Как новое поколение мелких предпринимателей помогает распространению знаний о молодой религиозной общине
«Печать документов» – гласит написанное от руки объявление на фасаде дома на окраине Санта-Клары, университетского города в центре Кубы.
Этот импровизированный печатный центр 43-летний Хасан Хан (Hassan Jan) открыл у себя дома на втором этаже здания бывшей просторной виллы, поделенного на четыре тесных квартиры и стоящего среди многоквартирных домов советского вида.
В гостиной, отделенной от остальной квартиры занавеской, стоит небольшой диван, два кресла, аквариум с золотой рыбкой и неторопливый шумный принтер. Жалюзи на окнах мало защищают от жары.
Такого рода домашний микро-бизнес – явление, ставшее повсеместным на Кубе, с тех пор как в 2008 году здесь были приняты законы, благоприятствующие самозанятости населения.
Гостиная в доме часто превращается в мастерскую по ремонту телефонов или парикмахерскую – в зависимости от того, на что есть спрос в квартале. Хасан берет 1 песо за страницу (4 американских цента) и редко зарабатывает больше 1 доллара в день. Этого ему хватает только для того, чтобы прокормить жену Шабану и двоих детей.
На чернобородом и голубоглазом Хасане дишдаша – длинная белая рубаха, которую носят во многих мусульманских странах, и белая шапочка. На стене над компьютером рядом с резными часами XIX века висит фотография Запретной мечети в Мекке.
Хасан и Шабана принадлежат к немногочисленным кубинцам, принявшим ислам, впрочем их небольшое сообщество довольно быстро растет.
По подсчетам, на Кубе лишь несколько тысяч мусульман, официально это светская, а фактически – в основном, католическая страна. Большинство из мусульман – это иностранные студенты или рабочие.
Хаджи Иса – бывший Хорхе Элиас Хиль Виант, раньше работавший библиотекарем в культурной организации «Арабо-кубинский союз» в Гаване, считает, что на Кубе около тысячи мусульман, это обращенные и потомки иммигрантов.
По мнению Исы, тот факт, почему маленькие мусульманские общины на острове такие разные, объясняется тем, что они формировались под влиянием мусульман с разной идентичностью, накладывавшейся на местные особенности. Чем больше кубинцев принимают ислам, тем больше население узнает об этой религии. Такие предприятия мелкого бизнеса, как у Хасана, способствуют тому, что кубинцы чаще общаются с мусульманами, и это ведет к росту общины.
Открытие ислама
Хасан – раньше его звали Фройлан Рейес – пришел в ислам необычным путем. У него никогда не было склонности к религии.
Любитель развлечься на вечеринках, он работал звукотехником в медуниверситете в Санта-Кларе и регулярно подрабатывал диджеем.
Все изменилось в 2010 году во время священного месяца рамадана, когда ему довелось работать с группой студентов из Пакистана, которые учились в этом университете.
В результате землетрясения в пакистанском Кашмире в 2005 году погибло более 86 тысяч человек, около 2,5 млн людей остались без крыши над головой.
В течение недели Куба направила в пострадавшие районы более 2000 медиков. На следующий год она предложила молодым пакистанцам 1000 мест в своих вузах, около 300 из них – в вузе, где работал Хасан.
Сначала Хасан их избегал.
Когда подошел рамадан, ему поручили заниматься обслуживанием аудиооборудования для намаза, и ему приходилось проводить с пакистанскими студентами по 12 часов в день.
После рамадана он вернулся к своим прежним обязанностям, но продолжал встречаться с пакистанскими студентами и говорить с ними о Коране, который он начал читать.
Через семь месяцев он принял ислам.
Решение принять ислам сначала создало Хасану проблемы с родными.
Жена сначала тоже колебалась.
Она приняла ислам через пять месяцев после мужа и взяла имя Шабана.
Их дети, 16-летняя Айна и 12-летний Исмаил – тоже носят хиджаб и дишдашу.
Быть мусульманином на Кубе
Культурные связи Кубы с Ближним Востоком насчитывают столетия.
Испанские завоеватели завезли сюда мавров из Андалусии в качестве рабов. По свидетельствам летописцев, это было в 1593 году. В следующие века на Кубу потекли мусульманские и христианские купцы из Ближнего Востока, привлеченные возможностью разбогатеть на торговле сахаром. Многие оставались, в основном, в Гаване или в районе Сантьяго де Куба, второго крупнейшего кубинского города, расположенного на востоке острова. Большинство арабских иммигрантов, мусульман и христиан, поселившись на Кубе, отрекались от своей религии.
