Многих интересует тема предопределения. Люди часто задаются вопросом о том, зачем заботиться о своем здоровье, если смерть твоя предопределена, или же зачем существует Судный день, если человек всего лишь проживает жизнь, предопределенную ему Аллахом. За что же нести ответственность? Исламский ученый, член Совета алымов Кыргызстана Кадыр ажы Маликов попытался дать развернутый ответ этим вопросам.
Когда человек появляется на свет, он что называется «программируется» на то, ЧТО НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЕГО ВЫБОРА. Ведь человека никто не спрашивает, хочет ли он вообще родиться, хочет ли он быть той или иной национальности и расы, той или иной внешности, хочет ли он родиться в богатой или бедной семье. За всё это он НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Тут же «программируется» то, что на арабском, да и на кыргызском языках называется труднопереводимым словом «рызк». Это как бы сумма материальных благ, которые человеку предстоит получить в течение всей жизни. И тут же предопределяется дата смерти человека — секунда в секунду. Вот что человеку предначертано (такдыр).
Всё остальное человек выбирает себе сам — КАК прожить жизнь, быть на этом свете человеком хорошим или плохим. Вот за это его душа уже ответит на Судном дне. Судный день — это, можно сказать, плата за свободу выбора, данную Богом человеку.
Наверняка у вас возникнут новые вопросы. Если смерть человека предопределена заранее, то стоит ли тогда заботиться о своем здоровье, не всё ли равно, какой образ жизни вести? Не всё равно… На сей счет есть конкретные хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). К своему телу надо относиться бережно, потому что оно — не наша собственность, это оболочка, предоставленная, можно сказать, нам Богом в «аренду». И он спросит с нас, как мы её использовали. Да, предписанная смерть — неотвратимость. И она придет не раньше и не позже. Но вот, например, один человек погибает, как и предписано, в результате автокатастрофы, болезней (например коронавирсуса) — по не зависящим от него обстоятельствам. За это он не несет ответственность на том свете, это — не его выбор.
Другой человек пьет, курит, колется наркотиками или зная о заболевании не предпринимает ни каких мер, не соблюдает режим скорости — вследствие чего умирает, скажем, от рака печени, вируса, аварии. Это — уже его выбор, за это Бог с него спросит (за халатность, легкомысленность). Хотя эта смерть тоже предопределена.