Лето - время отпусков и дальних поездок. Но ничто не станет препятствием для мусульманина поклоняться своему Создателю. Ведь:
“Воистину, намаз предписан верующим в определенное время” (Св. Коран, 4:103).
А также: “Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения”. В Исламе нет затруднений и эта основа касается всех форм поклонения. А как эта лёгкость проявляется в вопросе сокращения намаза?
Сегодня вы узнаете формулу, которая поможет понять, в каких случаях пользоваться каноническими облегчениями.
Кто считается путником?
Путник - тот, кто выходит в путь на расстояние, равное 120 км, с намерением путешествия до 15 дней. Он считается путником с того момента, как отправился с намерением преодолеть 120 км и продолжает считаться им, пока не вернется в населенный пункт, где живет.
Также человек продолжает считаться путником, если неизвестна дата отбытия, например ждет, пока будут готовы документы или ждет встречи с определенным человеком. И это может длиться месяцы и годы и он всё ещё будет считаться путником.
Когда человек перестает считаться путником?
Человек перестает считаться путником, когда продлевает свое путешествие на более, чем на 15 дней и знает дату отбытия или решает остаться в новой местности навсегда. Также не считается путником тот, кто преодолел 89 км, но не с намерением путешествия.
С какого момента начать сокращать намазы?
Если ваша ситуация аналогична с ситуациями путника, описанными выше, можете сокращать намазы. Если же описание вашей ситуации говорит о том, что вы не считаетесь путником, начинаете совершать молитву как обычно, т.е. не сокращая их.
Путник начинает сокращать намаз с того момента, как покинет населенный пункт, в котором живёт. В наше время это может означать преодоления такого расстояния, что видите дорожные знаки с перечеркнутым на нем названием населенного пункта, например, “̶Б̶и̶ш̶к̶е̶к̶”, что означает, что вы уже не в Бишкеке.
Как именно сокращать намазы?
4-ракятные фард намазы, как зухр, аср и иша намазы сокращаются до 2-х ракятов. Такие намазы, как фаджр, магриб и витр не сокращаются и выполняются все два или три ракята.
Надо ли сокращать сунна намазы?
Сунна намазы не сокращаются, т. е. например, 4-х ракятный сунна зухр совершается как обычно. Если путник находится в спокойном состоянии, он ни от кого не убегает, никуда не торопится, не рискует отстать от спутников, опоздать на транспорт и т. д., он может совершать сунна намазы и за это его ждёт награда от Аллаха. Если же путник находится в стесненных и трудных условиях, опаздывает, боится за свою жизнь, имущество и т. д., он может не совершать сунна намазы и это не будет грехом.
Обязательно ли сокращать намазы?
Да. Известно, что пророк Мухаммад ﷺ не читал более двух ракятов молитвы [четырехракятные молитвы сокращал до двух] во время путешествий. Сокращение намаза путников в ханафитском мазхабе ваджиб, т.е. обязательно и невыполнение его становится грехом. Поэтому путники пользуются облегчением и сокращают намазы.
А что по поводу нафиль намазов?
Дополнительные молитвы, совершаемые по желанию, являются желательными как в обычные дни, так и в пути.
Сокращение намаза в пути - ясное подтверждение слов посланника Аллаха ﷺ: «Поистине, религия Аллаха является лёгкой…». Очередной раз убеждаемся в Милостивости Аллаха и проникаемся любовью к Нему.
Делитесь материалом с близкими, ведь в эти жаркие дни тема особенно актуальна!