Жамиля Афгани родилась в консервативной афганской семье, которая жила такими понятиями как «мусульманкам нельзя выходить на улицу», «мусульманкам нельзя учиться». Но несмотря на это она смогла не только получить достойное образование, но и посвятить всю жизнь на борьбу с гендерной дискриминацией. Она смогла доказать своему сообществу, что ислам не только дает женщинам право на образование, но и право на самореализацию. Сейчас она является правозащитницей и заместителем министра Труда и Социального развития Афганистана.
Пятничные молитвы, как правило, мужское дело, и во время правления талибов в 1990-х годах женщинам не разрешалось молиться в мечетях. Но в одном из районов города один имам на протяжении 12 лет держал двери своей мечети открытыми для женщин. Он часто ведет проповеди о правах женщин в исламе. Он говорит, что женщины так же как и мужчины равны пред Аллахом и имеют право работать и получать образование. Это - итог многолетней работы женщины по имени Джамиля Афгани и ее программы о гендерной чувствительности.
Джамиля Афгани скрывает все, что ей пришлось пережить в жизни, за своей милой и дружелюбной улыбкой. Борец за права женщин и исламский ученый, она с детства боролась с гендерной дискриминацией и со своей инвалидностью. Ее образованность и знание арабского языка, помогли ей понять, что ислам и каноны шариата можно и нужно использовать для расширения возможностей женщин в Афганистане.
По словам Афгани, на сегодняшний день в 20 процентах мечетей Кабула имеются специальные молельные комнаты для женщин, в то время как всего 15 лет назад не было ни единой. Проповеди имамов, в которых говорится о важности женского образования, также помогли многим афганским женщинам убедить их семьи дать им доступ к образованию. Стоит отметить, что около 6000 имамов в Афганистане приняли участие в учебной программе Афгани.
Афгани родилась в Кабуле в 1974 году, за несколько лет до советского вторжения в страну. Когда ей было всего лишь несколько месяцев, она заболела полиомиелитом, который впоследствии привел к ампутации одной ноги. Но для Афгани инвалидность стала благом. Ее семья была довольно консервативной и не одобряла получение образования девочками. Ее сестры резвились, играли на улице, но Афгани была не в состоянии; она чувствовала одиночество и все дни проводила в слезах. В итоге, по настоятельной рекомендации лечащего врача, отец Афгани разрешил пойти ей в школу.
Афгани была в пятом классе, когда боевые действия между моджахедами и советскими войсками стали настолько сильными, что ее семье пришлось покинуть родной кров и переехать в Пакистан. В Пешаваре, она поступила на магистратуру в области исламоведения и начала изучать арабский язык. Лишь, оказавшись там, она увидела истинное лицо ислама, с которым не была знакома ранее.
Постепенно Афгани наладила связи с группой по защите прав афганских женщин в Пешаваре. И с течением времени она создала свою собственную организацию, позже получившей название «Организация по развитию потенциала - Нур». Она решила подойти к этому через призму ислама, что в последствие дало возможность вести тренинги и курсы по обучению грамоте женщин в лагерях для беженцев.
Возвращение в Афганистан
После 2001 года, когда талибы были свергнуты с власти Афганистана, десятки беженцев начали возвращаться на родину, среди них была и Афгани. По прибытию она начала открывать центры, где женщин обучали грамоте и письму.
Но когда данный проект хотели осуществить в провинции Газни, где выросла Афгани, возникла проблема с сообществом, в частности с имамами местных мечетей. Джамиля решила пригласить одного из имамов в свой центр. Ему было стыдно, что ему пришлось встречаться с женщиной и выразил желание, чтобы об этом никто не узнал. Афгани не могла понять его снисходительного отношения. Но она решила дипломатично объяснить гостю, что ее целью является просвещение женщин в исламе.
Позже приглашенный имам был впечатлен глубокими познаниями Афгани в исламе. Он начал агитировать мужчин, чтобы те разрешили женам и дочерям посещать тренинги Афгани. В итоге количество женщин, желающих получить образование, было огромным.
В 2008 году Афгани пригласили в Малайзию на конференцию Женской исламской инициативы в области духовности и равенства (WISE). Здесь она узнала об одной филиппинке, которая писала имамам проповеди о правах женщин. Это навело Афгани на мысль о тренингах по гендерному фактору. При поддержке WISE и женщин-ученых было разработано учебное пособие.
Грамотный подход
Она знала, что перед ней стоит нелегкая задача. Сначала имамам предложили взглянуть на учебник, не сообщая, что он предназначен для их же обучения. Афгани с коллегами попросили их выразить мнение об их труде. Так началась дискуссия, и вдруг оказалось, что тренинг идет полным ходом.
Некоторые имамы сразу же восприняли ее идеи. Но с другими пришлось много поработать.
Одним из 6000 духовных лиц, прошедших курсы NECDO, был имам из Кабула Мохаммед Эхсан Сайкал. Его мечеть открылась для женщин 12 лет назад. На протяжении всего этого времени он работает с Афгани и проповедует о важности женского образования.
20-летняя Наргис Хамдард учится в медресе имама Эхсана Сайкала. Раньше ее родители были против ее образования, но с тех пор, как она начала ходить в медресе, их мнение изменилось.
Бывшая сотрудница «Немецкого общества по международному сотрудничеству» Катарина Хильд консультирует Афгани и обучает женщин, работающих в местных советах. По ее словам, Афгани «точно знает, как подобрать лучший рычаг в деле защиты прав женщин. До проекта эти женщины не имели четкого представления о том, что значит быть членом местного совета, но после ее интенсивных тренингов они стали намного увереннее в себе».
Цена борьбы
Выступать против экстремистских интерпретаций ислама – дорогого стоит. Имам Эхсан Сайкал и другие регулярно получают угрозы от талибов и ИГИЛ.
Год назад Афгани была назначена заместителем министра Труда и Социального развития Афганистана. Но в целом, по словам Джамили, правительству еще не хватает политической воли для решения проблем женщин.
В то же время международное сообщество не видит в исламе потенциала: «Они думают, что работать с исламом – это проблема. Но это не так. Я думаю, это очень важно, особенно в Афганистане, так как здесь большинство мусульман. Знание ислама должно быть средством убеждения людей».
Несмотря на препятствия и угрозы, Афгани собирается продолжать свою работу.