Единение. Просвещение. Созидание.
исламский журнал
Единение. Просвещение. Созидание. Вопрос ученому / Афиша / Галерея / Теги / Время намазов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ырайымдуу, Боорукер Аллахтын аты менен!
«Воистинну, эта Умма ваша — единая Умма (община)» (Коран 21/92)

Его называют «профессор»

Автор: Элиана - Марьям Сатарова / Опубликовано: 18 июля 2015

Шейх Муса Магомаев – известная личность в Кыргызстане и за рубежом, общественный и религиозный деятель, добропорядочный мусульманин и просто добродушный человек.

Скромность, выдержка, благородство и сдержанность – это черты шейха, который каждый день вносит свой вклад в развитие нашей уммы, не прося ничего взамен, надеясь лишь на довольство Аллаха.

Дагестан − многонациональная республика, в которой проживают представители более 100 национальностей, в том числе около 30 коренных народностей с присущей им самобытной культурой и богатыми традициями.

Шейх Муса с горечью рассказывает об испытаниях, через которые прошел его народ, которые закалили людей на чужбине. Дагестанцы, как и многие другие народы Кавказа, подверглись депортации и ссылке по разным обвинениям − в процессе раскулачивания, за инакомыслие и религиозную деятельность. В 1936 году СНК СССР принял постановление (от 21 мая, № 911−150 сс) «О переселении 1000 кулацких хозяйств из Дагестана и Чечено-Ингушской области», на основании которого несколько тысяч человек были высланы в Киргизскую ССР.

В 1937 году людей целыми семьями высылали из разных районов Дагестана, везли в тесных вагонах, предназначенных для скота, в никуда, в неизвестность. Иногда такие ссылки означали голодную смерть, поскольку новые места оказывались непригодными для заселения и даже гибельными. Люди надолго, а порой и навсегда были разлучены с семьей, Родиной. Переселение и его последствия (голод, холод, болезни, трудности адаптации к новым климатическим условиям и вызванная всем этим высокая смертность) тяжело отразилось на социально-бытовом, экономическом культурном развитии народа. В селе Восточном, или Верхнем Хуторе, как его называют в народе, ставшем новым пристанищем и местом жительства для дагестанцев, в то время не было ничего, кроме одиноко стоящего клуба, а вокруг поля да камыши…

Приближалась зима, и люди, чтобы выжить, подручными средствами строили землянки из камышей и глины. Строгие коменданты не были снисходительны ни к кому − всех заставляли работать. Канал, который функционирует поныне, был буквально вырыт руками. Как рассказывают очевидцы, люди умирали прямо на полях. Было очень тяжело, сказывалось и полное отсутствие местных жителей, которые могли бы оказать любую помощь, поддержать, подсказать… Это уже потом переселенцы начнут ездить на бричках в город, налаживать связи, а первоначально они и в самом деле оказались в изгнании, в изоляции. Только благодаря крепкой вере, сплоченности удалось пережить те нелегкие времена.

Несмотря на то что сам шейх Муса и не был свидетелем той борьбы за жизнь, в силу того что родился уже 1953 году, память об этих тяжелых временах живет в народе, передается из уст в уста в назидание другим, чтобы помнили...

Традиции и ислам

Побывав в селе Восточном, каждый почувствует необыкновенную атмосферу. Здесь живут в основном даргинцы (одна из народностей Дагестана), где чтят традиции и обычаи. Все очень вежливы, даже самые маленькие дети приветливы и учтивы со взрослыми, очень гостеприимны, сразу приглашают к столу и угощают национальным блюдом − хинкал, напоминающим наш кульчетай. В доме у женщин есть своя половина, и если приходит незнакомый мужчина, то женщины находятся в своей части дома, в основном на кухне, где есть отдельный выход на улицу. Даже дети, перед тем как войти на женскую половину, предварительно стучат в дверь. В то же время женщины уверены в себе, свободны в общении, знают свои права по шариату. Как говорит шейх Муса, к женщинам с детства прививается уважительное отношение согласно исламу и все делается для их удобства. Женщины гордятся тем, что ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей, так как в современном мире многие вынуждены работать, забывая об основном своем предназначении – быть хранительницами домашнего очага, заниматься семьей и детьми.

