Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Кайран элим, кайда баратабыз? Осеннее расточительство

Автор: Айкол Болотбекова / Фотографии: Умма / Опубликовано: 23 ноября 2018

Две недели назад наступил месяц Раби-уль-авваль. Этот месяц полон значимых событий, среди которых и женитьба Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на матери правоверных Хадиже (да будет доволен ею Аллах). В связи с этим мы решили вспомнить, как проходили свадьбы во времена Пророка (мир ему), наших дедушек, родителей и во что это превратилось сейчас?

%article_title%

Свадьба во времена Пророка Мухаммада (мир ему)

Доподлинно неизвестно, как проходила свадьба Пророка Мухаммада и его супруги Хадижы. Но в некоторых источниках сообщается, что им хутбу (церемония бракосочетания) прочитал дядя пророка Абу Талиб. Однако, по другим хадисам нам известно, как должна проходить мусульманская свадьба. Для начала нужно совершить никах согласно правилам шариата, а после следует провести угощения для соседей, родственников и друзей. Угощение гостей является очень желательным действием.

Передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф женился, Пророк ﷺ сказал ему: «Приготовь свадебное угощение, хотя бы зарезав овечку». (Муслим)

Также известно, что и сам Посланник Аллаха (мир ему), женившись на матери правоверных Зайнаб, устроил свадьбу, накормив людей хлебом и мясом.

Однако, надо понимать, что подобные угощения в исламе проводятся лишь с целью оповещения людей о создании новой семьи и укрепления родственных уз, но никак не с целью показного расточительства, соперничества и демонстрации своего положения.

Свадьбы тогда проводились скромно, ведь согласно хадису, переданному от Аишы, самый превосходный никях в плане бараката – это самый лёгкий в расходах. (Байхаки)

Также было важно приглашать на свадьбы не только богатых людей, занимающих высокие посты, но и бедных, которые могли бы искренне порадоваться за ваш союз и сделать дуа.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:

«Плохой едой является угощение на том свадебном пиру, на который приглашают богатых и отказываются звать бедных». (Бухари, Муслим)

Свадьба во времена наших дедушек и бабушек

Наши бабушки и дедушки, хоть и выросли во времена советского союза, расцвета идеологии атеизма, также проводили очень скромные и простые свадьбы. Не было тогда пышных ресторанов, тамады и исполнителей, которые берут по 500 долларов за пару песен под фонограмму. Все проходило очень скромно. Соблюдались традиции кыргызов. Жених вместе с семьей ездил в дом своей невесты с угощениями (кешик). Это называлось «ачуу басар». После, приглашали родителей невесты и их родственников к себе домой. «Куда тосуу» (встреча родителей невесты) также обходилось без больших пиршеств, как сейчас, когда каждый час приносят мясо, горячую еду, а стол ломится от салатов, куриц и запеченных рыб. По словам наших бабушек, тогда на стол ставили сары май (сливочное масло), боорсок, кымыз, бозо и потом подавали мясо барана вместе с беш бармаком. «Түштөндүрүү» тогда не было так распространено как сейчас. Максимум один или два близких родственника могли накрыть у себя дома стол и пригласить кудалар к себе. И все. Никаких козу грилей, таш кордо, мяса молодого жеребенка каждые три часа. Затем молодые люди могли провести свадьбу для своих друзей.

Зейне апа и Тарыхчы ата поженились в 1959 году, 18 марта. Они были студентами и жили в городе Фрунзе. Свадьбу провели в своей съемной квартире.

«Один день мы пригласили холостых друзей, на другой день – женатых, и на третий день – уважаемых аксакалов, которые жили в городе. По 10-12 человек каждый раз. Стол был скромным. Готовили борщ, варили мясо. Кайната передал из села тушу барана. Точно не помню, что еще подавали, но стол был скромным. У меня не было свадебного платья. Пригласительное мы сделали сами, в виде стен-газеты, и повесили у себя в квартире. Друзья придумали интересные конкурсы. Было весело. В качестве подарков приносили посуду, самовар, технику в виде радио, патефона и так далее»,
- вспоминает свою свадьбу Зейне апа.

Айнабубу апа и Кубанычбек ата поженились 1 июля 1963 года. Их свадьба проходила на жайлоо. Айнабубу апа вспоминает, что тогда на стол ставили сары май, бозо, боорсоки и мясо барана.

«Конечно, люди и тогда пытались соперничать и зарезать не барана, а лошадь, и в селе также обсуждали то, кто какой устукан подал. Однако тогда свадьбы не были такими обременительными и тяжелыми как сейчас. Никто в долги не влезал, не брал кредиты, не отдавал большую часть зарплаты на тои»,
- говорит Айнабубу апа.

%article_title%

Свадьба во времена наших родителей

Болот и Гулнара поженились в 1978 году. Они оба были студентами и жили во Фрунзе. После того, как они подали заявление о регистрации их брака в ЗАГС, им вручили талоны в свадебный магазин и столовую (тогдашние рестораны). По этим талоном можно было получить хорошие скидки на покупку кольца, свадебного платья, костюма, а также заказать фуршет.

«У нас была молодежная свадьба. После ЗАГСа мы поехали с друзьями в столовую “Барчын”. Стол был очень скромным. На первое – борщ, на второе – котлеты. Мясо не подавали. Наши родители в начале мероприятия поздравили нас с этим событием и сразу же поехали на вокзал и уехали в село. Мы дальше праздновали с друзьями. Тогда не было ни тамады, ни певцов, ни танцевальных групп. Сами студенты готовили номера. Кто-то пел песню, кто-то проводил конкурсы, кто-то развлекал гостей интересными историями. Оформление зала было простое – шарики и плакаты. Фотографа не было. После ЗАГСа заходили в салон и там фотографировались. Платье у меня было белое, прямое. Денег на прическу и макияж не тратили»,
- вспоминает Гулнара.

