Среди стран СНГ Кыргызстан занимает лидирующее положение по количеству дорожно-транспортных происшествий. В 2013 году произошло более 7492 ДТП, в результате чего погибли 1100 человек, в 2012 году − также свыше 1000 человек.
Количество ДТП в Кыргызстане растет с каждым годом, это признают даже в дорожно-патрульной службе.
Каждый месяц в стране гибнет примерно 100 человек.Для сравнения: Армия США в самый разгар войны в Ираке с 2004 по 2007 год ежегодно теряла по 800−900 солдат. А в Кыргызстане в мирное время каждый год гибнет намного больше людей, среди них женщины и дети.
В последнее время на дорогах Кыргызстана стало очень опасно из-за отсутствия у водителей элементарной культуры вождения, поведения на дороге, повышенной агрессивности, халатности. В эту категорию попадают не только водители бусиков, но и те, кто ездит на «крутых»,по их мнению, авто и которым «все позволено».
Основными причинами увеличивающегося количества жертв на дорогах являются преступная халатность водителя, невежество, безответственность, купленные права, несоблюдение правил дорожного движения.Такие водители представляют реальную опасность для всех участников движения.
Одной из серьезных проблем на дороге является безответственность. Водитель легкомысленно перекладывает ответственность за жизнь и безопасность на Всевышнего или на волю случая, тем самым становится опасным на дороге как для себя, так и для окружающих.
Многие водители вешают в машины аяты из Корана,разного рода тумары (амулеты), читают молитвы и т. п.,но при этом грубо нарушают правила вождения, хамят.
Приведем один пример. У злостного нарушителя правил дорожного движения в машине висел аят из Корана, в котором Аллах говорит: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!»(см. Св. Коран, 2:195). Сам водитель − верующий, но не знает арабского. Когда же его спросили, о чем этот аят,он уверенно заявил, что этот священный аят охраняет его на дороге!
Но если водитель грубо нарушает правила, выезжает на встречную полосу, садится за руль в состоянии алкогольного опьянения, не является ли это тем, что он сам себя, «своими же руками» каждый раз «бросает в опасность»? Многие предполагают, что если случится авария, то это предопределено свыше и водитель не несет ответственности перед Аллахом!
Так ли это на самом деле? Есть хадис, когда к пророку Мухаммаду (мир ему!) пришел бедуин (кочевник) и не удосужился даже привязать свою верблюдицу к стойлу.
На вопрос пророка, почему он так сделал, путник ответил, что полностью вверяет свою судьбу и судьбу своей верблюдицы в руки Аллаха. Пророк возразил,указав, что, перед тем как просить у Бога, вначале нужно сделать все необходимое, зависящее от тебя самого, −вернуться и привязать верблюдицу к стойлу (см. сборник Ибни Асакир).
Сделайте сначала все, что в ваших силах (получите навыки вождения автомобилем, соблюдайте правила дорожной безопасности), и только после этого уповайте на Божью милость. Водитель, преднамеренно нарушающий правила, по вине преступной халатности совершивший ДТП, будет отвечать за свои поступки и нести ответственность перед Богом.
Другое дело, если водитель погибает в результате автокатастрофы по не зависящим от него обстоятельствам.В таком случае он не несет ответственности за свою смерть и за смерть своих пассажиров. Ведь это не его выбор, не его ошибка (он не нарушал правил дорожного движения!). В нашем же примере злостный нарушитель правил сам делает свой выбор, и Аллах спросит с него за непристегнутый ремень, за высокую скорость и другие нарушения, если они повлекут за собой его смерть или смерть других людей по его вине.
В судный день с каждого из нас спросится, все мы будем отвечать за свои поступки, но еще больше ответственности лежит на человеке, знающем, но не применяющем свои знания, халатно и безответственно относящемся,например, к соблюдению правил дорожного движения,а значит, и к жизни, причем не только своей, но и других людей.