В селе все свадьбы и другие большие мероприятия справляют, в основном, в домах. Это добрая укоренившаяся традиция. За невестами иногда едут в Дагестан, есть и межнациональные браки. Орозо айт и Курман айт – это два главных праздника, к которым готовятся всем селом. «Приезжайте на Орозо айт, − приглашает нас шейх Муса, − у нас три дня празднуют, ходят друг к другу в гости, наши двери открыты для всех».

Следует отметить, что все в селе читают намаз, даже дети, во время азана сами прекращают игры и идут молиться. Как говорит шейх, «в селе, к счастью, практически нет разводов и преступности, не употребляют алкоголь, а если кто- то и курит, то на улице этого никто не увидит».

“Даже в советское время наш народ старался сохранить религию и соблюдал основные религиозные каноны, за что и подвергся репрессиям. Девочки носили платок в школу, несмотря на жесткие меры, собрания, дети старались не носить пионерский галстук, видя в нем знак того, от чего пострадали. Однажды местные жители захотели сделать из старого дома мечеть. Но парткомовские работники, узнав об этом, запретили общие молитвы”. В селе были свои улемы, религиозные деятели. Все помнят одного из таких – старейшину, уважаемого шейха Ильяза, слово которого было законом. В 90-е годы, когда в Кыргызстане было мало информации о традиционных религиях, когда активизировались различные секты, вербуя себе адептов, шейх Ильяз на общем собрании обратился к жителям со словами: «Мы в ответе за мусульман, и все, у кого есть знания о религии, должны говорить населению о вере, об исламе, так как люди находятся на перепутье». Тогда шейх Ильяз и простые люди собрали по тем временам немалые деньги, создав интернациональные команды, чтобы ездить по стране с призывами и разъяснением вопросов религии. В одной из таких команд был и шейх Муса со своими учениками.

Профессор из народа

Шейха Мусу в советское время прозвали профессором, самородком из народа, хотя у него нет ни ученых степеней, ни особых регалий, и университетов он не заканчивал.

Как и все, с 18 лет он начал свою трудовую деятельность на сельхозугодиях. Родители были простыми людьми, но очень скромными и набожными. Шейх Муса так вспоминает об отце: «Отец не пропускал ни одной молитвы, много говорил о религии и напутствовал, чтобы мы, дети, не стремились к богатствам, а стремились быть полезными для общества». В молодости шейх Муса увлекался техникой, был мастер на все руки, своими способностями он прославился далеко за пределами села. Многие приезжали из города, чтобы починить мотоциклы, технику и прочее. А однажды из села Александровка приехали местные жители с просьбой помочь воздвигнуть купол мечети. Думая, размышляя, он все-таки сделал это, купол и поныне можно увидеть, проезжая через это село.

И если высокий профессионализм будет сочетаться с богобоязненностью, с честностью, то в любой сфере будет успех

В 30 лет шейх Муса начал строить мечети. На своей исторической Родине − в Дагестане, в Акушинском районе шейх Муса по просьбе местных жителей также помог воздвигнуть купол мечети. Это была древняя мечеть с 1200-летней историей. Но, к сожалению, коммунисты разобрали и разрушили ее. В 90-е годы жители своими силами решили ее восстановить. Она находилась в труднодоступном месте, к которой не было дорог, а лишь узкая тропа, по которой могли идти только лошади. Как столько веков назад ее смогли построить, до сих пор остается загадкой. Жители подняли стены, а как поставить купол, не знали, не было ни техники, ни опыта, ни знаний. Шейх Муса долго вынашивал свой план. Как он сам рассказывает, «люди возмущались, не верили, а я не мог всего объяснить, начертить, показать, все схемы были у меня в голове. Я пока не добьюсь, не сделаю задуманное, не могу бросить начатое». На удивление всем он придумал уникальное сооружение в виде нескольких колец и столба, при помощи которых купол как бы вынырнул из мечети и встал на свое место. Когда мы спросили, как ему это удалось, он лишь скромно пожал плечами и ответил: «Всевышний помог».

