Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Игрозависимость: что это такое? (советы психолога)

Автор: Школьный Владимир Александрович / Опубликовано: 18 сентября 2015

Время идёт, и многое в жизни человечества меняется. Что-то в лучшую сторону, что-то – нет. Последнее относится, прежде всего, к такой не совсем позитивной черте человеческого характера, как азарт.

Рассмотрим этот факт на примере компьютерных игр. В принципе, большой разницы нет – какие из них рассматривать: «стрелялки», «бродилки», «рпг», «онлайн» или какие-то другие.

Изначально трудно себе представить, что, например, фирма Blizzard закладывает на один из своих игровых проектов бюджет в несколько миллионов долларов исключительно из благотворительных побуждений. Следовательно, конечной целью данного проекта будет максимальное извлечение прибыли, намного превышающей вложенную сумму.

В реальной повседневной жизни игрозависимые люди постоянно испытывают серьёзные проблемы при контактировании и общении с другими людьми. Они, как правило, неуверенные в себе люди, имеющие заниженную самооценку и внутренне одинокие. Но, хочет он того или нет, человеку присуще жить и самоутверждаться в социуме, без которого, в конце концов, он просто не может прожить долгое время. И это стремление к самоутверждению толкает очень многих людей на поиски различных способов его реализации. Не осуществив это своё стремление в реальном социуме, человек находит мост из реальности в виртуальный мир той или иной компьютерной игры. Уход в виртуальный мир − хоть зачастую и иллюзорный, но очень лёгкий способ одновременного решения всех проблем.

Здесь уместно привести достаточно характерный пример из практики по выявлению игрозависимости у детей и подростков и её профилактики.

Ильяс, 11 лет, учащийся 5-го класса. Из анамнеза: В течение нескольких месяцев жалуется на общее недомогание, вялость, головные боли, плохой аппетит. Всё чаще наблюдается родственниками отсутствие желания ходить в школу.

Семья достаточно обеспеченная: отец – бизнесмен, мама – госслужащая. В семье есть ещё старшая сестра Ильяса.

При опросе членов семьи выяснилось, что мальчик в течение последнего года стал гораздо хуже учиться по сравнению с предыдущими годами, стал иногда прогуливать уроки.

По словам родственников, у мальчика есть свой компьютер, за которым он может сидеть бесконечно долго, играя или общаясь с другими детьми в чате.

Все попытки со стороны родственников формально перенацелить ребёнка из виртуального мира на реальный, пока что терпели неудачу – мальчик всё больше замыкался в себе после каждой нотации или попытки ограничить ему доступ к компьютеру.

За последние полторы-две недели до прихода к педиатру и психологу состояние здоровья мальчика заметно ухудшилось. Педиатр после осмотра ребёнка и назначения курса профилактики порекомендовал дополнительно обратиться к психологу.

После нескольких бесед с мальчиком психологом была установлена начальная фаза игрозависимости у ребенка и даны конкретные рекомендации родственникам по выводу его из этого состояния психики. Вкратце они заключались в следующем:

‒ выработка единого распорядка дня для всей семьи и неукоснительное его соблюдение всеми её членами;

‒ дополнительная нагрузка ребёнка домашним посильным полезным трудом;

‒ занятия сына в спортивной секции или кружке по интересам;

‒ ограничение времени нахождения ребёнка за компьютером (норма для детей этого возраста – суммарно не более 40 минут в день);

‒ увеличение времени нахождения на свежем воздухе.

И самое главное – увеличение времени неформального общения членов семьи с мальчиком. То есть не просто узнавать, как у него дела в школе, голоден ли он и т. д., а именно найти занятия, в которых принимали бы участие все члены семьи: совместные походы в город или на природу, совместное вечернее общение в виде игр и др. И как можно больше личностного общения с ребёнком, в процессе которого родителям просто необходимо в мягкой и ненавязчивой (эмпатической) форме узнать как можно больше о внутреннем мире ребёнка, его переживаниях, мечтах и надеждах.

После того как психологом совместно с родственниками была выработана единая стратегия поведения в отношении Ильяса, начался планомерный этап её реализации. Родители (большая им благодарность за это!) проявили максимум такта и настойчивости в отношении своего сына, что в ближайшие 20−30 дней начало давать свои позитивные результаты: мальчик перестал жаловаться на многие свои недомогания.

