Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Как проявляется исламофобия в Кыргызстане?

Автор: Умма / Фотографии: из интернета / Опубликовано: 8 сентября 2017

Существует ли исламофобия в стране, где согласно официальным данным более 80% населения исповедуют ислам? Что способствовало зарождения исламофобии в Кыргызстане? Каким образом она проявляется? И к чему она может привести? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье экспертов научно-исследовательского института Исламоведения Мурзахалилова Канатбека и Мырзабаева Маметбека.

%article_title%
На фото слева-направо: Канатбек Мурзахалилов, экс-заместитель директора Государственного агентства по делам религий, эксперт НИИ Исламоведения; Ыргал Кадыралиева, экс-депутат Жогорку Кенеша; Маметбек Мырзабаев, директор НИИ Исламоведения

Популярная концепция «столкновения цивилизаций», предложенная С. Хантингтоном, история конфликта между Западом и исламским миром, а также «войны с террором» и террористические покушения - это лишь некоторые факторы, помогающие многим людям поддерживать убеждение о «мусульманской угрозе». В основе этого убеждения лежат не только предвзятые и однобокие изображения мусульманских общин и обществ, но и религиозный детерминизм, который утверждает, что ислам полностью предопределяет социальное и политическое поведение мусульман. В то же время категория «мусульманин» перестала быть лишь определением религиозной идентичности и стала играть роль этнической, социальной и других видов идентичности. Такой способ мышления об исламе, о его приверженцах зачастую распространено и в Кыргызстане.

В 1991г. британская левая организация Раннимид Траст (Runnymede Trust) , целью которой является решение проблем мультикультурного общества, предложила термин «исламофобия», под которым

%article_title%
Маметбек Мырзабаев, директор НИИ Исламоведения

понималась «необоснованная враждебность, а также страх и неприязнь по отношению к мусульманам» .

В 1997 г. уже упомянутая организация Раннимид Траст (Runnymede Trust) опубликовала доклад под названием «Исламофобия: вызов для всех нас» , в котором освещались случаи дискриминации мусульман в Великобритании. Термин подхватили мировые СМИ, и вскоре он стал использоваться без кавычек для описания подобных прецедентов.

Термин «исламофобия» определяется Советом Европы как «страх перед исламом, мусульманами и всем, что имеет к ним отношение, либо предвзятая точка зрения на этот счет. Выражается ли она в повседневных проявлениях расизма и дискриминации либо в форме насильственных действий, исламофобия представляет собой нарушение прав человека и угрозу единству общества» .

В Кыргызстане, как и по всему миру, дискурс на тему исламофобия набрал новый оборот после событий 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке, когда два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра. Ответственность за организацию и проведение теракта, как известно, взяла на себя международная террористическая организация «Аль-Каида». Это событие стало толчком к новым дискуссиям об исламе.

Исламофобия не зависимо от стран мира имеет много общего, является где-то направляемой, где-то спонтанной реакцией обществ и этнических групп на общемировые процессы трансформации культурно-цивилизационных границ.

Она проявляется в самых разных формах:

• запрет на ношение хиджаба в школах и вузах;

• запрет на строительстве минаретов и мечетей;

• запрет на использование громкоговорителей во время Азана;

• публикации в СМИ, социальных сетях фотографий местных мусульманских лидеров портретами радикальных мусульманских лидеров;

• оскорбления религиозных чувств мусульман путем публикации карикатур на Пророка Мухаммеда в средствах массовой информации;

• издания книг и выпуска фильмов против ислама;

• публичное сожжение Корана;

• обвинение мусульманских политических оппонентов в использовании ислама в борьбе за власть.

В настоящее время исламофобия растет во всем мире и эта тенденция не обошла стороной Кыргызстан.

Как показывает анализ, в Кыргызстане исламофобия связана не только с поведением или поступками духовенства, но и незнанием базовых ценностей ислама большинством населения. Такая тенденция отрицательного отношения к мусульманам порождает процесс отчуждения, и осуждения их действий, что приводит к всеобщему негативу к исламу как к религии.

%article_title%
Канатбек Мурзахалилов, экс-заместитель директора Государственного агентства по делам религий, эксперт НИИ Исламоведения

По мнению экспертов, рост религиозности сильно беспокоит светскую часть населения Кыргызстана. Отсюда страхи в обществе и предвзятое отношение к мусульманам в целом. При этом в республике наблюдается трение между светским (советским) и религиозным мировоззрениями. Предвзятое отношение к мусульманам и исламу имеется в основном у старшего поколения, воспитанного в духе атеизма и резко критического отношения к религии в целом. Также такое же негативное отношение у определенной части населения, находящегося под информационным влиянием зарубежных средств массовой информации, где на мигрантской волне сформировалась исламофобия.

Представители новой формации мусульманского духовенства и теологи считают, что одной из проблем возникновения исламофобии в Кыргызстане является отсутствие информации и необходимых знаний об исламе. По их мнению, в стране отсутствует институт духовенства, пользующийся непререкаемым авторитетом, имеется лишь несколько аалымов, чьим проповедям прислушиваются мусульмане.

В настоящее время отсутствует комплексные системные исследования по данной проблематике, не наблюдаются научные подходы в решении вопроса исламофобии.

В периодических изданиях представлены факты, освещающие проблемы религиозной нетерпимости, в частности, исламофобии. Можно отметить наличие определенного количества материалов, как негативной, так и нейтральной тональности. Они позволяют представить относительно целостную картину происходящего.

Как показывает результаты исследования проведенной «Школой миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии» в 2016 году, более 28% проявлений социальной агрессии в Кыргызстане – это исламофобия . Любопытно, но мусульмане стоят на втором месте среди тех, на кого направлены агрессивные речевые атаки в средствах массовой информации и социальных сетях. Все это довольно непривычно для страны, где согласно официальным данным более 80% населения исповедуют ислам суннитского толка.

Однако информационные материалы периодических изданий страдают нередко субъективностью и не всегда достоверны.

Систематизируя основные тенденции проявления исламофобии в Кыргызстане можно выделить следующие основные причины:

• отождествление ислама с терроризмом, экстремизмом и в целом с насилием;

• размежевание ислама с радикальными мусульманскими лидерами и группировками;

• искажение представлений об исламском мировоззрении и обычаях;

• критика тех или иных аспектов исламского вероучения и религиозной практики;

• нежелание властей признать те или иные нормы шариата (споры вокруг хиджаба, ношением бороды, объявления пятницы выходным днем);

• существование элементов исламофобии даже в нормативно правовых документах (путаница и обобщение в терминах) и в реализации государственной политики (по всей стране были повешены баннеры, при поддержке властей для популяризации национальной одежды против исламской);

• приравнивание роста религиозности с радикализацией;

• бескомпромиссность и отход от диалога сторонников секуляризма в отношении мусульманской части населения;

• обвинение в радикализме представителей исламского духовенства.

Таким образом, можно констатировать, что проблема исламофобии в современном кыргызском общественно-политическом дискурсе крайне сложна и связана с целым комплексом других проблем, касающихся корреляции ислама и светского государства, реализации межкультурного взаимодействия в рамках одного общества.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.

Источник akipress



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
12 декабря 2018г.
Фаджр
06:41
Шурук
08:23
Зухр
12:55
Аср
15:46
Магриб
17:32
Иша
18:47