, способные притянуть и поглотить все, что находится вокруг них, в том числе и звезды. Невозможно себе даже представить это грандиозное явление, когда огромная звезда, возможно даже превышающая по массе и объему всю нашу солнечную систему, может попасть в плен черной дыры! А это происходит, и, к сожалению, это явление еще мало изучено, а в XX веке даже вовсе не было известно, не говоря уже о времени, когда жил пророк (с.а.с.). Это тот самый случай, когда сложно как-либо толковать аят, поэтому отказ от толкования до поры до времени является лучшим выбором. Возможно, в будущем мы сможем дать толкование еще многим аятам, смысл которых нам до сих пор не ясен.
Священный Коран собирался в три этапа
1. Во время пророка (с.а.с.) аяты Корана записывались на шкурах животных, костях, свитках, деревянных дощечках и т. п.
2. Во время Абу Бакра (р.а.) все перечисленные выше носители информации были собраны вместе и помещены в сундук.
3. Во время Усмана (р.а.) Коран был полностью собран и оформлен как книга, которая весила около 20 килограммов. В то время было сделано несколько копий, одна из которых, слава Аллаху, сохранилась и в данное время находится в Стамбуле.
Итак, хадисы ‒ это изречения (кауль), поступки (фиъль), образ (васфи) и одобрение (такрир) пророка (с.а.с.).
Структура хадисов
Хадис состоит из санада/иснада (цепочка передатчиков) и матна (текст самого хадиса).
По характеру передачи хадисы бывают мутаватир и ахад.
Хадис мутаватир по степени достоверности всегда является сахих. Хадисы ахад могут быть и сахих, и хасан, и даъиф.
Отличие хадисов сахих, хасан или даъиф заключается в степени достоверности преданий от пророка (с.а.с.) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах!).
Сахих – это достоверный хадис, т. е. нет сомнений в том, что он передается от самого пророка (с.а.с.), не имеет слабости ни в цепи передатчиков, ни в логическом и каноническом смыслах и не противоречит шариату. Далее мы разберем несколько условий достоверности хадисов.
Хасан – это следующая степень достоверности хадисов, их также называют «хорошими» (пер. с арабского). Отличие от сахих состоит лишь в том, что передатчик такого хадиса не обладал совершенной точностью передачи и имеет незначительную слабость в каком-либо из условий. Кстати, все условия, относящиеся к определению степени сахих, относятся и к хасан.
Хадис сахих должен соответствовать пяти условиям:
1. Целостность цепочки – иснада, т. е. она не должна обрываться на одном из передатчиков, а через некоторое время снова начинаться с другого, не имеющего к нему никакого отношения.
2. Отсутствие сговора между передатчиками с целью возвести заведомо слабый хадис в степень достоверного.
3. Отсутствие отклонений, которые проявляются при противоречии двух авторитетов, и здесь предпочтение отдается более авторитетному.
4. Правдивость передатчика. Если хоть один из передатчиков хотя бы раз в жизни солгал, то хадис от него не принимается. (Здесь можно вспомнить историю, как имам аль-Бухари ради одного хадиса проделал огромный путь. Тот, у которого он хотел взять этот хадис, поманил осла рукой, будто в ней что-то есть. Когда он подошел, раскрыл руку и оказалось, что в ней ничего нет, имам молча развернулся и уехал обратно.)
5. Отсутствие недостатков, что могут определить лишь опытные, профессиональные мухаддисы (хадисоведы), такие как имам аль-Бухари, Муслим, Ахмад ибн Ханбаль и др.
Таким образом, мы вкратце ознакомились с источниками исламских знаний, коими являются Священный Коран и пречистая Сунна. Также упомянем, что растолковывать смыслы аятов и хадисов могут лишь ученые муфассиры (специалисты в области толкования Корана) и мухаддисы (специалисты в области хадисов), поскольку для этого требуются большие знания и опыт. Пусть Всевышний Аллах раскроет наши сердца и умы для лучшего понимания и применения полезных знаний.
* с.а.с. означает «да благословит его Аллах и приветствует!»
* р.а. ‒ «да будет доволен им Аллах!»