Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Муфтият разработал правила похорон умерших с COVID-19 в Кыргызстане

Опубликовано: 18 июля 2020

Как хоронить, обмывать, одевать саван и совершать похоронную молитву (джаназа намаз) над тем, кто умер от коронавируса?

– Ислам наделил людей определенными правами, как во время жизни, так и после смерти. Одним из этих прав является ритуал погребения, обмывания, одевание в саван и совершение похоронной молитвы. Этими правами человека, так же как наделяет Ислам, также наделяет конституция и законы государства.

Обмывание усопшего (гусль)

– Обмывать по Сунне тех, кто скончался от коронавируса, точно также как и других усопших, является обязательным (фард кифая).

في الدر: (والصلاة عليه) صفتها (فرض كفاية) بالإجماع فيكفر منكرها لأنه أنكر الإجماع قنية (كدفنه) وغسله وتجهيزه فإنها فرض كفاية (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).

– В процессе обмывания разрешается использовать средства индивидуальной защиты, а также если необходимо, то можно добавить в воду антисептические средства.

– Омывать тело – это первоочередное право родственников усопшего, но если по каким-то причинам родственникам не разрешают совершить обмывание покойника, то обмывание становится обязанностью тех учреждений, которые имеют доступ к телу покойника. Если тело покойника не омыли, то грех за это будет лежать на них.

في الرد: إذا لم يكن للمسلم قريب مسلم فيتولى تجهيزه المسلمون (٢/٢٣١ ط: سعيد).

Завертывание в саван усопшего

– Завертывание в саван, также как и обмывание тела, является обязанностью мусульман (фард кифая). Если похоронить, не завернув в саван, то грех будет на тех, кто знал об этом.

في الرد: (قوله ويسن في الكفن إلخ) أصل التكفين فرض كفاية وكونه على هذا الشكل مسنون شرنبلالية (رد المحتار ٢/٢٠٢ ط: سعيد).

– Наилучшим саваном в соответствии с Сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является: три полотнища для мужчин и пять полотнищ для женщин.

في الدر: (ويسن في الكفن له إزار وقميص ولفافة وتكره العمامة) للميت (في الأصح)... (ولها درع) أي قميص (وإزار وخمار ولفافة وخرقة تربط بها ثدياها) وبطنها (رد المحتار ٢/٢٠٢-٢٠٣ ط: سعيد).

– Допускается ограничиться (кафан аль-кифая) для савана женщины тремя полотнищами: изар, лифафа и химар. Для мужчины достаточный саван: изар и лифафа. Использовать меньшее количество не допускается (макрух).

والكفاية في حقه أن يقتصر على إزار ولفافة وفي حقها على إزار ولفافة وخمار (حلبي كبير ص:٥٨٠ ط: دار سعادت).

في الدر: (وكفاية له إزار ولفافة) في الأصح (ولها ثوبانو خمار) ويكره أقل من ذلك (رد المحتار ٢/٢٠٣-٢٠٤ ط: سعيد).

– Минимальный необходимый саван (кафан ад-дарура) – это когда тело покрывает все тело в один слой.

في الدر: (وكفن الضرورة لهما ما يوجد) وأقله ما يعم البدن (رد المحتار ٢/٢٠٤ ط: سعيد).

– При необходимости разрешается поместить тело покойника, уложенное в саван, в специальный пакет.

– Если медики обмыли тело, завернули в саван и уложили в специальный пакет, то не нужно его открывать, мыть и заворачивать в саван заново.

– Даже если медики усопшего омыли, но, не завернув в саван, поместили в специальный пакет, то этого достаточно.

في الرد: (قوله لا بأس إلخ) أشار إلى أن خلافه أولى وهو بياضه من القطن. وفي جامع الفتاوى: ويجوز أن يكفن الرجل من الكتان والصوف لكن الأولى القطن. وفي التاجية: ويكره الصوف والشعر والجلد إلخ (رد المحتار ٢/٢٠٥ ط: سعيد).

– Если трудно обмыть усопшего руками, потому что тело начало разлагаться или по другим причинам, то можно облить все тело шлангом, так, чтобы не осталось сухого места. Хотя так делать нежелательно, но при необходимости достаточно.

ولو كان متفسخا يتعذر مسحه كفى صب الماء عليه كذا في التاتارخانية (الفتاوى الهندية ١/١٥٨ ط: رشيديه).

Погребальная молитва (джаназа намаз)

– Совершение погребальной молитвы над усопшим является обязанностью мусульман (фард кифая). Если похоронить без совершения похоронной молитвы, то грех будет на всех, кто об этом знал.

في الدر: (والصلاة عليه) صفتها (فرض كفاية) بالإجماع فيكفر منكرها لأنه أنكر الإجماع قنية (كدفنه) وغسله وتجهيزه فإنها فرض كفاية (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).

– Для совершения похоронной молитвы следует соблюдать несколько правил:

• Тело усопшего должно быть обмыто (гусль), а также место, на котором совершается похоронная молитва должно быть чистым от нечистот;

• Тело или большая часть тела должно присутствовать, а также должно располагаться перед имамом, совершающим намаз;

• Тело не разрешается положить высоко или держать на руках, но можно положить на погребальные носилки;

– Тело не должно находиться слишком далеко от имама, т.е. больше, чем два ряда.

– Между телом усопшего и имамом не должно быть никакой преграды.

– Если тела нет напротив имама, тогда похоронная молитва не проводится. Согласно ханафитскому мазхабу, таким образом проводить погребальную молитву не разрешается.