Кубинская культура и сегодня неизменно бросает вызовы практикующим мусульманам. Повсеместно продается ром. Этот напиток популярен, не в последнюю очередь, потому, что стоит значительно меньше, чем безалкогольные напитки. В меню кубинцев существенное место занимает свинина, блюда из свинины преобладают на любом праздничном столе. Недавно супермаркеты стали импортировать курятину халяль из Бразилии, но для большинства кубинцев она слишком дорогая. Одежда – такая как дишдаша и хиджаб – тоже импортная, или ее привозят в подарок из других стран.
Вначале Хасану было трудно.
После обращения в ислам жизнь Хасана и Шабаны полностью изменилась, сейчас она строится вокруг семейного очага.
Отношение к исламу кубинцев
Обращенные кубинцы также сталкиваются с проблемами, объясняющимися невежеством большинства людей относительно ислама.
Представления многих кубинцев об исламе формируются под воздействием сообщений СМИ о терактах и конфликтах на Ближнем Востоке.
Хаджи Джамал хотел бы это изменить. Он зарабатывает на жизнь таксистом в Сантьяго. Как многие кубинские обращенные, он вырос в христианской семье.
Джамал принял ислам в 2009 году. Мать восприняла его решение в штыки. Сначала она даже требовала, чтобы он ушел из дома, но потом разрешила остаться при условии, что он не будет приводить в дом друзей-мусульман. Однажды она увидела, как Джамал с друзьями стоят на улице под палящим солнцем, и смягчилась. Теперь она иногда приглашает их на ужин.
Джамал – неофициальный представитель мусульманской общины Сантьяго, которая состоит из 30 кубинцев и 90 иностранных студентов. Он работает с властями для расширения представлений кубинцев об исламе.
По его словам, кубинские законы уважают свободу вероисповедания.
Некоторые обращенные кубинки, которые носят хиджаб, сталкиваются с возражениями и дискриминацией со стороны государства на рабочем месте или в вузах. Но обычно эти ситуации разрешаются путем переговоров и объяснений, говорит Иса.
По словам Шабаны, для нее это было «очень сложно», и она ушла с работы. Сейчас она работает няней на дому – сидит с ребенком студентки-мусульманки. Она неохотно говорит о том, что произошло на ее предыдущей работе.
«Это было просто непонимание», – ставит она точку.
Шабана, как многие принявшие ислам кубинцы, считает, что мусульмане должны принимать активное участие в разъяснительной работе среди кубинцев.
«Спорт-кафе»: вегетарианская пицца и беседы о религии
Мелкий бизнес, обслуживающий местные общины, играет свою роль в формировании представлений об исламе среди кубинцев.
Хорхе Мигель Гарсия – его мусульманское имя Халед – совладелец кафе в Сантьяго. Это место неформальных встреч мусульман, и в то же время оно популярно среди кубинцев.
До принятия ислама Халед был баптистом, его жена по-прежнему баптистка. Раньше он работал в области судебной медицины, но когда государство позволило кубинцам заниматься малым бизнесом, он ухватился за эту возможность. Сначала он собирался заняться импортом запчастей для мотоциклов, но пока что мелкие предприятия, связанные с импортом, не разрешены на Кубе, поэтому они с другом-немусульманином решили открыть «Спорт-кафе».
Пока что у них есть блюда со свининой, но Халед надеется, что однажды его кафе будет подавать только халяль, и верит, что это будет жизнеспособный бизнес.
По его мнению, кафе – это важный, хотя и неожиданный, способ расширить представления кубинцев об исламе.
Становление общины мусульман в Кубе
В 2015 году в здании музея на улице Официос в Старой Гаване был открыт зал для молитв при поддержке Исторического управления – органа, занимающегося реставрацией центра Гаваны.
Этот зал больше всего похож на мечеть из всех мусульманских сооружений, что есть на Кубе, сюда гаванские мусульмане приходят по пятницам.
В других городах вопрос решается неформально: люди собираются на общий намаз у кого-нибудь дома.
У Хасана и Шабаны дома организовано что-то вроде домашней мечети, сюда приходят молиться другие мусульмане из Санта-Клары.
По словам Джамала, мусульманам в Сантьяго очень нужно место для намазов, но пока для открытия мечети нет ни средств, ни документов.
Некоторая помощь поступает из-за рубежа. Саудовская Аравия профинансировала языковые курсы в Гаване и Сантьяго, а в 2014 году на книжной ярмарке в Гаване с ее помощью был представлен стенд с книгами об исламе и Кораном на испанском языке. Король Саудовской Аравии Абдулла в 2014 году оплатил хадж пяти кубинцам. Для большинства кубинских мусульман хадж – практически недостижимая мечта, так как госслужащий получает около 20 долларов в месяц.
Джамалу и Исе повезло войти в пятерку хаджи.
Перевод взят из сайта IslamRF.ru
оригинал и фотографии из AlJazeera