История эта достаточно типична. Ребёнок (подросток), живя в атмосфере формального общения, так или иначе, будет искать пути для самореализации. Детская психика требует признания достижений ребёнка, сопереживания в его успехах и неудачах.

А если ребёнок не находит единомышленников не только в семье, но и в школе или просто среди сверстников, то что ему делать в таком случае? Вот тут и может начаться его бегство из мира реального, где он не нашёл поддержки и одобрения, в мир виртуальный, иллюзорный, что при выработке в последующем у него устойчивой зависимости от виртуального мира может стать нисколько не слабее наркотической или алкогольной зависимости…

Можно ли конкретно определить у себя зависимость от виртуального мира, «игроманию»? Вполне реально, если самому себе ответить честно на три вопроса: сколько времени в сутки я трачу на реальную и на виртуальную жизнь, для чего я играю в эти игры и сколько реальных денег я на них трачу?

По статистике, если на компьютерную игру в неделю тратится 20 часов и более, если на онлайн-игру в месяц тратится 500 сомов и более, то это уже может быть и косвенным, и прямым доказательством того, что отношение игрока к игре более чем серьёзно.

Однобоко и несправедливо было бы винить в создавшейся проблеме только создателей компьютерных игр. Сводить негативные последствия от увлечения компьютерными играми только к тому, что под видом игры у человека специалисты создают стойкую зависимость и извлекают из этого прибыль, было бы не совсем верно – главное негативное последствие заключается не в этом.

Сам процесс игры, её ритуалистика, набор её сценариев, графика и атрибутика с точки зрения психологии является достаточно сильным раздражителем для психики играющего в неё. То есть чем сильнее раздражающие факторы, тем больше увлечение игрой и тем больше удовольствия, получаемого от самого процесса игры. При длительном же воздействии раздражителя возбуждение психики перестаёт происходить. Начинается процесс адаптации к раздражителю, и игрок перестаёт получать удовольствие от игры – наступает пресыщение.

Разработчики компьютерных игр прекрасно это понимают, и для завоевания и удержания своей аудитории вынуждены бесконечно повышать качество раздражающего фактора. Это выражается в постоянном улучшении графики, усложнении сценария, который должен если не шокировать потребителя, то, по крайней мере, будоражить его фантазию и т. п. Именно на этом пути оказывается вредное влияние на пользователя. Дело в том, что пока не существует никаких ограничительных мер для обуздания порой нездоровой фантазии сценаристов. И потенциальный потребитель подкупается коллективом разработчиков тем, что получает возможность, пусть в игре, понарошку, но перешагнуть черту запретного, неприемлемого для общечеловеческих ценностей, порой такого неизведанного и будоражаще-манящего! Здесь разработчики порой не останавливаются ни перед чем, что может пробудить низменные инстинкты человека, тем более ребёнка: убийство, совершаемое пока что виртуально, откровенная эротика, порнография и т. д.

И весь процесс из классического понимания игры, чем дальше, тем всё больше и больше сводится к погружению игрока в некое подобие управляемых иллюзий. Их же цель – как можно большее количество часов присутствия в игре.

Поэтому с полной уверенностью уже сейчас можно констатировать, что многие современные компьютерные игры по своей сути не являются играми, они приближены к процессу введения человека в некое подобие транса. В самом процессе игры у игрока создаётся стойкая психологическая зависимость. И если данные очевидного расходятся с установками самих игр, то человек в скором времени становится не способным к восприятию реальности.

Один из важных факторов формирования игрозависимости – свойства характера человека, попадающего в эту зависимость. В этот перечень входят повышенная тревожность, склонность к депрессивному состоянию, ранимость, повышенная обидчивость, плохая стрессоустойчивость, низкая самооценка и некоторые другие.

Люди, страдающие подобной зависимостью, не умеют, как правило, строить свои отношения со сверстниками и представителями противоположного пола, плохо адаптируются в коллективе и т. д. Постоянно испытывая сложности в выражении своих эмоций, в контактах с близкими и сверстниками, человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт, следовательно, ищет более безопасный способ взаимодействия со средой, например через виртуальную среду Интернета или игры.