%article_title%

Всего на их свадьбе было 30 человек. Никаких гулянок, кортежей также не было. Максимум могли пойти на вечный огонь и возложить цветы.

Свадьбы в наше время

Сегодняшние свадьбы – это сочетание западных тенденций и кыргызских традиций. Обязательным считается подача как первого, второго блюда, так и бешбармака с мясом конины, и все это в конце добивается свадебным тортом. Помимо этого идут затраты на одежду жениха и невесты, свадебный кортеж, организацию гулянки, оплату за услуги тамады, певцов, танцоров, фотосъемки, видеосъемки, оформления зала, кольца и так далее. Согласно информационному агентству Спутник.кж, в среднем той на 300 человек обходится в 821 тысяч сомов (почти в 12 тысяч долларов).

Индустрия свадьбы стремительно развивается, строятся все больше тойканы (в Кыргызстане примерно 864 ресторанов), записываются все больше «тойских песен», дизайнеры предлагают все более изощренные методы оформления зала, фотографы и операторы придумывают дополнительные съемки как «лов сторис», «экспресс монтаж» и так далее. И самое важное, что тои превращаются в соперничество того, кто лучше, кто круче.

Самое грустное, что туда в основном приглашаются богатые и денежные друзья, родственники, которые в состоянии принести как минимум 100 долларов, чтобы покрыть часть расходов. А безденежные родственники и друзья остаются на службе у казана или ограничиваются приглашениями домой на «келин көрүү». Таким образом, не соблюдаются ни совет Пророка Мухаммада (мир ему) о том, что баракат заключается в скромности и простоте, ни сунна посланника Аллаха (мир ему) приглашать на угощение бедных людей.

А сколько же у нас людей, которые влезают в долги, кредиты и годами работают, чтобы покрыть расходы на один день? Согласно статистике фонда ООН в области народонаселения в Кыргызской Республике, в среднем один из двадцати кредитов, которые берут кыргызстанцы, тратится на тои.

%article_title%

Эрбол и его супруга сыграли свадьбу в 2013 году. Родители рассчитывали на деньги, которые придут от гостей. Но их не хватило, и пришлось брать в долг 50 тысяч сомов, чтобы расплатиться с рестораном. Эрбол старался ежемесячно выплачивать деньги и почти целый год работал лишь на покрытие долга. К сожалению, через два года в семье произошел несчастный случай - Эрбола избили и он попал в кому. Это оказалось настоящим ударом для молодой семьи. Жена не выдержала такого испытания и ушла с детьми из дома. Теперь Эрбол восстанавливает силы после данной трагедии, работает в Москве и пытается накопить деньги на то, чтобы начать новую жизнь.

«Я очень жалею, что сыграл свадьбу в долг. Мне сейчас очень больно это вспоминать. Надо было провести небольшую свадьбу в узком семейном кругу. А эти деньги использовать на что-то полезное. Но родители настаивали на большом тое. Да и я сам был молодым и согласился на все это. Это было для меня большим уроком»,
- говорит Эрбол.

И, к сожалению, в Кыргызстане таких историй сотни…

А сколько людей, которые при новости о том, что их пригласили на свадьбу, проявляют не радость, а расстройство, ведь с пустым карманом в гости не пойдешь, как минимум пару тысяч сомов должно быть в конверте. И это сейчас становится настоящей проблемой, ведь почти весь заработок уходит на тои. В среднем люди в возрасте 50 лет, на поход в гости (раджа, кошумча) тратят 50-60 тысяч сомов.

«Приглашают не только на свадьбы, но и юбилеи друзей, жентек тои, тушоо тои, новоселье, поминки. Иногда приходится посетить четыре мероприятия в неделю. Часто приходится ехать в другие области, на дорогу тоже немало денег уходит. Да и в одних и тех же нарядах не сможешь все время ходить, приходится покупать новые платья, которые одеваются в итоге всего несколько раз»,
- говорит Роза эже.

Все эти расходы очень изматывают людей. Осенью у людей почти нет денег. Даже по нашим скромным наблюдениям, в сезон свадеб практически невозможно собрать деньги на благотворительность. Если в другие месяцы один пост о призыве помощи может собрать от 10 тысяч сомов и выше, то осенью – максимум 500 сомов.

Проблема расточительства на тоях стала настолько сильной, что уже на государственном уровне предпринимаются попытки ограничить количество людей, приглашенных на свадьбы, а министерство культуру весной этого года даже объявило конкурс на лучший приблизительный сценарий проведения современных торжеств с минимальными затратами.

В этой статье мы смогли проследить то, как набирала обороты индустрия свадьбы за последние 60 лет на примере трех поколений. Мы не говорим, что свадьбы наших родителей и бабушек достойны подражания и соответствуют сунне пророка. Нет, они жили во времена атеизма и почти ничего не знали о сунне. Но даже в их время свадьба никак не ложилась грузом на их плечи и не являлась символом расточительства. Люди не работали ради свадеб, и не жили ради тоев. Так почему же мы все время говорим: «Надо соблюдать традиции. Надо быть вместе с народом. Что скажет народ?»

Мы стараемся смешать три ценности – ислам, кыргызские и западные – и в итоге все глубже закапываем себя в долговую яму. И у нас возникает лишь один вопрос: "Кайран элим, кайда баратабыз?"



Другие статьи
Показать еще
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
13 декабря 2018г.
Фаджр
06:41
Шурук
08:24
Зухр
12:56
Аср
15:46
Магриб
17:32
Иша
18:47