Миф первый: Во время поста нельзя купаться, плавать в бассейне, так как попадание воды в уши и нос нарушает пост.
Принимать душ, полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком, купаться в бане, в море или реке во время поста не запрещается, но при этом необходимо соблюдать одно важное условие: не проглатывать воду или пищу. Если вода попала в уши, не страшно, поскольку через ухо она никак не проникнет в желудок.
Согласно правилам, пост нарушается только в том случае, если человек в дневное время вступает в половые отношения или намеренно допускает, чтобы в его организм попадали пища или вода. Купаться же, принимать душ однозначно разрешается. Только при этом нужно следить, чтобы вода не попала в рот. Будет весьма нежелательно, если вы ее проглотите.
Также не нарушает пост частота принятия душа или купаний в море в течение дня. Не берется в расчет, если во время водных процедур произошло непреднамеренное заглатывание воды. Известно, что пророк (мир ему!) и его сахабы (сподвижники) обливались водой во время поста. Например, у Анаса ибн Малика (радыяллаху анху) была даже ванна, которую в жару он наполнял водой и погружался в нее. Об этом и многом другом говорится в сборнике хадисов имама Бухари, который собрал все сведения в разделе «Полное омовение тела для соблюдающих пост». Все вышеупомянутые действия не запрещены, даже если они применяются не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося в жаркий летний период.
Миф второй: Нельзя глотать слюну во время поста.
Можно, так как слюна является естественным выделением организма. Но если Вы специально, с намерением нарушить пост, сглотнули слюну, равную размеру глотка воды, то это может испортить пост, так как именно наши намерения определяют дела.
Миф третий: Пост во время Рамадана можно держать не 30 дней, а три – по одному дню в вначале, в середине и в конце месяца.
Такой пост не засчитывается. Подобные нововведения в исламе запрещены, поскольку считаются искажением религии. Пост в месяц Рамадан длится 29 или 30 дней (официально этот срок определяет муфтият).
Миф четвертый: Пост не засчитывается, если не сделать сухур (утренняя еда до начала поста − закрытие разговения).
Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в сунну пророка Мухаммада (мир ему!).
Также не рекомендуется откладывать ифтар (вечерний прием пищи после захода солнца − разговение) на более позднее время.
Пророк Мухаммад (САВ) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи (а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы)».
Миф пятый: Во время поста даже в ночное время запрещается подходить к женам.
Разрешается. На это указывает прямой текст Корана: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены − одеяние для вас, а вы − одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадан), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (сура «аль-Бакара», аят 183−187).
Миф шестой: Если не сделать гусл (полное омовение) после близости, то держать пост нельзя или он будет неполным. Нельзя также целовать жену в дневное время.
Состояние человека без полного омовения или без даарата не влияет на пост, так как наличие большого или малого омовения является условием для исполнения намаза, а не поста. Но верующий должен спешить сделать полное омовение, так как без него невозможно совершать намаз − долг мусульманина (парз). Не портится пост и от легкого поцелуя в дневное время, хотя считается нежелательным действием.
Миф седьмой: Пост не засчитывается тем, кто не читает намаз во время поста.
Есть люди, которые не исполняют намаз, но держат каждый год пост (орозо). Это странно, конечно. Но, думаю, что дело здесь в религиозном невежестве или в том, что человек пока еще не полностью пришел к вере, так как пост подразумевает исполнение всех остальных столпов ислама. С чисто юридической точки зрения с такого постящегося человека снимается лишь обязанность (фарз) поста, но этот пост не будет полным в духовном плане. Не будет, возможно, такого вознаграждения, как если бы человек исполнял все виды поклонения. То есть такой пост засчитывается (юридически), потому что пост и намаз – это два отдельных поклонения, но пост будет неполным. Как, например, если человек не платит закят, но читает намаз, его намаз принимается, но не будет полным, и спрос перед Аллахом будет за невыплату закята.
Миф восьмой: Пост портит сделанный укол, прививка.
Нет, не портит, если в состав укола не входят подпитывающие или поддерживающие витамины, глюкоза и т. д. Разрешаются инъекции, необходимые для планового лечения, например пенициллина или инсулина, но без витаминов.
Пост портят женские дни («хайд»), послеродовое кровотечение («нифас»), рвота (наполнившая рот), принятие лекарств, таблеток через рот. Но как только у человека заканчивается одно из перечисленного выше, то он продолжает пост. И даже после окончания месяца Рамадан верующий должен в любой из месяцев восполнить пропущенные дни.
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны…» (сура «аль-Бакара», аят 185).
Миф девятый: Если постящийся забыл, что держит пост, поел, попил или разделил ложе с женой, то его пост нарушается.
Не нарушает пост случайное попадание в рот еды или воды либо по забывчивости. Вы должны прекратить прием пищи или воды сразу, как только вспомнили, и продолжить пост. Пророк (мир ему!) говорил, что за совершенное по ошибке (непреднамеренно), по забывчивости или по принуждению не будет спроса с его последователей. В хадисе пророк Мухаммад (САВ) говорит: «Кто забыл, что он постящийся и поел или попил, пусть продолжает свой пост, так как Аллах его накормил и напоил». Или: «Кто сделал разговение во время поста в один из дней Рамадана по забывчивости, нет на нем восполнения или наказания (кафара)». То есть если все эти действия совершены человеком по забывчивости или случайно, то его пост не нарушается.
Миф десятый: Нельзя одновременно делать два намерения на орозо − держать пост ради Аллаха и для себя, чтобы похудеть, поправить здоровье и т. д.
Можно, так как в качестве исключения во время поста разрешается совмещение этих двух намерений. Но основным должно быть намерение поклонения Аллаху, а поправить здоровье – это уже, так сказать, «поднамерение». В одном из хадисов пророк (мир ему!) говорит: «Держите пост и будете здоровы». Медициной доказано: лишний вес − причина многих заболеваний, и борьба с лишними килограммами очень удобна во время поста. Ведь дневное голодание в течение месяца способствует похудению и выведению из организма всевозможных шлаков.
Что в исламе запрещено, так это преследование сугубо личных интересов под маркой исполнения религиозных обрядов. Если, скажем, вы держите пост только ради того, чтобы произвести впечатление богобоязненного человека, или только ради диеты, то это грех. Это такое же запрещенное деяние, как, например, строительство мечети не ради Аллаха, а ради получения политических очков, удовлетворения собственного тщеславия.
Миф одиннадцатый: В Ночь могущества (Кадыр тун) женщинам, находящимся в периоде женских дней, нельзя делать дува (обращение к Аллаху) и зикр (восхваление Аллаха).
Женщина на любом языке может делать дува (обращаться с молитвами к Богу), зикр (восхвалять Аллаха) и просить Всевышнего о желаемом, находясь у себя дома.
Миф двенадцатый: После окончания месяца Рамадана, на следующий же день, можно держать пост за пропущенные дни.
Держать пост в Орозо айт и Курбан айт является крайне нежелательным действием (макрух тахрими) в ханафитской правовой школе и даже харамом во всех остальных школах, так как пророк Мухаммад (САВ) запретил любой пост в эти два праздника.