Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)
Время намазов
19 ноября 2017г.
Фаджр
06:19
Шурук
07:58
Зухр
12:47
Аср
15:54
Магриб
17:41
Иша
18:56
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов


Источники исламских знаний
Автор: Тариэль Малашев / Опубликовано: 23 марта 2016

Давайте поговорим о том, что же является живительными источниками ислама и нашего счастья в обоих мирах.

Источниками ислама и шариата (исламского права) являются: Книга Аллаха – Священный Коран, а также наследие пророка (с.а.с.) ‒ Пречистая Сунна.

Коран ниспосылался пророку (с.а.с.) посредством божественных откровений – вахи. Вахи – это особый вид связи, непостижимая людям технология передачи сообщений от Творца к Его посланникам, цель которой – доведение божественных законов до людей. Источником знаний является Аллах Таъаля.

Вахи делятся на две категории:

- Коран,

- Сунна, которая, в свою очередь, делится на хадис набауи и хадис кудси.

Коран – это дословная речь Всевышнего Аллаха, передаваемая пророку (с.а.с.) через ангела Джибрииля (а.с.).

Сунна – это недословная информация, передаваемая пророку (с.а.с.) также через Джибрииля (а.с.), которой пророк (с.а.с.) предал словесную форму.

Разница между хадисами кудси и набауи заключается в том, что в кудси Аллах Таъаля обращается к людям от первого лица, а хадисы набауи – это изречения (кауль), поступки (фиъль), образ (васфи) и одобрение (такрир) пророка (с.а.с.).

Ниспосылание Корана происходило в два этапа. Сначала он был ниспослан сразу в полном объеме с седьмого неба на первое. Второй этап начался с момента, когда Джибрииль (а.с.) нашел Мухаммада ибн Абдуллаха (с.а.с.) в пещере Хира и передал ему первые пять аятов из суры «аль-Аляк», продолжался этот этап в течение 23 лет. На протяжении всего пророчества Коран ниспосылался с первого неба постепенно, небольшими отрывками, согласно каждому периоду или событию из жизни пророка (с.а.с.) и его сахабов.

Суры Священного Корана подразделяются на две группы, соответствующие двум периодам. Первый период – Мекканский, когда происходило становление и укрепление веры, изучение постулатов акыды – исламского вероубеждения. Второй период – Мединский, в это время уже начали полностью изучать и практиковать исламский шариат.

Каждый год в месяц Рамадан ангел Джибрииль (а.с.) производил с пророком (с.а.с.) сверку текстов Корана.

В этом великая мудрость Всевышнего – сначала люди изучают, осознают свое предназначение в этой жизни, а Аллах Таъаля говорит в Коране, что Он сотворил джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись Ему. А после того как они уже стали духовно и морально готовы исполнять все заветы Всевышнего, Он дал им возможность реализовать на практике свою покорность воле Господней. Как известно, пятикратный намаз был вменен в обязанность лишь спустя десять лет после начала пророческой миссии, после вознесения пророка (с.а.с.) на седьмое небо в ночь Мирадж.

Аяты Корана бывают двух видов:

Муахкам – ясные аяты, в понимании которых не возникает никаких разногласий и вариантов толкования.

Муташабих – неоднозначные аяты.

Здесь существует два пути:

— Таууиль – толкование неоднозначных текстов Корана строго согласно лексическим нормам арабского языка.

— Тафуид – полный отказ от толкования неоднозначных текстов.

Так, есть аяты, которые в определенные периоды истории невозможно было понять. Например, аят, где Аллах Таъаля говорит: «Клянусь местами падения звезд! О, если б вы знали, какая это великая клятва!» (Св. Коран 56: 75‒76). Скорее всего, в этом месте упоминаются черные дыры – сверхмассивные небесные тела, способные притянуть и поглотить все, что находится вокруг них, в том числе и звезды. Невозможно себе даже представить это грандиозное явление, когда огромная звезда, возможно даже превышающая по массе и объему всю нашу солнечную систему, может попасть в плен черной дыры! А это происходит, и, к сожалению, это явление еще мало изучено, а в XX веке даже вовсе не было известно, не говоря уже о времени, когда жил пророк (с.а.с.). Это тот самый случай, когда сложно как-либо толковать аят, поэтому отказ от толкования до поры до времени является лучшим выбором. Возможно, в будущем мы сможем дать толкование еще многим аятам, смысл которых нам до сих пор не ясен.