Формирование игрозависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье. Часто её причиной становятся нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения во взаимопонимании и общении. Всё это многократно способствует уходу человека в виртуальный мир из мира реального, с последующим формированием устойчивой зависимости.

Что ещё конкретно привлекает игрозависимого человека в самом процессе игры? В основном:

– интимность собственного игрового мира, в который нет доступа никому, кроме него одного;

– реалистичность процессов в виртуальном мире;

– полное абстрагирование от реального окружающего мира;

– возможность принятия в процессе игры любых решений, даже вне зависимости от конечных результатов;

– полное отсутствие ответственности за совершённые в игре действия и поступки;

– возможность со временем исправить практически любую ошибку, допущенную в процессе прохождения миссий игры.

Сам собой возникает вопрос: как же выбраться из этого порочного круга?

Во-первых, нельзя отключать Интернет, наказывать, лишать удовольствий. Всё это не только бесполезно, но и может подтолкнуть ребёнка или подростка к бегству из дома.

Во-вторых, чтобы победить игрозависимость, надо бороться не с нею, а с причинами, породившими эту самую зависимость у человека. И именно потому, что эти причины стали частью сознания страдающего близкого вам человека, частью его личности, частью его жизни. Поэтому абсолютно недостаточно только избавиться от них: это приведёт всего лишь к образованию «пустот» в психике человека, которые необходимо будет чем-то заполнить. И если этого не сделать, игрозависимый человек в скором будущем сам заполнит эти «пустоты» привычными для него игровыми персонажами и сюжетами.

В-третьих, в процессе избавления от игрозависимости просто необходимо грамотное и систематическое участие родных и близких. Если у вас есть шансы попытаться без помощи специалистов избавить от игрозависимости близкого человека, то тогда стоит воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Часто, но ненавязчиво говорить с зависимым от игр человеком о вреде компьютерных игр, как в физиологическом, так и в духовном плане.

2. Показать игрозависимому человеку отвратительную изнанку игрового бизнеса, поставив под его же сомнение его прежние представления об этом бизнесе. И помочь ему вернуться к своей собственной личности. Что в случае игрозависимости необходимо вдвойне: в игре человек проживает не свои жизни, обманываясь навязанными ему идеалами и убеждениями. Важно помочь ему вновь обрести истинные индивидуальные ценности, настоящую свободу и свою уникальную личность.

3. Следующий этап – возвращение к реальности. Здесь необходимо выявить факторы, заставляющие игрозависимого человека бежать в виртуальный мир из реального для их последующего блокирования и замещения. В этом случае задачу возвращения к реальности должны взять на себя родные, близкие и друзья игрозависимого человека. Главное, чтобы переживания и эмоции от такого «лечения» превосходили удовольствие, которое человек получал от игры за компьютером.

4. Возвращение или развитие навыков самоконтроля. Многие игрозависимые люди достаточно хорошо осознают пагубные последствия своего увлечения, но не могут остановиться и контролировать свои эмоции и импульсы. Здесь актуальна проблема возвращения или развития навыков самоконтроля. Этого добиться совсем непросто, но вырабатывать этот навык крайне необходимо. Тем более это необходимо и актуально потому, что умение контролировать свои эмоции и разум может конкретно помочь не только в борьбе с игрозависимостью, но и во всех сферах семейной и социальной жизни. Для этого необходимо научить человека снимать эмоциональное напряжение физической активностью, а также некоторым видам релаксации, рациональному питанию и т. д.

Обычный среднестатистический ребёнок, подросток и даже достаточно взрослый человек самостоятельно выбраться из «болота» игрозависимости практически неспособен. Даже в том случае, если он будет очень сильно желать изменить собственную жизнь и избавиться от игровой зависимости, родственники и друзья неосознанно могут вернуть его в это привычное для него губительное русло. Надо всегда помнить об этом и всячески избегать подобной практики.

Ни на минуту нельзя забывать о том, что на карту поставлено очень многое, включая будущую успешную жизнь пока что игрозависимого человека!



Другие статьи
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
13 сентября 2024г.
Фаджр
5:02
Шурук
6:39
Зухр
12:57
Аср
17:24
Магриб
19:19
Иша
20:53