في الدر: (وشرطها) ستة (إسلام الميت وطهارته)... (ووضعه) وكونه هو أو أكثره (أمام المصلي) وكونه للقبلة فلا تصح على غائب ومحمول على نحو دابة وموضوع خلفه، لأنه كالإمام من وجه دون وجه لصحتها على الصبي، وصلاة النبي صلى الله عليه وسلم على النجاشي لغية أو خصوصية (رد المحتار ٢/٢٠٧-٢٠٩ ط: سعيد).

– В условиях пандемии, хоть и нежелательно в обычных условиях, можно соблюдать дистанцию между участникам погребальной молитвы.

(إذا استقل أهل الجنازة): أي عدهم قليلاً، وفي رواية الترمذي قال: كان مالك بن هبيرة إذا صلى على جنازة فتقال الناس عليها جزّأهم ثلاثة أجزاء، هو تفاعل من القلة: أي رآهم قليلاً. والحديث فيه دليل على أن من صلى عليه ثلاثة صفوف من المسلمين غفر له، وأقل ما يسمى صفًّا رجلان، ولا حد لأكثره، كذا في النيل، (جزّأهم): بالتشديد أي فرقهم وجعل القوم الذين يمكن أن يكونوا صفًّا واحدًا، (ثلاثة صفوف للحديث): وفي جعله صفوفًا إشارة إلى كراهة الانفراد (عون المعبود شرح سنن أبي داؤد ٨/٤٤٨ ط:)

–Если усопшего похоронили без совершения погребальной молитвы, то пока тело не начнет разлагаться, разрешается совершить погребальную молитву над его могилой.

في الرد: (قوله فيصلي على قبره بلا غسل) أي قبل أن يتفسخ كما سيأتي، عند المصنف وإن دفن بلا صلاة (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).

Захоронение усопшего

– Предать усопшего земле, тоже является совместной обязанностью мусульман (фард кифая). Если тело не захоронили в земле, то грех будет лежать на всех, кто об этом знал.

– Во время захоронения следует соблюдать все предписания и рекомендации минздрава.

في الدر: (والصلاة عليه) صفتها (فرض كفاية) بالإجماع فيكفر منكرها لأنه أنكر الإجماع قنية (كدفنه) وغسله وتجهيزه فإنها فرض كفاية (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).

Сжигать тело

– Согласно учению Ислама не разрешается сжигать тело человека это является недозволенным, а также унижением и не соблюдения прав усопшего. В хадисах повествуется о запрете такого рода действия, потому что наказание огнем – право лишь Всевышнего Аллаха и, никого нельзя наказывать огнем, даже животных не говоря о людях.

(ككسره حيًّا)" يعني في الإثم كما في رواية. قال الطيبي: إشارة إلى أنه لايهان ميتًا كما لايهان حيًّا. قال ابن الملك: وإلى أن الميت يتألم. قال ابن حجر: ومن لازمه أنه يستلذ بما يستلذ به الحي، انتهى. وقد أخرج ابن أبي شيبة عن ابن مسعود قال: "أذى المؤمن في موته كأذاه في حياته"، (قاله في المرقاة عون المعبود شرح سنن أبي داؤد ٩/٢٤)

–В хадисе сказано:

عن عبد الرحمن بن عبد الله عن أبيه قال: كنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فى سفر فانطلق لحاجته فرأينا حمرةً معها فرخان، فأخذنا فرخيها، فجاءت الحمرة فجعلت تفرش، فجاء النبى صلى الله عليه وسلم فقال: " من فجع هذه بولدها؟ ردوا ولدها إليها". ورأى قرية نمل قد حرقناها، فقال: "من حرق هذه؟" قلنا: نحن. قال: " إنه لاينبغي أن يعذب بالنار إلا رب النار" (رواه أبو داؤد)

Перевод: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Увидел, что мы сожгли муравейник и сказал: «Кто сжег это (т.е. муравейник)?» Мы ответили: Мы. Тогда он сказал: «Никто не имеет права наказывать огнем, кроме Господа огня (т.е. кроме того, кто его создал)».

–В нынешних условиях пандемии не следует проводить поминки, собирая людей, соблюдая карантинные требования.

%article_title%

Подготовил: Татиков Рафаил

Проверил: Эратов Равшан



Другие новости
История из жизни имама Аль-Бухари. Сила дуа матери
27 октября 2020
В Узбекистане намерены внедрить исламские облигации – сукук
17 октября 2020
Как не потерять себя в отношениях? Запомните пять правил
15 октября 2020
Доктор - индус лечит больных с помощью Корана
8 октября 2020
Норвегия запускает новый план по борьбе с исламофобией
6 октября 2020
После семимесячного перерыва в Саудовской Аравии возобновили совершение умры
5 октября 2020
В Шведции мусульманам разрешили молиться в рабочее время
1 октября 2020
Эмир Кувейта, гигант арабской дипломатии, умер в возрасте 91 года
30 сентября 2020
В Саудовской Аравии запустили новое мобильное приложение для совершения малого хаджа
28 сентября 2020
В Германии мусульмане выиграли в суде право на азан через громкоговорители
26 сентября 2020
Палестина отказалась от председательства в Лиге арабских государств
24 сентября 2020
В Японии протестуют против строительства мусульманского кладбища
23 сентября 2020
Российские школьники будут есть халяль
22 сентября 2020
В Мекке намерены возобновить совершение малого хаджа
21 сентября 2020
Студенты Аль-Азхара выиграли чемпионат мира Enactus
16 сентября 2020
Принявший ислам немецкий профессор создал инновационные мусульманские кроссовки
14 сентября 2020
Израиль снесет мечеть в Иерусалиме
14 сентября 2020
Солдаты из Мьянмы признают геноцид в отношении мусульман-рохинья
11 сентября 2020
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
30 октября 2020г.
Фаджр
5:58
Шурук
7:34
Зухр
12:45
Аср
16:15
Магриб
18:01
Иша
19:33