Священный Коран собирался в три этапа

1. Во время пророка (с.а.с.) аяты Корана записывались на шкурах животных, костях, свитках, деревянных дощечках и т. п.

2. Во время Абу Бакра (р.а.) все перечисленные выше носители информации были собраны вместе и помещены в сундук.

3. Во время Усмана (р.а.) Коран был полностью собран и оформлен как книга, которая весила около 20 килограммов. В то время было сделано несколько копий, одна из которых, слава Аллаху, сохранилась и в данное время находится в Стамбуле.

Итак, хадисы ‒ это изречения (кауль), поступки (фиъль), образ (васфи) и одобрение (такрир) пророка (с.а.с.).

Структура хадисов

Хадис состоит из санада/иснада (цепочка передатчиков) и матна (текст самого хадиса).

По характеру передачи хадисы бывают мутаватир и ахад.

Мутаватир – это способ передачи хадиса, когда в каждом звене такое большое количество передатчиков, что они заведомо не могли совершить сговор. Пример такого хадиса – последняя проповедь пророка (с.а.с.). Сотни людей слышали и видели пророка (с.а.с.), они и донесли его слова до многих других людей.

Ахад – это способ передачи хадиса, когда он был передан от пророка (с.а.с.) одному сахабу, а тот уже передал его большинству.

Хадис мутаватир по степени достоверности всегда является сахих. Хадисы ахад могут быть и сахих, и хасан, и даъиф.

Отличие хадисов сахих, хасан или даъиф заключается в степени достоверности преданий от пророка (с.а.с.) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах!).

Сахих – это достоверный хадис, т. е. нет сомнений в том, что он передается от самого пророка (с.а.с.), не имеет слабости ни в цепи передатчиков, ни в логическом и каноническом смыслах и не противоречит шариату. Далее мы разберем несколько условий достоверности хадисов.

Хасан – это следующая степень достоверности хадисов, их также называют «хорошими» (пер. с арабского). Отличие от сахих состоит лишь в том, что передатчик такого хадиса не обладал совершенной точностью передачи и имеет незначительную слабость в каком-либо из условий. Кстати, все условия, относящиеся к определению степени сахих, относятся и к хасан.

Хадис сахих должен соответствовать пяти условиям:

1. Целостность цепочки – иснада, т. е. она не должна обрываться на одном из передатчиков, а через некоторое время снова начинаться с другого, не имеющего к нему никакого отношения.

2. Отсутствие сговора между передатчиками с целью возвести заведомо слабый хадис в степень достоверного.

3. Отсутствие отклонений, которые проявляются при противоречии двух авторитетов, и здесь предпочтение отдается более авторитетному.

4. Правдивость передатчика. Если хоть один из передатчиков хотя бы раз в жизни солгал, то хадис от него не принимается. (Здесь можно вспомнить историю, как имам аль-Бухари ради одного хадиса проделал огромный путь. Тот, у которого он хотел взять этот хадис, поманил осла рукой, будто в ней что-то есть. Когда он подошел, раскрыл руку и оказалось, что в ней ничего нет, имам молча развернулся и уехал обратно.)

5. Отсутствие недостатков, что могут определить лишь опытные, профессиональные мухаддисы (хадисоведы), такие как имам аль-Бухари, Муслим, Ахмад ибн Ханбаль и др.

Таким образом, мы вкратце ознакомились с источниками исламских знаний, коими являются Священный Коран и пречистая Сунна. Также упомянем, что растолковывать смыслы аятов и хадисов могут лишь ученые муфассиры (специалисты в области толкования Корана) и мухаддисы (специалисты в области хадисов), поскольку для этого требуются большие знания и опыт. Пусть Всевышний Аллах раскроет наши сердца и умы для лучшего понимания и применения полезных знаний.

* с.а.с. означает «да благословит его Аллах и приветствует!»

* р.а. ‒ «да будет доволен им Аллах!»



Другие статьи
Показать еще