Ихсан − богоугодное дело

Шейх Муса работал всегда. Работу он делит на две категории − для жизни и для души. Для жизни − это обычная трудовая деятельность, а для души – это все, что связано с религией, о чем, как мы заметили, ему приятней говорить. Долгое время шейх Муса был директором медресе, 18 лет возглавлял отдел внешних связей ДУМ КР, в 1998 году создал благотворительный фонд «Ихсан Хайрия», что переводится как «богоугодное дело», «искреннее служение». Сейчас фонд содержит четыре детских дома, четыре медресе, а также строит мечети в Кыргызстане. Шейх Муса является также членом Всемирного фонда сохранения Корана, организовывает конкурсы чтения Корана в различных странах мира, прилагает огромные усилия для просвещения, образования и воспитания молодежи, но не любит говорить о своих достижениях, лишь скромно отвечает: «Главное, чтобы Аллах принял».

Мусульманин должен быть полезен обществу

Шейх Муса считает, что если религиозное образование будет сочетаться с полезными обществу профессиями, то это будет способствовать процветанию страны. Будучи директором медресе, где учились представители разных национальностей, он прививал своим воспитанникам идею о том, что нужно идти вперед, стремиться к знаниям и служить народу, неважно, каким делом ты занимаешься. Многие его ученики являются общественными деятелями, работают в государственных структурах, занимают высокие посты, делают карьеру, получая положительные отзывы за честность. Он старается изыскать средства, чтобы ученики медресе и воспитанники детских домов имели возможность получать высшее образование. «Нам нужны высококвалифицированные врачи, учителя... И если высокий профессионализм будет сочетаться с богобоязненностью, с честностью, то в любой сфере будет успех, − считает шейх Муса. − Нам нужно развивать свой интеллектуальный потенциал, повышать качество образования в целом, чтобы молодежь не уезжала за границу в поисках знаний, а училась здесь».

Наша Родина − Кыргызстан

Многие из тех, кто был репрессирован, люди старшего поколения, вернулись в Дагестан, а их дети, родившиеся здесь, не представляют себя без Кыргызстана. «Мы родились здесь и считаем эту землю своей Родиной. Даже в Дагестане нас называют кыргызами, поскольку наш менталитет отличается. Бывая там, мы скучаем по здешним местам», − говорит шейх Муса. У самого шейха девять детей, внуки, он окружен их любовью и заботой, они отзываются о нем как о добром и мягком отце и дедушке. Своим землякам шейх Муса дает наставления о необходимости образования, выхода из замкнутости, отчужденности, которая искусственно насаждалась в советское время, призывает всех к дружбе, миру, уважению и культурному обмену.

Философия жизни

«Моя философия жизни − это этика, не только внешняя, но и внутренняя, которая проявляется во всем − в уважении, в отношении к окружающим. Мусульманин должен жить, думая не только о себе, но и о других», − говорит в заключение наш собеседник.

В этом году шейх Муса Магомаев в числе других был награжден Почетной грамотой ЖК КР «За многолетний труд, участие в развитии парламентаризма, большой вклад в общественно-политическую и народно-хозяйственную деятельность». Даже об этом факте он говорит со смущением: «Они меня сами наградили. Я не просил».

Теги: люди


Другие статьи
Вопрос ученому
Вы можете задать интересующий вас вопрос на нашем сайте или посмотреть на ответы имама на уже заданные.
На вопросы отвечает:

Кадыр Маликов

Время намазов
9 октября 2024г.
Фаджр
5:34
Шурук
7:08
Зухр
12:49
Аср
16:45
Магриб
18:33
Иша
20:04